Приказ Министерства здравоохранения СССР от 28 апреля 1959 г. N 216
"О введении двухстепенной системы обслуживания больных в стационарах"
(извлечение)
2 марта 1964 г., 18 февраля 1965 г.
Приказом Минздрава СССР от 1 февраля 1979 г. N 125 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 февраля 1979 г.
Одним из мероприятий, способствующих улучшению качества обслуживания больных, является организация правильного ухода за больными в стационарах.
Существующая в настоящее время в больницах, так называемая, трехстепенная система обслуживания больных, при которой кроме врача и медицинской сестры к непосредственному обслуживанию больного привлечена санитарка, не может отвечать требованиям квалифицированного ухода за больным.
В эффективности лечения больного в стационаре большое значение имеет система обслуживания больных и организация труда среднего медицинского персонала в отделении.
Двухстепенная система обслуживания предусматривает осуществление медицинского обслуживания больного в стационаре врачом и медицинской сестрой. При этом медицинская сестра полностью и непосредственно обслуживает больного, а санитарка-уборщица выполняет только санитарно-гигиенические функции в палатах и подсобных помещениях отделения.
Опыт применения двухстепенной системы в обслуживании больных в городских больницах более чем 60 городов СССР показал, что двухстепенное обслуживание является прогрессивным мероприятием, обеспечивающим повышение качества лечения и ухода за больными в стационаре. Установлено, что при двухстепенной системе обслуживания больных медицинская сестра около 70% своего времени проводит непосредственно у постели больного, в то время как при трехстепенном обслуживании этой работе отводилось только 32% времени.
В целях дальнейшего улучшения качества ухода за больными, утверждаю штатные нормативы среднего и младшего медицинского персонала городских, областных, краевых и республиканских больниц при двухстепенной системе обслуживания стационарных больных (приложение N 1).
Приказываю:
1. Министрам здравоохранения союзных республик:
а) приступить к введению системы двухстепенного обслуживания больных в городских, республиканских, областных, краевых больницах; переход на двухстепенное обслуживание осуществлять в тех больницах или отделениях, штаты которых соответствуют или приближаются к штатным нормативам приказа Министерства здравоохранения СССР N 282-м от 26 декабря 1955 года; в дальнейшем по мере укомплектования больниц по указанным штатным нормативам - распространять эту систему на другие больницы;
б) оформить, в установленном порядке, утверждение штатов среднего и младшего персонала больниц, перешедших на двухстепенную систему обслуживания стационарных больных, согласно штатным нормативам, утвержденным настоящим приказом;
в) при организации работы больницы (отделения) по двухстепенному методу обслуживания руководствоваться методическими указаниями о порядке перехода на двухстепенное обслуживание, положением о палатной медицинской сестре больницы, а также должностной инструкцией для санитарки-уборщицы, утверждаемой в порядке, устанавливаемом приказами министерств здравоохранения союзных республик;
г) принять меры к обеспечению больниц предметами малой механизации, облегчающими труд среднего и младшего медицинского персонала.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5. Штатные нормативы, утвержденные для среднего и младшего медицинского персонала стационаров больниц приказом Министра здравоохранения СССР от 26 декабря 1955 года N 282-м:
приложение N 1
- Раздел II, средний медицинский персонал, подпункты 2, 3 и 4;
- Раздел IV, младший медицинский персонал, подпункты 1 (первый абзац) и 11;
приложение N 4
- Раздел II, средний медицинский персонал, подпункты 2, 3 и 4;
- Раздел IV, младший медицинский персонал, подпункты 1 и 7);
для больниц, перешедших на двухстепенную систему обслуживания стационарных больных, считать утратившими силу.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Управления
специализированной медицинской помощи
Министерства здравоохранения СССР
Ф. Захаров
28 апреля 1959 г.
Положение
о палатной медицинской сестре городской больницы (в условиях двухстепенного обслуживания больных)
1. Палатная медицинская сестра работает под непосредственным руководством ординатора отделения и старшей медицинской сестры, а в их отсутствии дежурного врача.
2. В непосредственном подчинении у палатных сестер находятся санитарки-уборщицы обслуживаемых ими палат.
3. В обязанности палатной сестры входит:
а) личное выполнение всех лечебных, гигиенических назначений лечащего врача, а также всех манипуляций, разрешенных для выполнения средним медицинским персоналом;
б) активное наблюдение за состоянием больных в прикрепленных палатах, обеспечение санитарно-гигиенического содержания больных; личная явка к больному по его вызову;
в) присутствие при обходе больных ординатором или дежурным врачом, сообщение им сведений о состоянии здоровья больных, получение от них дальнейших указаний по уходу за больными и заполнение листка назначений (процедурного листка);
г) измерение температуры больным утром и вечером, а по распоряжению врача и в другое время дня, запись температуры в температурный листок, наблюдение за пульсом и дыханием больного, измерение по назначению врача суточного диуреза, сбор мочи, кала для лабораторного исследования;
д) направление больных по назначению врачей на рентгенологические исследования, контроль за возвращением из рентгеновского кабинета историй болезни, а также за тем, чтобы результаты исследований были внесены в историю болезни;*
е) обеспечение санитарного порядка и тишины в палатах, личной гигиены больных (уход за кожей, полостью рта, проведение туалета больных), своевременного снабжения больных всем необходимым для ухода и лечения; наблюдение за проведением гигиенических и лечебных ванн и сменой постельного и нательного белья больного;
ж) кормление тяжело больных и контроль за выполнением установленного режима питания и диеты больных, а также за соответствующим приемом и хранением продуктов питания;
з) участие в проведении санитарно-просветительной работы среди больных;
и) прием и передача дежурства у постели больного;
к) ответственность за сохранность медицинского и хозяйственного оборудования палат;
л) ознакомление вновь поступающих больных с правилами внутреннего распорядка, режимом дня и правилами личной гигиены, правильная транспортировка больных внутри отделения и больницы; контроль за выполнением больными, техническим персоналом и посетителями правил внутреннего распорядка.
4. По назначению заведующего отделением или палатного врача палатная сестра организует вызовы врачей-консультантов из других отделений на консилиум через старшую медицинскую сестру.
5. Палатная сестра получает от старшей медицинской сестры необходимые для больных медикаменты и предметы ухода за больными. В часы отсутствия сестры-хозяйки хранит чистое белье для больных.
6. Палатная сестра составляет порционные требования, руководствуясь назначениями врача, и после подписания врачом передает их старшей сестре.
7. При приеме больного в палату сестра проверяет качество проведенной ему санитарной обработки, готовность постели и обеспечивает больному необходимые соответствующие условия и предметы обслуживания.
8. Палатная сестра не имеет права без разрешения врача отлучаться из отделения.
9. Работа сестры проводится по графику, утвержденному заведующим отделением.
______________________________
* Сопровождение больных на рентгеноисследование, доставка в лабораторию материалов и в отделения анализов, а также требований в аптеку и медикаментов в отделения производится персоналом рентгеноотделений, лабораторий и аптеки.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Управления
специализированной медицинской помощи
Министерства здравоохранения СССР
Ф. Захаров
28 апреля 1959 г.
Методическое письмо
о порядке перехода на двухстепенное обслуживание больных в стационарах
Одним из мероприятий, способствующих улучшению качества обслуживания больных, является организация правильного ухода за больными в стационарах.
Существующая в настоящее время в больницах так называемая трехстепенная система обслуживания больных, при которой кроме врача и медицинской сестры к непосредственному обслуживанию больного (кормление больных, постановка компрессов и т.д.) привлечена санитарка, не может отвечать требованиям квалифицированного ухода за больным.
Такая организация ухода за больным приводит к тому, что санитарка, занимающаяся уборкой помещений отделений, подающая судно и мочеприемник, допускается к раздаче пищи и кормлению больных, а также уходу за их ногтями и волосами.
Хроме того, при этой системе наблюдение за больным носит пассивный характер, является в основном ответом на вызов с его стороны, причем и в этом случае к больному является сначала санитарка, а затем уже сестра.
Существующий порядок обслуживания стационарных больных часто вызывал недовольство как со стороны больных, так и со стороны медицинских работников.
Учитывая недостатки такой организации обслуживания больных, ряд больниц в Москве и в городах союзных республик в течение последних 1-2 лет перешли на так называемую двухстепенную систему, при которой в медицинском обслуживании больного участвует только врач и сестра. Изучение опыта работы больниц по двухстепенному обслуживанию Министерствами здравоохранения СССР и РСФСР, Институтом организации здравоохранения и истории медицины им. Н.А. Семашко, местными органами здравоохранения, многочисленные отзывы больных показывают, что двухстепенная система является прогрессивной и оправдывает себя на практике.
Опыт показывает, что переход на двухстепенное обслуживание происходит с наибольшим успехом там, где он проводится не как одномоментная кампания, а в течение определенного периода - по этапам - на основе хорошо продуманного плана, включающего создание ряда материальных и организационных предпосылок и условий, необходимых для работы по новой системе.
Переход на двухстепенное обслуживание больных следует проводить в тех больницах или отделениях, штаты которых соответствуют или приближаются к штатным нормативам приказа Министра здравоохранения СССР N 282-м от 26 декабря 1955 г., а в дальнейшем по мере укомплектования больниц по указанным штатным нормативам - распространять эту систему на другие больницы.
В лечебных учреждениях, перешедших на двухстепенное обслуживание, должны быть четко разграничены функции между палатной сестрой и санитаркой-уборщицей.
Обслуживание больных, в том числе кормление тяжелых больных, должно быть целиком сосредоточено в руках палатной сестры. Палатная медицинская сестра должна участвовать в обходе больных врачом, принимать и сдавать дежурства у постели больного. Сестры обязаны первыми идти на сигналы больного, заботиться о своевременном проведении лабораторных анализов, просматривать передачи больным и т.д.
Чтобы освободить сестру от нерациональной траты времени на канцелярскую работу, рекомендуется ввести "лист назначений", в который сестра во время обхода записывает назначения врача. Такие листы явятся одновременно и средством контроля выполнения назначений врача.
Труд палатной сестры следует организовать таким образом, чтобы она полностью была освобождена от хождения по лечебно-диагностическим кабинетам, в аптеку и т.д. Сопровождение больных на рентгеноисследование, доставка в лабораторию материалов и анализов в отделение, направление требований в аптеку, доставка в отделение медикаментов должно проводиться персоналом рентгеноотделений, лабораторий, аптеки.
В больницах на 100 и более коек должны использоваться также должности санитарок, предусмотренных для этой цели приказом Министра здравоохранения СССР N 282-м от 26/ХII 1955 г. (приложение N 1, раздел IV, младший медицинский персонал, п. 12).
Функции санитарок определяются должностной инструкцией, утверждаемой в порядке, устанавливаемом министерствами здравоохранения союзных республик и должны быть разграничены. Для этого в новых штатных нормативах, утвержденных приказом Министра здравоохранения СССР N 216 от 28/IV 1959 г. устанавливаются должности палатных санитарок-уборщиц, санитарок-буфетчиц, санитарок-ванщиц.
Палатная санитарка-уборщица работает под непосредственным руководством палатной медицинской сестры и не выполняет никаких самостоятельных функций по уходу за больными.
В обязанности палатной санитарки-уборщицы должно входить:
а) уборка и проветривание палатных и других помещений, выделенных ей по указанию старшей сестры отделения, уборка прикроватных столиков и др. предметов обихода;
б) подача, уборка и мойка суден и мочеприемников, подготовка и подача сестре грелок, клизм и других предметов ухода;
в) помощь сестре в перестилании постелей, смене белья, перекладывании тяжелобольных, перевозке и переноске их внутри отделения, умывании, купании тяжелобольных и выполнении других поручений сестры, связанных с медицинским обслуживанием больных;
г) бытовое обслуживание больных, застилание постелей и т.д.
Для иллюстрации перехода на двухстепенное обслуживание приводятся отдельные моменты из опыта некоторых московских больниц.
В больнице N 55 г. Москвы (главный врач Дедов Д.К.) работа среднего медперсонала и санитарок-уборщиц организована следующим образом: палатные сестры работают с 8 до 18 ч. (на 1,5 ставки) и с 18 до 9 часов. Совместная работа медицинских сестер двух смен в течение одного часа по утрам дает возможность полностью подготовить больного к завтраку и обходу врача. Обязанности сестер двух смен строго разграничены.
Санитарки-уборщицы работают с 8 до 22 часов и с 22 часов до 8 часов. Санитарки-буфетчицы работают с 7 до 22 часов, через день.
В терапевтических и неврологическом отделениях (на 60 коек каждое) в дневную смену работают 4 палатных сестры и одна процедурная сестра на 1,5 ставки каждая. В этих же отделениях в дневную смену работают 3 санитарки-уборщицы; 2 санитарки с 8 до 22 часов обслуживают палаты, одна с 7 до 19 часов убирает коридоры, лестничные клетки и подсобные помещения, помогает сестре-хозяйке и старшей медицинской сестре в различных хозяйственных делах. В ночную смену с 22 до 8 часов работает одна санитарка-уборщица.
Палатная медицинская сестра после обхода врача делает старшей сестре заявки на консультантов, рентгеновские и лабораторные исследования. Указанные кабинеты своими силами доставляют анализы и протоколы исследований в отделения.
В больнице N 55 вспомогательные и лечебно-диагностические службы подчинены одному принципу - сделать все, чтобы высвободить палатную сестру для непосредственного ухода за больным.
Тщательно подготовились к переходу на двухстепенное обслуживание в Московской больнице им. С.П. Боткина. Пересмотрели и уменьшили нагрузку на медицинскую сестру таким образом, что во время дневной смены под ее наблюдением находится не более 15 больных, причем в больших палатах сестринский пост устанавливается непосредственно в палате.
Таким образом, проведение ряда организационных мероприятий дало возможность палатной сестре большую часть своего времени находиться у постели больного.
При внедрении в практику работы двухстепенной системы обслуживания больных может встретиться ряд трудностей и организационных неполадок.
Основные из них - это возможное сопротивление отдельных медицинских сестер, которые усматривают в новой системе увеличение своей нагрузки. Однако, проведение разъяснительной работы и показ преимуществ двухстепенной системы для качества обслуживания больных, а также введение новых нормативов, предусматривающих уменьшение числа коек на одну медицинскую сестру, быстро ликвидирует возникающее на первых порах недовольство отдельных сестер.
К организационным неполадкам, которые также мешают правильному переходу на двухстепенное обслуживание, относится плохое оборудование рабочего места сестры, нерациональная трата ею времени вследствие неправильной организации работы лечебно-диагностических кабинетов, аптеки, а также вследствие неналаженности доставки пищи, недостатка медицинского инвентаря, отсутствия или плохой работы сигнализации, отсутствие оборудования для малой механизации труда санитарок и др.
Преодоление указанных выше трудностей и устранение организационных неполадок требует большой и настойчивой работы со стороны администрации больницы.
В проведении этой работы руководство больницы должно опираться на актив больницы - передовых врачей, совет медицинских сестер, лучших санитарок, широко привлекая к работе партийную и профсоюзную организации.
Целесообразно сестринскую систему ухода за больными вводить постепенно, сначала в одном или двух отделениях, где персонал хорошо понял преимущества предлагаемой системы и весь коллектив стремится осуществить его на практике.
После перехода отделения на двухстепенное обслуживание администрация больницы совместно с партийной и профсоюзной организациями должна проводить систематическое наблюдение и контроль за правильным осуществлением новых форм работы, оказывать отделению необходимую помощь, изучать опыт его работы, пропагандировать и распространять его на другие отделения больницы; после перестройки работы в общебольничном масштабе организовать постоянный обмен опытом между отделениями.
Двухстепенное обслуживание больных в стационарах следует рассматривать как переход к наиболее совершенной форме обслуживания больных и поэтому надо всячески поддерживать инициативу мест, направленную на дальнейшее совершенствование качества ухода за больными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Урегулированы вопросы введения двухстепенной системы обслуживания больных в стационарах.
Определены штатные нормативы среднего и младшего медперсонала. Приведено Положение о палатной медицинской сестре городской больницы.
Двухстепенная система предусматривает участие в медицинском обслуживании больного только врача и сестры.
Приказ Министерства здравоохранения СССР от 28 апреля 1959 г. N 216 "О введении двухстепенной системы обслуживания больных в стационарах" (извлечение)
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минздрава СССР от 1 февраля 1979 г. N 125 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 февраля 1979 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минздрава СССР от 2 марта 1964 г. N 97
Штатные нормативы, утвержденные настоящим приказом, признаны утратившими силу для туберкулезных больниц и туберкулезных отделений общих городских и специализированных больниц