Ветеринарно-санитарные правила
обработки транспортных средств, контейнеров, складских помещений карантинных баз и других подконтрольных объектов
(утв. Минсельхозом РФ 15 июня 1993 г.)
Приказом Минсельхоза России от 27 июля 2020 г. N 422 настоящий документ признан утратившим силу с 27 июля 2020 г.
1. Общие положения
1.1. Правила определяют единую систему и порядок проведения ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств (вагонов, автотранспорта, самолетов, морских и речных судов), контейнеров, складских помещений и подконтрольных объектов.
1.2. Государственный ветеринарный контроль за проведением мероприятий по ветеринарно-санитарной обработке средств транспорта и контейнеров после перевозки грузов животноводства, а также других подконтрольных объектов (мест выгрузки, пристанционных складов и пр.) осуществляет служба Государственного ветеринарного надзора на транспорте и госгранице в соответствии с требованиями ветеринарного Устава РФ.
1.3. Транспортные средства (в том числе и контейнеры), используемые для перевозки животных, продуктов и сырья животного происхождения, подвергают ветеринарно-санитарной обработке на специально оборудованных пунктах или площадках с твердым покрытием, обеспечивающих сбор, очистку и обеззараживание сточных вод с последующим их отводом в систему канализации или естественные водоемы.
2. Ветеринарно-санитарная характеристика подконтрольных объектов
2.1. В зависимости от характера перевозимых грузов и их ветеринарно-санитарной оценки транспортные средства обрабатывают по одной из трех категорий: первой, второй или третьей.
2.1.1. Обработке по первой категории подлежат транспортные средства, в которых перевозили:
- здоровых животных (включая птицу, зверей, зоопарковых животных, пчел, пресмыкающихся) из пунктов, благополучных по заразным болезням;
- мясо, мясопродукты, кожевенное и др. сырье боенского происхождения, полученные от убоя здоровых животных;
- отечественное кожевенное, а также прочее сырье небоенского происхождения, исследованное на сибирскую язву с отрицательным результатом, заготовленное в пунктах, благополучных по заразным болезням животных;
- импортное сырье животного происхождения от здоровых животных, подвергнутое технологической обработке (полуфабрикаты);
- импортную шерсть, подвергнутую горячей мойке на отечественных фабриках первичной обработки шерсти;
- кость столовую и колбасную сухую;
- обработке подлежат транспортные средства, подаваемые под погрузку убойных животных, мяса, мясопродуктов, фуражного зерна и концентрированных кормов, перевозимых насыпью, если они ранее не использовались под перевозку животноводческих грузов.
2.1.2. Обработке по второй категории подлежат транспортные средства после перевозки:
- животных и птиц, среди которых при транспортировке были обнаружены больные или подозрительные по заболеванию заразными болезнями, а также трупы животных (птиц), падших от незаразных или заразных заболеваний, кроме указанных в п. 2.1.3. настоящих правил;
- мяса, яиц, кожевенного и др. сырья животного происхождения, полученных от больных заразными заболеваниями животных и птиц или заготовленных в неблагополучных по заразным заболеваниям местах, кроме болезней, указанных в п. 2.1.3.;
- импортного кожевенного сырья боенского происхождения, перерабатываемого на общих основаниях;
- живой товарной рыбы, а также подаваемые под погрузку рыб, оплодотворенной икры, раков, предназначенных для целей разведения и акклиматизации;
- мясо, на особых в ветеринарно-санитарном отношении условиях;
- импортной шерсти, подвергнутой горячей мойке в стране-экспортере;
- ветсанобработке подлежат также транспортные средства, предназначенные для погрузки племенных, пользовательных, цирковых, зоопарковых животных, отправляемых на соревнования, выставки и т.п., а также под погрузку животных, мяса и мясопродуктов на экспорт.
2.1.3. Обработке по третьей категории подлежат транспортные средства после перевозки:
- животных, у которых в пути следования или при выгрузке установлено заболевание или подозрение на заболевание болезнями списка А, МЭБ, а также сибирской язвой, эмфизематозным карбункулом, сапом, столбняком, эпизоотическим лимфангоитом, брадзотом, орнитозом, ящуром экзотических типов, африканской чумой свиней, или среди которых были животные, павшие от этих болезней;
- кожевенного сырья небоенского происхождения, не исследованного на сибирскую язву;
- импортного сырья животного происхождения, поступающего из стран Азии, Африки и Южной Америки;
- импортной шерсти, щетины, волоса, пуха, пера, очеса, линьки и др., не прошедших камерной обработки и горячей мойки;
- грузов животноводства неизвестного ветеринарно-санитарного происхождения;
- сырья и полуфабрикатов животного происхождения из стран, неблагополучных по заразным болезням животных, не встречающихся на территории России;
- сборной и полевой кости.
2.1.4. Не подлежат ветсанобработке транспортные средства после выгрузки благополучных по заразным заболеваниям скоропортящихся грузов, перевозимых в твердой упаковке, топленых жиров животного происхождения на экспорт, яиц птиц, товарного и яичного меланжа, меда, воска, вощины и сот, пищевых сывороток и плазмы крови в замороженном виде.
3. Порядок направления транспортных средств на ветеринарно-санитарную обработку
3.1. Категорию ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств устанавливает ветеринарный врач транспортного или пограничного контрольного ветеринарного пункта, который выдает специальное назначение установленной формы (см. приложение 1) на каждое транспортное средство, с указанием направления на обработку.
Контроль за осуществлением ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств возлагается на специалистов Государственного ветеринарного надзора.
3.2. Ветеринарно-санитарную обработку железнодорожных вагонов по I категории осуществляют силами железнодорожной станции на дезинфекционно-промывочной станции (ДПС), дезинфекционно-промывочном пункте (ДПП) или промывочном пункте (ПП), по II категории на ДПС, ДПП, а по III категории только на ДПС.
3.3. Дезинфекцию морских и речных судов по II и III категориям проводят на дезинфекционно-промывочных пунктах, а ветсанобработку по I категории - разрешается проводить в местах выгрузки животноводческих грузов с разрешения и под контролем органов, осуществляющих ветеринарный и санитарный надзор на речном транспорте и в морских портах.
3.3.1. Морские и речные суда после выгрузки животных и др. животноводческих грузов, подлежащие дезинфекции по II и III категориям, со всем оборудованием, навозом, остатками кормов закрывают, пломбируют под контролем работника госветнадзора, который выдает назначение установленной формы с указанием категории ветсанобработки. Подготовку судна к проведению дезинфекции согласно выданному ветврачом дезпромпункта предписанию обеспечивает капитан судна.
Предусмотренный порядок дезинфекции по категориям касается также причалов, погрузочно-разгрузочного инвентаря, техники и др. приспособлений. Подготовка к дезинфекции этих объектов возлагается на начальника грузового района порта.
3.4. Ветеринарно-санитарная обработка воздушных судов осуществляется силами и средствами аэропорта на специально отведенных площадках.
3.5. Промывку и дезинфекцию контейнеров в морских и речных портах, аэропортах, фабриках ПОШ, ДПС, ДПП и ПП проводят на специальных бетонированых площадках в санитарной зоне предприятия, имеющих канализационную систему, выходящую на очистные сооружения общехозяйственного назначения.
3.6. На наружной поверхности транспортных средств, подлежащих ветеринарно-санитарной обработке делают наклейки или четкие меловые надписи - "В дезинфекцию по категории".
3.7. После выгрузки животных, животноводческих грузов железнодорожные вагоны со всем оборудованием, навозом и остатками кормов с закрытыми дверями и люками, а при надобности с пломбами и закрутками по назначению специалистов ТКВП направляются на ветеринарно-санитарную обработку.
3.7.1. Вагоны для обработки по I категории направляют по пересылочным ведомостям с указанием "на ветсанобработку" с приложением ветеринарных назначений. Уведомительные телеграммы (телефонограммы) об этом подаются начальнику станций назначения и пункту Госветнадзора на ДПС (ДПП или ПП). О прибытии вагонов на ДПС (ДПП или ПП)) сообщается пункту Госветнадзора станции отправления.
3.7.2. Вагоны для обработки по II и III категориям направляются по полным грузовым документам с приложением ветеринарных назначений пункта Госветнадзора с пломбами железой дороги и с наложением закруток на двери. В грузовых документах указывают категорию обработки, а в вагонном листе делают отметку о находящемся в вагоне оборудовании. О времени отправления, номере и индексе поезда, номерах вагонов начальник станции отправления совместно с ветврачом пункта Госветнадзора сообщает по телефону начальнику станции назначения и расформирования поезда. Станция расформирования поезда сообщает станции назначения о дальнейшем прохождении указанных вагонов. О прибытии и обработке по II и III категориям вагонов начальник ДПС (ДПП и ПП) совместно с ветврачом ДПС сообщает в тот же день на станцию отправления (начальнику станции и ветврачу Госветнадзора), а также начальникам зональных управлений Госветнадзора на транспорте и госгранице дорог отправления и назначения вагонов. При нарушении этого порядка составляется акт установленной формы.
4. Ветеринарно-санитарная обработка вагонов
4.1. Транспортные средства, подлежащие ветеринарно-санитарной обработке по I категории, сначала очищают от навоза, мусора, остатков груза и др. загрязнений, а затем промывают. Промывку проводят горячей водой. Струя воды у промываемой стенки должна иметь температуру не ниже 60°С и давление при выходе из брандсбойта не менее 2 атм. Вначале промывают пол и приспособления, затем стены, потолок и внутренние стороны дверей и решетки. Неотмытые загрязнения удаляют с помощью скребков, щеток и метел. Затем вторично промывают пол и приспособления до полного исчезновения помутнения стекающей воды. Заканчивают промывку обработкой стен.
4.1.1. Наиболее эффективно использовать для промывки транспортных средств принцип подачи воды под высоким давлением, для этого применяется машина ОМ-22614 при струе воды под давлением 14 атм.
4.1.2. Для промывки транспортных средств используют питьевую воду, соответствующую ГОСТ 2874-82.
4.2. Вагоны, подлежащие ветеринарно-санитарной обработке по II категории, подвергают механической очистке, промывке и дезинфекции. Перед механической очисткой внутренние стены и пол или поверхностный слой навоза, а также все находящиеся приспособления увлажняют дезинфицирующим раствором. Очистку и промывку проводят в порядке, как указано в п. 4.1. Дезинфекцию проводят влажным или аэрозольным методами.
4.2.1. Для влажной дезинфекции используют установки, снабженные распыляющими наконечниками. Дезинфекции подвергают вначале пол, затем стены и потолок, после чего вторично дезинфицируют пол. Дезинфицирующий раствор распыляют под возможно прямым углом с равномерным нанесением его на всю внутреннюю поверхность вагона. Особенно тщательно орошают раствором углы, щели, двери и задверные пространства. Обязательно дезинфицируют наружные стены вагона и тормозные площадки.
4.2.2. Вагоны со всем оборудованием дезинфицируют одним из следующих дезинфицирующих средств: осветленным раствором хлорной извести, содержащим 2-3% активного хлора, раствором хлорамина с содержанием 5% ДВ, 2% раствором формальдегида, горячим (60-70°С) 3-4% раствором каустической соды, щелочным раствором формальдегида с содержанием 1-3% каустической соды и 2-3% формальдегида. Норма расхода дезрастворов не менее 0,5 площади и экспозиции 1 час; 5% раствор глутарового альдегида при норме расхода 0,75 и экспозиции 1 час; раствор гипохлорита натрия или кальция с содержанием 3% активного хлора; препарат Глак в 0,2% концентрации (по ДВ) при норме расхода 0,5 и экспозиции 3 часа; горячий (70-80°С) 15% раствор фрезота однократно из расчета 1 при экспозиции 1 час; препарат гипохлорит кальция нейтральный марки Б с содержанием в растворе 3% активного хлора при расходе 1,0 и экспозиции 3 часа (таблица 1).
Для дезинфекции морских (речных) судов можно использовать перекиси водорода и надуксусной кислоты в 3% концентрации из расчета 0,5 ; молочную кислоту (6%) - 0,5 при экспозиции 1 час.
Таблица 1
Дезинфекция вагонов по II категории
Дезинфектант |
Метод дезинфекции |
Концентрация рабочего раствора (ДВ), % |
Расход, |
Экспозиция, час |
Хлорная известь* |
Влажный |
2,0-3,0 |
0,5 |
1 |
Формальдегид |
- " - |
2,0 |
0,5 |
1 |
Каустическая сода* |
- " - |
3,0-4,0 |
0,5 |
1 |
Щелочной раствор формальдегида (каустик и формальдегид) |
- " - |
1,0-3,0 кауст. |
0,5 |
1 |
|
|
2,0-3,0 форм. |
|
|
Глутаровый альдегид |
- " - |
5,0 |
0,75 |
1 |
Гипохлорид натрия (кальция) |
- " - |
3,0 |
0,5 |
3 |
Глак |
- " - |
0,2 |
0,5 |
3 |
Фрезот |
- " - |
15,0 |
1,0 |
1 |
Гипохлорид нейтральный марки Б |
- " - |
3,0 |
1,0 |
3 |
Хлорамин |
- " - |
5,0 |
0,5 |
1 |
Формальдегид |
Аэрозольный |
38-40 |
40 |
1 |
Надуксусная кислота |
- " - |
5,0 |
50 |
1 |
Глутаровый альдегид |
- " - |
25,0 |
65 |
2 |
Формальдегид |
Пароформалиновый |
38-40 |
50 |
3 |
* За исключением рефрижераторов
4.2.2.1. Дезинфекцию изотермических вагонов и контейнеров по II категории можно осуществлять с помощью пара по следующему режиму:
- после механической очистки транспортное средство горячей водой под высоким давлением не менее 14 атм (140 ) при температуре 60-80°С;
- внутренний объем транспортного средства (предварительно загерметизированного) заполняют текучим паром (120°С) при давлении 2-5 атм в течение 15 мин и 30-минутной экспозиции поступления пара в вагон или контейнер.
4.2.3. После перевозки животных и сырья животного происхождения, подозреваемых в заражении по туберкулезу, дезинфекцию вагонов проводят щелочным раствором формальдегида с содержанием 3% формальдегида и 3% едкого натра или раствором гипохлора или осветленным раствором хлорной извести с содержанием 5% активного хлора при норме расхода 0,5 и экспозиции 1 час.
4.2.4. После перевозки животных и сырья, подозреваемых в заражении по стригущему лишаю применяют для дезинфекции вагонов щелочной раствор формальдегида с содержанием 2% формальдегида и 1% едкого натра при норме расхода 0,5 и экспозиции 1 час.
4.2.5. Для лучшего смачивания обеззараживаемой поверхности к растворам дезинфицирующих средств добавляют 0,1-0,2% поверхностно-активных веществ (ОП-7, ОП-10 или сульфонат).
4.2.6. Применение растворов каустической соды, щелочных растворов формальдегида, хлорной извести для дезинфекции изотермических вагонов запрещается, кроме вынужденной дезинфекции по III категории.
4.2.7. Живорыбные вагоны и их оборудование дезинфицируют 20% свежеприготовленным раствором негашеной извести при норме расхода 1 или 2% раствором едкого натра из расчета 0,5 и экспозиции 30 мин.
4.2.8. Аэрозольную дезинфекцию по II категории производят с применением аэрозольных насадок в комплекте с компрессором производительностью не менее 30 . При применении аэрозольной дезинфекции помещения должны быть герметичны, а температура воздуха - не менее +12°С, относительная влажность выше 60%. Давление воздуха, подаваемого к аэрозольной насадке, должно быть не менее 4 атм. Для дезинфекции вагонов и судов применяют 38-40% раствор формальдегида, расходуя не менее 40 при экспозиции 1 час или раствор гипохлора, содержащий не менее 5% активного хлора при расходе 100 и экспозиции 6 часов. Изотермические вагоны дезинфицируют объемными аэрозолями надуксусной кислоты (5% по ДВ) при расходе 65 и экспозиции 2 часа. Для дезинфекции вагонов пароформалиновым методом расходуют формалин или щелочной раствор пароформа из расчета 50 и экспозиции 3 часа (таблица 1).
4.3. Вагоны, подлежащие ветеринарно-санитарной обработке по III категории, подвергают очистке от загрязнений и навоза, затем дезинфицируют.
Перед механической очисткой внутренние стены, пол, поверхностный слой навоза, а также оборудование и приспособления орошают дезинфицирующим раствором. Малоценные предметы внутреннего оборудования, навоз и мусор сжигают.
Дезинфицирующее вещество наносят на обеззараживаемую поверхность транспортного средства. Через 30 мин тщательно промывают горячей водой (не ниже 60°С) до полного исчезновения помутнения в стекающей воде. После промывки транспортное средство повторно дезинфицируют тем же дезраствором путем четырех-пятикратного орошения внутренней поверхности распыленной струей. Через определенное время после повторной дезинфекции транспортное средство промывают горячей водой.
4.3.1. Влажную дезинфекцию вагонов по III категории проводят одним из следующих методов:
- вагоны обрабатывают осветленным раствором хлорной извести или гипохлорита кальция, содержащим не менее 5% активного хлора или 4% раствором формальдегида.
Норма расхода 0,5 площади; через 30 мин поверхности тщательно промывают горячей водой не ниже 60°С до полного исчезновения помутнения и повторно дезинфицируют тем же раствором при норме расхода 1 . Через 30 мин после повторной дезинфекции транспортное средство промывают горячей водой;
- вагоны можно дезинфицировать однократно 5% (по ДВ) водным раствором глутарового альдегида при норме расхода 1 и экспозиции 3 часа с последующей промывкой горячей водой (таблица 2).
Таблица 2
Дезинфекция вагонов по III категории
Дезинфектант |
Метод дезинфекции |
Концентрация рабочего р-ра (ДВ), % |
Расход, |
Экспозиция |
Гипохлорит кальция |
Влажный |
5 |
0,5+1,0 |
30+30 мин |
Хлорная известь |
- " - |
5 |
0,5+1,0 |
30+30 мин |
Формальдегид |
- " - |
4 |
0,5+1,0 |
30+30 мин |
Глутаровый альдегид |
- " - |
5 |
1,0 |
3 часа |
Формальдегид |
Аэрозольный |
38-40 |
60 |
3 часа |
Формальдегид |
Пароформалиновый |
38-40 |
100 |
6 час. |
- " - |
- " - |
38-40 |
175 |
3 часа |
4.3.2 Аэрозольную дезинфекцию вагонов по III категории производят одним из методов:
- вагоны дезинфицируют аэрозолями 38-40% раствором формальдегида при расходе 60 и экспозиции 3 часа;
- для дезинфекции вагонов пароформалиновым методом расходуют формалин или щелочной раствор параформа из расчета 100 и экспозиции 6 часов (таблица 2).
5. Ветеринарно-санитарная обработка водных средств транспорта
5.1. Суда (морские, речные), подлежащие ветеринарно-санитарной обработке по I категории, очищают от навоза, мусора и др. загрязнений, а затем промывают. Промывку палубы, трюмов и др. поверхностей осуществляют горячей не ниже 60°С водой с применением палубных щеток и швабр, давление воды не менее 2 атм. Промывку проводят до просветления стекающей воды.
5.1.1. Для промывки морских рефрижераторных судов после перевозки мяса можно использовать морскую воду, подогретую до 95°С - 98°С с интервалом 1 час в виде бьющей струи под давлением 20 атм с расстояния 20 см от промываемой поверхности; расходы 10 .
5.2. Суда, подлежащие ветеринарно-санитарной обработке по II категории, подвергают механической очистке, промывке и дезинфекции. Дезинфекция должна проводиться у карантинного причала. Трюмы и палубы дезинфицируют орошением поверхностей растворами дезинфицирующих средств (влажный метод) или создавая аэрозоли дезинфицирующих средств.
Температура рабочих растворов должна быть не ниже +20 +25°С. Промывные воды после обработки судов по II категории подлежат сбору в специальные суда или автомашины для отправки их на очистные сооружения.
5.2.1. Для влажной дезинфекции трюмов и палубы используют раствор хлорной извести с содержанием 2-3% активного хлора; 5% раствор хлорамина; 3-4% раствор едкого натра; 2% раствор формальдегида. Расход дезсредств 0,5 , экспозиция 30 мин.
5.2.2. Аэрозольную дезинфекцию проводят при температуре воздуха в трюмах не ниже 12°С и относительной влажности не менее 50%. Растворы подаются с помощью установки ТАН. Для дезинфекции используют следующие средства: 38-40% раствор формальдегида при расходе 40 , экспозиция 1 час. Для нейтрализации формальдегида используют аэрозоль нашатырного спирта в половинной дозе к дезинфектанту.
5.3. Суда, подлежащие ветеринарно-санитарной обработке по III категории подвергают очистке и промывке, затем дезинфицируют. Перед механической очисткой внутренние стены, пол вместе с навозом и загрязнениями орошают дезинфицирующим раствором. Малоценные предметы оборудования, инвентаря сжигают. Через 30 мин транспортное средство тщательно промывают горячей водой, затем дезинфицируют.
5.3.1. Для влажной дезинфекции судов по III категории используют: 6% раствор формальдегида; 15% раствор однохлористого йода; 10% раствор надуксусной кислоты; 12% раствор хлорамина. Для лучшего смачивания обрабатываемых поверхностей к рабочим растворам добавляют 0,1-0,2% ПАВ. Нанесение двукратное по 0,25 . Экспозиция после второго нанесения 3 часа.
5.3.2. Аэрозольную дезинфекцию трюмов судов проводят 38-40% формалином из расчета 55 ; экспозиция - 3 часа. Для создания аэрозолей используют насадки типа ТАН.
6. Ветеринарно-санитарная обработка самолетов (вертолетов)
6.1. При влажной дезинфекции грузовых отсеков самолетов (вертолетов) после механической очистки применяют метод обтирания поверхностей ветошью, смоченной горячим 2% раствором кальцинированной соды, 2% раствором формальдегида, 4% раствором хлорамина; не допускается применение дезинфицирующих средств, вызывающих коррозию металлов.
6.2. Для аэрозольной дезинфекции самолетов (вертолетов) применяют по режимам II категории 40% раствор формальдегида из расчета 40 и экспозиции 24 часа; глутаровый альдегид, содержащий не менее 25% ДВ из расчета 65 и экспозиции 3 часа; бромистый метил - из расчета 300 и экспозиции 48 часов.
6.3. Аэрозольную дезинфекцию по режимам III категории проводят 40% раствором формальдегида из расчета 55 и экспозиции 3 часа.
6.4. Для дезинфекции самолетов, загруженных кожевенно-меховым сырьем, шерстью, волосом, щетиной, расходуют 40 бромистого метила при экспозиции 48 часов; в незагруженых самолетах для уничтожения куриных и чесоточных клещей расходуют 30 бромистого метила при экспозиции соответственно 6 и 15 часов (таблица 4).
Таблица 4
Дезинфекция автомобилей, самолетов
Дезинфектант |
Метод дезинфекции |
Концентрация ЛДВ раб. р-р, % |
Расход, , |
Экспозиция (мин) |
Автомобили
Влажный
| ||||
Формальдегид |
" |
2 |
0,5 |
30 мин |
Хлорная известь |
" |
2-3 |
0,5 |
30 мин |
Хлорамин |
" |
4 |
0,5 |
30 мин |
Дихлоризоцианурат натрия |
" |
0,1 |
0,5 |
30 мин |
Каустическая сода |
" |
3-4 |
0,5 |
30 мин |
Сода кальцинированная |
" |
5 |
0,5 |
30 мин |
Свежегашеная известь |
" |
20 |
0,5 |
30 мин. |
Глутаровый альдегид |
" |
0,3 |
1,0 |
30 мин |
Аэрозольный
| ||||
Формальдегид |
" |
38-40 |
60 |
20 мин |
Самолеты (вертолеты)
Влажный
| ||||
Сода кальцинированная |
(обтирание поверх. ветошью, смоченной дез. раст.) |
2 |
- |
- |
Формальдегид |
" |
2 |
- |
- |
Хлорамин |
" |
4 |
- |
- |
Аэрозольный
| ||||
Формальдегид |
" |
40 |
40-55 |
3-24 ч |
Бромистый метил |
" |
газ |
300 |
48 ч |
Глутаровый альдегид |
" |
25 |
65 |
3 ч |
7. Ветеринарно-санитарная обработка контейнеров
7.1. Для дезинфекции контейнеров по II категории влажным методом применяют 4% раствор формальдегида, 3% активированный раствор хлорамина Б, 4% раствор однохлористого йода, 6% (подкисленный молочной кислоты 0,2-0,3%) раствор перекиси водорода. Температура у обрабатываемой поверхности должна быть не ниже 25°С. Растворы наносятся двукратно с интервалом 30 мин. Экспозиция после второго нанесения 1 час. После дезинфекции контейнер проветривают и в случае необходимости промывают или орошают 1% раствором нейтрализатора (для формальдегидсодержащих - аммиак; для хлорсодержащих - гипосульфит; для щелочной - кислота).
7.2. Аэрозольную дезинфекцию контейнеров по II категории проводят в специально оборудованных камерах. Для дезинфекции применяют 38-40% раствор формальдегида при норме расхода 40 ; 20% раствор перекиси водорода при расходе 60 ;
7.3. Дезинфекцию контейнеров по III категории влажным методом проводят одним из растворов дезсредств, содержащих: 6% формальдегида, или 7,5% перекиси водорода (подкисленный раствор), или 0,35% надуксусной кислоты, или 12% хлорамина. Растворы наносят двукратно по 0,25 с интервалом 1 час. Экспозиция 3 часа после второго нанесения.
7.4. Аэрозольную дезинфекцию контейнеров по III категории проводят 38-40% раствором формальдегида при расходе 55 или 20% подкисленным раствором перекиси водорода при расходе 60 , или 3,5% раствором надуксусной кислоты при расходе 60 . Экспозиция 1 час (таблица 3).
Таблица 3
Дезинфекция контейнеров
Дезинфектант |
Метод дезинфекции |
Концентрация (ДВ) раб. р-р, % |
Расход |
Экспозиция |
II категория
Влажный
| ||||
Формальдегид |
" |
4 |
Двукратно по 0,25 (30 мин) |
1 час |
Хлорамин Б |
" |
3 |
" |
1 час |
Перекись водорода (подкислена молочной кислотой 0,2-0,3) |
" |
6 |
" |
1 час |
Аэрозольный
| ||||
Формальдегид |
" |
38-40 |
40 |
1 час |
Перекись водорода |
" |
20 |
60 |
1 час |
Надуксусная кислота |
" |
35 |
30 |
1 час |
III категория
Влажный
| ||||
Формальдегид |
" |
6 |
Двукратно по 0,25 (1 ч) |
3 часа |
Перекись водорода (подкисленная) |
" |
7,5 |
" |
3 часа |
Надуксусная кислота |
" |
0,35 |
" |
3 часа |
Хлорамин |
" |
12 |
" |
3 часа |
Аэрозольный
| ||||
Формальдегид |
" |
38-40 |
55 |
1 час |
Перекись водорода (подкисленная) |
" |
20 |
60 |
1 час |
Надуксусная кислота |
" |
3,5 |
60 |
1 час |
8. Ветеринарно-санитарная обработка автотранспорта
8.1. Автомобильный транспорт подвергают ветеринарно-санитарной обработке в животноводческих, птицеводческих хозяйствах, на предприятиях мясной и птице промышленности# и др. местах на специально оборудованных площадках с твердым покрытием, обеспечивающих сбор сточных вод.
8.2. Санитарную оценку и обработку автотранспорта осуществляют следующим образом:
- автомашины (тракторные тележки, прицепы, тара) после перевозки в них здоровых животных, птицы, продуктов и сырья животного происхождения, благополучных по заразным болезням, подлежат обязательной очистке и профилактической дезинфекции каждый раз после перевозки очередной партии, а при перевозке мяса и мясопродуктов ежедневно после окончания перевозок;
- очистку и дезинфекцию не проводят, когда перевозят мелких одиночных животных и птицу (декоративных, зоопарковых и т.п.) в специальных контейнерах (мешках), а также пчел в ульях.
8.3. Для профилактической дезинфекции автотранспорта, погрузочно-разгрузочных площадок, весовых после перевозки здоровых животных, птицы и сырья используют 5% горячий раствор кальцинированной соды, 2% раствор формальдегида, 3-4% горячий (60-70°С) раствор едкого натра, раствор гипохлора или хлорной извести с содержанием 2-3% активного хлора, раствор тексанита, содержащий 3% активного хлора, 0,2% раствор препарата Глак, раствор метафора с содержанием 1% формальдегида, при норме расхода каждого из указанных средств 0,5 и 0,3% раствора глутарового альдегида при норме расхода препаратов 1 ;
8.4. Транспортные средства после перевозки мяса и мясопродуктов дезинфицируют раствором хлорной извести, гипохлора или тексанита, содержащих (1-2% активного хлора), 2% раствором едкого натра, 4% раствором хлорамина, 2% растворами демпа, дезмола или 0,1% раствором дихлоризоцианурата натрия при норме расхода каждого из указанных средств 0,5 площади, 0,3% раствором глутарового альдегида из расчета 1 .
8.5. Металлические контейнеры, используемые для транспортировки живой птицы, после каждой выгрузки должны быть очищены и продезинфицированы. Санитарную обработку контейнеров проводят в специально оборудованных помещениях или на площадках следующим образом:
- после механической очистки контейнеров промывают горячей водой;
- профилактическую дезинфекцию проводят 2% горячим раствором едкого натра, осветленным раствором хлорной извести, содержащим 2-3% активного хлора, 1% раствором формальдегида;
- после дезинфекции (по истечении часовой экспозиции) поверхность контейнеров промывают струей воды;
8.6. На международных автотрассах на основных направлениях международных перевозок животноводческих грузов используют для проведения дезинфекции ходовой части следующие дезбарьеры:
- в районах с непродолжительным зимним периодом с температурой окружающего воздуха не ниже 0°С (III климатический пояс - границы РФ с Эстонией, Латвией, Литвой, Турцией, Ираном, Афганистаном и др.) ветеринарно-санитарную обработку автотранспорта проводят на открытых дезбарьерах с обогреваемой дезванной;
- в регионах с продолжительной и суровой зимой и жарким летом (I и II климатические пояса) в условиях воздействия сильных господствующих ветров (до 25 м/сек.) - на международных автопереходах РФ-КНР, РФ-МНР, РФ-Финляндия промывка и дезинфекция автомобилей должны проводиться в крытых отапливаемых дезбарьерах или дезблоках.
8.7. Функционирование дезбарьеров предусматривается только во время экстремальных ситуаций (при возникновении особо опасных инфекционных заболеваний животных на территории РФ и сопредельных государств).
8.8. Дезбарьер (дезблок) проектируется один на въезд и выезд автомашин, располагается на боковом участке основной трассы. Оборудуется вспомогательными ветеринарно-санитарными объектами, обеспечивающими механическую очистку и мойку ходовой части и днища транспортных средств перед дезинфекцией, очистку и нейтрализацию сточных вод и отработанного дезинфектанта. При отсутствии источников тепла должна быть построена котельная.
Размеры дезванны должны быть не менее: длина - 16 м, ширина - 4 м, глубина - 60 см.
8.9. Ветсанобработка ходовой части автотранспорта на дезбарьере (дезблоке) должна включать операции:
- механическая очистка и мойка ходовой части и днища;
- заправка дезванны рабочим раствором дезинфектанта;
- обработка транспорта (в дезблоке проводится путем орошения колес и днища автомобилей одним из вышеуказанных дезинфектантов);
- удаление остатков дезраствора с поверхности ходовой части;
Заполнение дезванны проводится одним из следующих средств:
- 4% горячий (60-70°С) раствор едкого натра;
- 4% раствор формальдегида;
- 7% раствор дезхола;
- 5% раствор хлорной извести;
- 2% раствор глютарового альдегида.
9. Ветеринарно-санитарная обработка складских помещений, карантинных баз и других подконтрольных объектов
9.1. Погрузочно-разгрузочные площадки, платформы, места выгрузки и погрузки животных и сырья животного происхождения, места стоянки животных (загоны, навесы) со всем оборудованием, территории причалов, эстакады, погрузочно-разгрузочная техника, трапы, расколы, помещения временной передержки животных, карантинные базы (изоляторы), склады для размещения продуктов и сырья животного происхождения и др. объекты, с которыми соприкасались животноводческие грузы, неблагополучные в ветеринарно-санитарном отношении, подлежат обязательной обработке в зависимости от санитарного состояния груза по режимам соответствующей категории.
9.2. Дезинфекцию объектов по II категории проводят одним из средств: осветленный раствор хлорной извести с содержанием 3% активного хлора; 5% раствор хлорамина; 2% раствор формальдегида, 4% горячий (не менее 60°С) раствор едкого натра; щелочной раствор формальдегида, содержащий 3% формальдегида и 3% едкого натра или 2% формальдегида и 1% едкого натра. Норма расхода каждого из средств не менее 0,5 л на 1 поверхности. Для дезинфекции скотозагонов можно использовать 20% взвесь свежегашеной извести. Применяют также горячий (60°С) 10% раствор фрезота из расчета 0,5-1 , экспозиция 1 час.
9.3. Для дезинфекции объектов по III категории используют: осветленные растворы хлорной извести или гипохлорита кальция, содержащие не менее 5% активного хлора; 4% раствор формальдегида; 0,4% раствор надуксусной кислоты; 10% горячий (60°С) раствор едкого натра при двукратном нанесении по 0,5 с интервалом 1 час и экспозиции 3 часа.
9.4. Незамещенные места стоянок животных дезинфицируют взвесью хлорной извести, содержащей 5% активного хлора; 4% раствором формальдегида; или 10% раствором едкого натра, или щелочным раствором формальдегида, содержащим 3% формальдегида и 3% едкого натра. Норма расхода дезинфицирующих средств 10 .
В зимнее время для предотвращения замерзания растворов дезинфицирующих средств к ним добавляют 10-15% поваренной соли.
10. Дезинфекция спецодежды и других предметов
Спецодежду и обувь обслуживающего персонала (грузчиков, дезинфекторов, ветфельшеров и пр.) подвергают обязательной ветеринарно-санитарной обработке каждый раз после погрузочно-разгрузочных работ с грузами, а также после дезинфекции транспортных средств и др. объектов по II и III категории, или оказания лечебной помощи заразным больным животным.
Спецодежду после обработки транспортных средств по I категории или перегрузки благополучных животноводческих грузов просушивают в сушилке или специально отведенном помещении грязную спецодежду направляют в стирку.
10.1. Спецодежду после обработки транспортных средств и др. объектов по режимам II и III категорий дезинфицируют одним из следующих методов:
- в пароформалиновых камерах (хлопчатобумажную, брезентовую спецодежду, изделия из кожи, меха, резины, войлока, металлов, дерева) строго соблюдая следующие режимы:
Вид спецодежды |
Плотность загрузки вещей на 1 камеры, комплекты |
Температура, °С |
Расход формалина на 1 камеры мл |
Срок обработки с момента пуска формалина, мин |
Спецодежда после обработки объектов по II категории |
5 |
58-59 |
100 |
120 |
Спецодежда после обработки объектов по III категории |
3 |
58-59 |
250 |
180 |
- брезентовые, хлопчатобумажные и войлочные вещи обеззараживают текучим паром в камерах Крупица или автоклавах при температуре и давлении 1 в течение 30-40 мин при неспоровой (II категория) и при давлении 2 в течение 90 мин при споровой (III категория) микрофлоре;
- изделия из хлопчатобумажных тканей, брезента, дерева и металлов дезинфицируют путем кипячения в воде или 1% растворе кальцинированной соды в течение 30 мин при неспоровой и 90 мин при спорообразующей микрофлоре;
- методом замачивания в дезинфицирующих растворах обеззараживают вещи и изделия из резины, войлока, хлопчатобумажных тканей, брезента, металлов, дерева, а также не портящихся под воздействием дезинфицирующих растворов полимерных материалов и тканей из синтетического волокна.
Для этих целей применяют следующие растворы:
Режимы дезинфекции спецодежды мягкой тары и предметов ухода за животными
Характер загрязнений спецодежды и др. объектов |
Обеззараживаемые материалы |
Дезинфицирующее средство |
Концентрация раствора, % |
Экспозиция обеззараж., ч |
После обработки объектов по II категории |
Изделия из хлопчатобумажных и прорезиненных тканей, войлока, брезента, резины, металлов, синтетических волокон, полимерных материалов, изделия из кожи |
Хлорамин |
1 |
5 |
|
|
- " - |
3 |
2 |
|
|
Лизол |
3 |
2 |
|
|
Формальдегид |
2 |
2 |
|
|
Хлорамин |
5 |
2 |
|
|
Формальдегид |
4 |
2 |
|
|
Щелочной р-р формальдегида |
3% формальдегида и 3% натра едкого |
2 |
После обработки объектов по III категории |
Изделия из хлопчатобумажных и прорезиннных тканей, войлока, брезента, резины, металлов |
Активированный раствор хлорамина |
1% хлорамина + 1% сернокислого или хлористого аммония |
2 |
|
Изделия из кожи |
Формальдегид |
4 |
4 |
|
|
Хлорамин |
5 |
4 |
10.2. Изделия из металлов (инвентарь для уборки, предметы ухода за животными, клетки для мелких животных и т.п.) обеззараживают путем погружения их на 30-60 мин в один из дезинфицирующих растворов, рекомендованных для дезинфекции транспортных средств и др. объектов или обжигают огнем паяльной лампы.
11. Обеззараживание навоза и сточных вод
Навоз и подстилка, выгружаемые из транспортных средств, относятся по ветеринарно-санитарной обработке к той же категории, к какой отнесено транспортное средство.
11.1 Навоз I категории от здоровых животных разрешается вывозить на поля для удобрений без ограничений.
11.2. Навоз II категории подлежит биотермическому обеззараживанию на специальных площадках в течение 12 месяцев (при туберкулезе - 2 года). После обеззараживания его можно вывозить для удобрения на поля с разрешения ветсанучастка и по согласованию с местными ветеринарными органами. Навоз из транспортных средств после перевозки животных больных или подозреваемых в заболевании инфекционной анемией и энцефаломиелитом лошадей, бешенством и др., острозаразными болезнями животных подлежит сжиганию в специальных или мусоросжигательных печах на территории ДПС, аэропорта, морского порта и т.п. Навоз от животных больных или подозрительных по заболеванию чумой свиней и ящуром, по указанию Госветнадзора, в зависимости от наличия условий складируют для биотермического обеззараживания или сжигают.
11.3. Навоз и мусор III категории обязательно сжигают. Подлежат сжиганию также малоценный инвентарь, оборудование и остатки фуража, а также различная сепарация (доски, щиты и пр.).
11.4. Утилизации в условиях ПКВП и ДПС (ДПП) подвергаются павшие животные, отходы, остатки грузов из средств транспорта, пересекающего границу. Под остатками грузов подразумевается: остатки пищи, остатки от приготовления пищи, упаковочный материал для пищевых продуктов, мусор, остатки перевозимых грузов, малоценный инвентарь и пр.
11.5. Сточные воды после промывки и дезинфекции транспортных средств и др. объектов очищают, обеззараживают на ДПС, ДПП, ПП, дезблоках, дезпропускниках и т.п. силами и средствами этих учреждений с помощью имеющихся сооружений, которые должны обеспечивать требования в соответствии с Правилами охраны поверхностных вод от загрязнений сточными водами. Администрация названных учреждений несет ответственность за эффективность работы очистных, обеззараживающих и обезвреживающих сооружений.
11.5.1. Сточные воды после обработки транспортных средств по I категории направляют в сеть городской канализации или подключают к канализационной сети сточных вод, поступающих от обработки транспортных средств по II категории.
11.5.2. Сточные воды после ветсанобработки транспортных средств по II категории после механической и биологической очистки дезинфицируют хлорированием. Для хлорирования применяют осветленный раствор хлорной извести, содержащий 5% активного хлора, с учетом, что доза хлора должна быть 30-60 мг/л воды, экспозиция не менее 30 мин. После завершения дезинфекции и лабораторного контроля (через 1-2 часа после хлорирования остаточного хлора должно быть не менее 0,5-1 мг/л) сточные воды спускают в сборный канализационный коллектор или в водоем по согласованию и под контролем СЭС. Осадок из отстойников и иловых площадок вывозят на площадку для биотермического обеззараживания в смеси с навозом или сжигают в навозосжигательных печах.
11.5.3. Сточные воды после ветсанобработки транспортных средств по III категории собирают и обеззараживают отдельно от др. сточных вод. Дезинфицируют их автоклавированием (при 120°С в течение 1-1,5 ч), предварительно коагулируя по принятой технологии. При дальнейшем хлорировании сточные воды обязательно осветляют в специальном отстойнике в течение 12 часов, затем подаются насосом в отстойник-смеситель, где смешиваются с раствором хлорной извести, содержащей 5% активного хлора, с учетом, что доза хлора в воде должна быть 200-1000 мг/л. Затем воды поступают в контактный резервуар, где их выдерживают 30 мин и после лабораторного контроля (через 1-2 ч количество остаточного хлора 0,5-1 мг/л) направляют в общую систему сточных вод. Осадок из отстойников подлежит сжиганию или автоклавированию (2 атм) в течение не менее 1 ч.
11.5.4. Наблюдение и контроль за правильной очисткой сточных вод возлагается на ветеринарную службу. Регулирование спуска сточных вод с объектов находится в ведении санитарного надзора Минздрава РФ.
11.5.5. Сточные воды контролируют каждый раз перед спуском их с очистных сооружений. Если величина содержания остаточного хлора, указанная в пп. 11.5.2. и 11.5.3. не достигнута, спуск сточных вод запрещен, и они подвергаются повторной дезинфекции.
11.6. В международных аэропортах, морских и речных портах, пограничных железнодорожных станциях устанавливают мусоросжигательные установки для обеззараживания мусора и др. отходов.
12. Дезинфекция транспортных средств при минусовых температурах
12.1. В зимнее время, ввиду замерзания дезинфицирующего раствора, наносимого на поверхности транспортных средств и др. объектов, необходимо, чтобы во время дезинфекции температура обрабатываемых поверхностей была выше 0°С. Для этого следует:
- промывку проводить горячей (не ниже 80°С) водой при закрытых люках и дверях;
- дезинфекцию проводить сразу вслед за промывкой горячими дезинфицирующими растворами при температуре их у выхода распылителя не ниже 50°С, кроме раствора хлорной извести, температура которого должна быть не выше 25°С. Перед дезинфекцией к растворам дезинфицирующих средств добавляют поваренную соль в количестве 10-15%.
12.2. Для дезинфекции по II категории при минусовых температурах применяют:
- 7,5% раствор перекиси водорода, 15% раствор однохлористого йода при двукратном нанесении по 0,25 или 7,5% раствор (0,3% по ДВ) надуксусной кислоты, расходуя по 0,5 при каждом нанесении с интервалом 30 мин, экспозиция после второго нанесения 3 часа; 3% раствор натриевой соли дихлорризоциануровой кислоты или 5% (1% ДВ) раствор глутарового альдегида при двукратном нанесении с нормой расхода по 0,25 и экспозиции 3 часа;
- препарат дезхол в концентрации 5% (по ДВ) с добавлением хлористого кальция (от 5 до 20% в зависимости от температуры). Норма расхода 1 и экспозиции 1 час. Температура раствора не ниже 60°.
Для дезинфекции транспортных средств по III категории применяют дезхол в 7% концентрации (по ДВ) с добавлением хлористого кальция. Норма расхода 1,5 , двукратное нанесение по 0,75 с интервалом 30 мин. Общая экспозиция 1,5 часа. Температура раствора 60°С.
Кроме того, применяют 10% раствор перекиси водорода или 10-15% раствор (0,4-0,5% по ДВ), раствор надуксусной кислоты при двукратном нанесении по 0,25 , интервалом между нанесениями 1 ч, экспозиция после второго нанесения 3 часа.
13. Противоплесневая обработка транспортных средств
13.1. Транспортные средства (изотермические вагоны, контейнеры), в которых было обнаружено мясо или др. грузы, пораженные плесенью, или испорченные остатки мясных продуктов (мясная крошка и др.), после очистки и промывки дезинфицируют растворами гипохлора, гипохлорита кальция, содержащими 5% активного хлора, или 4% (по ДВ) глутарового альдегида из расчета 1 . Через 1 час после дезинфекции вагоны вторично промывают горячей водой и просушивают.
13.2. Трюмы судов в тех случаях, если мясо и др. продукты при выгрузке оказались пораженными плесенью, после их очистки и промывки дезинфицируют осветленным раствором хлорной извести, содержащим 2% активного хлора, или 2% раствором формальдегида. Через 1 час после этого помещения промывают горячей водой (60-70°С), а затем просушивают и проветривают.
Для противоплесневой обработки применяют также препарат комплекцид, содержащий 1,5% ДВ и 0,2 ПАВ. Норма расхода 1 , экспозиция 1 час. По истечении экспозиции проводят промывку горячей водой и проветривание.
14. Дезодорация транспортных средств
14.1. Изотермические вагоны и др. транспортные средства, имеющие посторонний запах, подвергаются промывке горячей водой (60-70°С) с добавлением 1-5% кальцинированной соды при помощи щеток или орошению раствором гипохлора или гипохлорита кальция с содержанием 5% активного хлора из расчета 1 двукратно с интервалом 30 мин и экспозицией после второго нанесения 1 час, затем поверхности промывают горячей водой и просушивают.
14.2. Применяют также препарат комплекцид в 3% концентрации, норма расхода 1 . Экспозиция 1 час, температура раствора 60°С.
14.3. Помещение судна, имеющее посторонний запах промывают горячим (60-70°С) 1% раствором едкого натра с помощью швабр и щеток, орошают осветленным раствором хлорной извести, содержащей 0,5% активного хлора и дополнительно 1,5-2% раствором формальдегида с последующей нейтрализацией его 1-1,5%-ным раствором нашатырного спирта. Затем помещение промывают горячей водой, просушивают и проветривают.
15. Комплексная обработка транспортных средств
15.1. Для одновременной дезинфекции транспортного средства по II категории, дезодорации и противоплесневой обработки применяется препарат комплекцид с содержанием 3% формальдегида. Расход препарата 1 , экспозиция 1 час.
15.2. Для одновременной дезинфекции транспортного средства по III категории, дезодорации и противоплесневой обработки применяется препарат комплекцид с содержанием 3,5% формальдегида. Расход препарата 1,5 (нанесение дробное 1 , через 30 мин, 0,5 ). Экспозиция 1 час после второго нанесения. После нейтрализации водным раствором аммиака транспортное средство промывают горячей водой, проветривают.
16. Дезинфекция тары, применяемой для упаковки международных почтовых отправлений
16.1. Дезинфекцию почтовой тары проводят растворами препарата Глак, форман, надуксусной или надмуравьиной кислот.
16.2. Препаратом Глак (1% по ДВ) в аэрозольной или беспропелентной упаковке орошают обрабатываемый объект из расчета 150 при экспозиции 1 час.
16.3. Препарат форман (2,5% пароформальдегида и 0,5% катапина) в аэрозольной упаковке применяют из расчета 120 при экспозиции 1 час.
16.4. Растворы надуксусной (0,25% по ДВ) или муравьиной (0,3% по ДВ) кислот применяют из беспропелентного баллона из расчета 100 и экспозиции 15 мин.
17. Контроль качества ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств
17.1. Осуществляют бактериологический и химический методы контроля согласно Приложениям 3 и 4.
18. Меры личной профилактики и техники безопасности
18.1. В местах работы с дезинфицирующими средствами должны быть аптечки первой помощи с растворами нейтрализаторов дезинфицирующих веществ, а также созданы все условия для осуществления мер личной профилактики. На рабочих местах вывешивают памятки о правилах работы с дезинфицирующими средствами и оказания первой помощи при отравлениях.
18.2. Ветеринарно-санитарную обработку транспортного средства и др. объектов по II и III категориям проводят только под контролем и в присутствии ветеринарного врача или ветеринарного фельдшера.
18.3. Все работы по очистке, промывке и дезинфекции транспортных средств и др. объектов должен проводить специально обученный персонал, который обеспечивают по установленным нормам спецодеждой, обувью и защитными средствами. После дезинфекции спецодежда подлежит обеззараживанию и хранению в индивидуальных ящиках (шкафах).
18.4. Приготовление растворов дезинфицирующих средств проводят в особом помещении, оборудованном вытяжной и приточной вентиляцией. Готовят растворы и проводят дезинфекцию в спецодежде, защитных очках, респираторах (с противогазными патронами марки РУ-60 М, РПГ-60 или РПГ-67, Л) или (Ф-46 противогазным патроном А - при формальдегидсодержащих средствах), противогазах и резиновых перчатках.
18.5. При попадании дезсредства на кожу рук, лица или в глаза препарат снимают путем обильного промывания водой, при раздражении горла делают полоскание 2% раствором питьевой соды.
18.6. Курить и принимать пищу во время работы запрещается.
18.7. После работы лицо и руки необходимо вымыть теплой водой с мылом и принять душ.
18.8. В установленном порядке должны проводиться проверка знаний и инструктаж персонала, работающего с дезинфицирующими средствами, по правилам техники безопасности и личной профилактики.
Контроль за выполнением требований, предусмотренных настоящими правилами, возлагается на организации и учреждения государственной ветеринарной службы.
С введением настоящих Правил считаются утратившими силу:
"Инструкция по дезинфекции контейнеров после перевозки сырья животного происхождения", утв. Министерством сельского хозяйства СССР 05.10.81;
"Инструкция по ветеринарно-санитарной обработке грузовых помещений морских и речных судов после перевозки в них животных, птицы, мяса и сырья животного происхождения", утв. Министерством сельского хозяйства СССР 10.07.67 с изменением от 25.11.67;
"Инструкция по проведению ветеринарной дезинфекции самолетов бромистым метилом и аэрозолем формальдегида", утв. Министерством сельского хозяйства СССР 10.12.69;
"Инструкция по ветеринарно-санитарной обработке вагонов после перевозки животных, продуктов и сырья животного происхождения" (N 432-5), утв. Министерством путей сообщения СССР и Госагропромом СССР 17.12.85;
"Инструкция по дезинфекции тары, применяемой для упаковки международных почтовых отправлений", утв. МСХ СССР 21.08.85;
"Дополнение к Инструкции по дезинфекции судов, причалов и сепарации в морских портах", утв. МСХ СССР 31.12.80.
Зам директора ВНИИВСГЭ по научной работе, к.в.н. |
(В.В. Ивановцев) |
Начальник Главного управления ветеринарии Министерства |
О.З. Исхаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ветеринарно-санитарные правила обработки транспортных средств, контейнеров, складских помещений карантинных баз и других подконтрольных объектов (утв. Минсельхозом РФ 15 июня 1993 г.)
Текст правил опубликован не был
Приказом Минсельхоза России от 27 июля 2020 г. N 422 настоящий документ признан утратившим силу с 27 июля 2020 г.