Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 августа 2017 г. N 64-АПГ17-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Зенкина А.М. на решение Сахалинского областного суда от 10 августа 2017 года, которым удовлетворен административный иск Ждакаевой Н.И. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва одномандатного избирательного округа N 2 от 31 июля 2017 года N 9/31 "О регистрации Зенкина А.М. кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Сахалинской областной Думы от 8 июня 2017 года N 11/17/166-6 на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва.
31 июля 2017 года окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва одномандатного избирательного округа N 2 принято решение N 9/31, которым Зенкин А.М., выдвинутый Сахалинским областным отделением политической партии "Коммунистическая партия Коммунисты России", зарегистрирован кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2.
Кандидат Ждакаева Н.И., зарегистрированная по тому же избирательному округу, выдвинутая Сахалинским региональным отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", первоначально обратилась в суд с административным иском об отмене регистрации кандидата Зенкина А.М.; затем, 9 августа 2017 года изменив предмет административного иска, просила отменить вышеназванное решение избирательной комиссии о его регистрации кандидатом на основании подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38, пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 6.1 части 6 статьи 29 Закона Сахалинской области от 10 апреля 2008 года N 22-ЗО "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы".
Решением Сахалинского областного суда от 10 августа 2017 года административный иск удовлетворён.
В апелляционной жалобе Зенкин А.М. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы Ждакаевой Н.И. и участвующим в административном деле прокурором представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что данное решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 этого же Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим же Федеральным законом, иным законом.
Подпунктом "г.1" пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона закреплено, что, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, то основаниями отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом.
Аналогичное основание отказа в регистрации кандидата приведено в пункте 6.1 части 6 статьи 29 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы".
Согласно подпункту "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исходя из пункта 2 части 12 статьи 28 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы", недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признаётся недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частью 2 статьи 28 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы".
Частью 2 статьи 28 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" предусмотрено, что Избирательная комиссия Сахалинской области для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, работников её аппарата и привлечённых специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
Частью 3 статьи 28 указанного Закона Сахалинской области установлено, что проверке подлежат не менее 20 процентов подписей избирателей от количества, необходимого для регистрации кандидата, и соответствующие им сведения об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). В случае, если для регистрации кандидата требуется представить менее 200 подписей, то проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах.
Исходя из пункта 7 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части 17 статьи 38 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы", повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "части 17 статьи 38" имеется в виду "части 17 статьи 28"
Пунктом 3 постановления Избирательной комиссии Сахалинской области от 31 мая 2017 года N 15/78 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата, списка кандидатов, и количестве подписей избирателей, подлежащих проверке на выборах депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва 10 сентября 2017 года" и приложением N 1 к этому постановлению определено, что на выборах депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2, количество зарегистрированных избирателей на территории которого составляет 25 516, количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, необходимое для регистрации кандидата, составляет 765, а максимальное количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, представляемое в окружную избирательную комиссию N 2 для регистрации кандидата, составляет 841.
Как видно из материалов административного дела, на выборах депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва Зенкин А.М. в поддержку выдвижения кандидатом представил в окружную избирательную комиссию N 2 для регистрации кандидатом подписные листы, содержащие 841 подпись избирателей, из которых посредством случайной выборки с использованием государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" для проверки отобрано 153 подписи.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных Зенкиным А.М. в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2, от 31 июля 2017 года по результатам проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в указанных подписных листах, рабочая группа признала 14 подписей недостоверными и (или) недействительными, что составляет 9,15% от 153 подписей, подлежащих проверке.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции осуществил проверку подписей избирателей в поддержку выдвижения Зенкина А.М. кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва, отобранных для проверки, и установил, что окружной избирательной комиссией N 2 с использованием государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" сомнению по мотиву недействительности сведений об избирателях (номер паспорта, адрес места жительства) были подвергнуты 22 подписи, однако из-за технической ошибки запрос в управление по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области был направлен в отношении сведений о 21 избирателе, за исключением Ш.
Исходя из справки управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области, приложенной к письму от 1 августа 2017 года N 58/09/265, 15 избирателей указали в подписных листах сведения, не соответствующие действительности, среди которых Д.
Вместе с тем согласно ведомости проверки подписных листов рабочая группа, рассмотрев вышеназванную справку управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области, признала действительными 7 подписей, в том числе рабочая группа посчитала действительной подпись Д.
Удовлетворяя административный иск Ждакаевой Н.И. и отменяя оспариваемое решение избирательной комиссии о регистрации Зенкина А.М. кандидатом в депутаты, суд первой инстанции правильно руководствовался пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которым под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учёта граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Руководствуясь приведённой нормой, суд первой инстанции закономерно исходил из того, что необходимость указания в адресе места жительства номера квартиры, номера дома, наименования улицы - это требование закона, выполнение которого зависеть от усмотрения участников избирательного процесса не может. Данное требование носит строго формальный характер и обязательно для исполнения всеми кандидатами. Иное означало бы нарушение принципа равенства кандидатов, закреплённого пунктом 1 статьи 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В этой связи суд первой инстанции, сопоставив сведения, указанные в вышеназванной справке управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области, со сведениями об адресе места жительства Д. указанными в папке 3 на листе 7 в строке 1, и установив, что данные сведения не соответствуют друг другу в части номера квартиры, пришёл к обоснованному выводу о том, что подпись Д. также подлежала признанию недействительной на основании пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 2 части 12 статьи 28 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы".
Кроме этого, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что окружная избирательная комиссия N 2 в нарушение пункта 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также частей 2 и 3 статьи 28 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" не рассмотрела вопрос о достоверности сведений об избирателе Ш. и действительности её подписи. Данная подпись для проверки была отобрана посредством случайной выборки с использованием государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", и в отношении достоверности сведений о данном избирателе у окружной избирательной комиссии N 2 возникли сомнения, в связи с чем достоверность сведений об этом избирателе подлежала обязательной проверке.
Сопоставив сведения, указанные в справке управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области, приложенной к письму от 8 августа 2017 года N 58/09/280, со сведениями об адресе места жительства Ш. указанными папке 1 на листе 24 в строке 2, и установив, что данные сведения не соответствуют друг другу в части номера квартиры, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о признании подписи Ш. недействительной на основании пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 2 части 12 статьи 28 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы".
Таким образом, суд первой инстанции при рассмотрении и разрешении административного дела установил, что недействительными являются 16 подписей избирателей в поддержку выдвижения Зенкина А.М. кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва, что составляется 10,45% от 153 подписей, отобранных для проверки, и превышает установленную подпунктом "г. 1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктом 6.1 части 6 статьи 29 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" долю недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, при наличии которых возможна регистрация кандидата.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва одномандатного избирательного округа N 2 от 31 июля 2017 года N 9/31 "О регистрации Зенкина А.М. кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2".
Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам, приведённым в апелляционной жалобе Зенкина А.М., не имеется, поскольку указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального права и выводы суда не опровергают.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Сахалинского областного суда от 10 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зенкина А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 августа 2017 г. N 64-АПГ17-12
Текст определения официально опубликован не был