Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2017 г. N 64-АПГ17-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пономарёва С.A. об оспаривании действий избирательной комиссии Сахалинской области, связанных с выпуском информационного плаката, и решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 1 по выборам в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва от 20 августа 2017 года N 19/55 "Об утверждении текста избирательного бюллетеня для голосования на выборах депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1" по апелляционной жалобе Пономарёва С.А. на решение Сахалинского областного суда от 30 августа 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Пономарёва С.А. отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Пономарёва С.А. - Мигуненко И.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Сахалинской областной Думы от 8 июня 2017 года N 11/17/166-6 на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 1 по выборам в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва от 21 июля 2017 года N 10/34 Пономарёв С.А. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1.
26 августа 2017 года Пономарёв С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 1 по выборам в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва (далее также - окружная избирательная комиссия) от 20 августа 2017 года N 19/55 "Об утверждении текста избирательного бюллетеня для голосования на выборах депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1", возложении на окружную избирательную комиссию обязанности принять новое решение об утверждении текста избирательного бюллетеня с указанием на то, что кандидат Пономарёв С.А. является научным сотрудником Московского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского; признании информационного плаката "Выборы депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва. Зарегистрированные кандидаты по одномандатному избирательному округу N 1" в части фона фотографии кандидата Пономарёва С.А. и шрифта информации об этом кандидате нарушающим принцип равенства кандидатов, возложении обязанности на избирательную комиссию Сахалинской области изъять из обращения все экземпляры информационного плаката и заменить их новым цветным плакатом с размещением данных о кандидатах, обеспечивающем равенство кандидатов по шрифту текста и доступности для ознакомления избирателями.
В обоснование заявленных требований, с учетом дополнений, Пономарёв С.А. указал, что решением окружной избирательной комиссии от 20 августа 2017 года N 19/55 утвержден текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1, в котором в отношении него указаны сведения о том, что он пенсионер и не имеется информации о его работе в Московском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского. Отмечает, что текст данного избирательного бюллетеня с ним не согласовывался, о заседании избирательной комиссии по данному вопросу ни он, ни назначенный им член избирательной комиссии с правом совещательного голоса не извещались. При этом с другими кандидатами текст избирательного бюллетеня был согласован. Вопреки требованиям избирательного законодательства в названном решении комиссии отсутствует указание на необходимость его публикации средствах массовой информации.
Кроме этого, указал, что выпущенный избирательной комиссией Сахалинской области и окружной избирательной комиссией в конце августа 2017 года информационный плакат "Выборы депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва. Зарегистрированные кандидаты по одномандатному избирательному округу N 1" в части фона фотографий кандидатов и шрифта информации о кандидатах нарушает принцип равенства кандидатов. Так, данные о нем, как о кандидате, напечатаны иным шрифтом, чем информация о других кандидатах, а именно более мелким и нечитаемым, фон, на котором размещены фотографии у всех кандидатов однотонный, а у его фотографии фон грязно-серый. Полагает, что таким образом избирательной комиссией Сахалинской области и окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа N 1 нарушены требования законодательства о выборах.
Решением Сахалинского областного суда от 30 августа 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Пономарева С.А. отказано.
В апелляционной жалобе Пономарев С.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В возражениях на апелляционную жалобу избирательная комиссия Сахалинской области, окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа N 1 по выборам в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва, а также прокурор, участвующий в деле, полагают изложенные в апелляционной жалобе доводы необоснованными, просят решение суда оставить без изменения.
Пономарев С.А., представители окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 1 по выборам в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва, избирательной комиссии Сахалинской области, извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного кодекса Судебная коллегия по административным делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, как постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту 6 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 67-ФЗ), пункту 4 части 5 статьи 3 Закона Сахалинской области от 11 апреля 2008 года N 26-ЗО "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Сахалинской области" (далее Закон Сахалинской области от 11 апреля 2008 года N 26-ЗО) при подготовке и проведении выборов на избирательные комиссии в том числе возложена обязанность информировать избирателей о кандидатах.
Пунктом 1 статьи 63 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень. Согласно пункту 2 названной статьи бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии.
В силу пункта 4 статьи 63 Федерального закона N 67-ФЗ форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне.
Пунктом 5 статьи 63 Федерального закона N 67-ФЗ установлен перечень сведений о кандидате, подлежащих внесению в бюллетень для голосования, в частности, в бюллетене должно быть указано основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Пунктом 8 статьи 22 Закона Сахалинской области от 11 апреля 2008 года N 26-ЗО определено, что окружная избирательная комиссия утверждает текст избирательного бюллетеня в избирательном округе.
Перечень сведений, подлежащих включению в избирательный бюллетень при проведении голосования за кандидатов по одномандатным избирательным округам при проведении выборов депутатов Сахалинской областной Думы установлен статьей 58 Закона Сахалинской области от 10 апреля 2008 года N 22-ЗО "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" (далее - Закон Сахалинской области от 10 апреля 2008 года N 22-ЗО).
В силу пункта 4 части 5 названной статьи избирательный бюллетень должен содержать сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого из зарегистрированных кандидатов.
Проанализировав вышеназванное избирательное законодательство, текст избирательного бюллетеня на выборах депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатному округу N 1, утверждённый решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 1 от 20 августа 2017 года N 19/55, и другие доказательства, представленные в материалы дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что изложенная в тексте избирательного бюллетеня информация о кандидате в депутаты Пономарёве С.А. относительно рода занятий - пенсионер, соответствует сведениям, указанным в решении окружной избирательной комиссии N 1 от 21 июля 2017 года N 10/34 о его регистрации кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1. Названные сведения о роде занятий указал сам Пономарёв С.А. в поданном в окружную избирательную комиссию N 1 заявлении от 07 июля 2017 года о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1. Статус пенсионера кандидат подтвердил, представив в комиссию копию пенсионного удостоверения.
Учитывая данные обстоятельства, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что при принятии решения об утверждении текста избирательного бюллетеня окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа N 1 соблюдены требования приведенных выше положений статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и статьи 58 Закона Сахалинской области от 10 апреля 2008 года N 22-ЗО.
Довод Пономарёва С.А. о том, что на момент принятия окружной избирательной комиссией решения от 20 августа 2017 года N 19/55 об утверждении текста избирательного бюллетеня для голосования на выборах депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1, избирательная комиссия располагала сведениями о работе административного истца в Московском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского старшим научным сотрудником сектора тихоокеанских исследований научно-образовательного центра морских международных исследований, в связи с чем обязана была внести эти сведения в текст бюллетеня, обоснованно признан судом несостоятельным, поскольку данная работа в качестве совместителя на 0,25 ставки не является для Пономарёва С.А. основной.
Довод апелляционной жалобы Пономарева С.А. о том, что помимо указанной работы, никакой другой оплачиваемой работы он не имеет, не влияет на правильность выводов суда первой инстанции, основан на ошибочном толковании правильно применённых судом пункта 5 статьи 63 Федерального закона N 67-ФЗ и пункта 4 части 5 статьи 58 Закона Сахалинской области от 10 апреля 2008 года N 22-ЗО.
Отказывая в удовлетворении требований Пономарёва С.А. об оспаривании действий избирательной комиссии Сахалинской области по выпуску информационного плаката "Выборы депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва. Зарегистрированные кандидаты по одномандатному избирательному округу N 1", суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно статье 44 Федерального закона N 67-ФЗ информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.
Подпунктом "а" пункта 3 статьи 61 названного Федерального закона предусмотрено, что в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 56 Закона Сахалинской области N 22-ЗО объем биографических данных, подлежащих размещению на информационном стенде, устанавливается избирательной комиссией Сахалинской области.
22 июля 2017 года избирательной комиссией Сахалинской области принято постановление N 27/212 "Об объеме информации о кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в избирательный бюллетень для голосования на выборах депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва, для голосования либо непосредственно перед ним".
В соответствии с пунктом 1.1 приложения к названному постановлению, с учетом изменений от 11 августа 2017 года N 35/259, информационные материалы обо всех кандидатах, зарегистрированных по одномандатному избирательному округу, размещают, как правило, на одном плакате под общим заголовком "Выборы депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва. Зарегистрированные кандидаты по одномандатному избирательному округу N 1", который изготавливается соответствующей окружной избирательной комиссией. Биографические данные на плакате размещаются после фамилий кандидатов, расположенных в алфавитном порядке. Предельный объем сведений биографического характера о каждом кандидате не должен превышать площадь печатного листа формата А4, на котором сведения о кандидате должны быть напечатаны одинаковым шрифтом Times New Roman размером 14 пунктов через полтора интервала. Перед биографическими данными о кандидатах и фамилиями кандидатов размещаются их фотографии размером 9 x 12.
Проанализировав приведённые нормы избирательного законодательства, исследовав представленные сторонами доказательства, в том числе, информационный плакат, допросив в качестве свидетеля директора общества с ограниченной ответственностью Типография "Колорит" Рябкова Е.Н., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действиями избирательной комиссии Сахалинской области по выпуску информационного плаката "Выборы депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва. Зарегистрированные кандидаты по одномандатному избирательному округу N 1" принцип равенства кандидатов в депутаты нарушен не был.
Принимая во внимание то, что биографические сведения о кандидате Пономарёве С.А. размещены на информационном стенде в большем объеме, чем установлено вышеприведенным пунктом 1.1 приложения к постановлению избирательной комиссии Сахалинской области от 22 июля 2017 года N 27/212, что не противоречит положениям подпункта "а" пункта 3 статьи 61 Федерального закона N 67-ФЗ, при этом Пономарёв С.А. согласился с объемом информации, подлежащей размещению на информационном плакате, удостоверив текст своей подписью 10 августа 2017 года, то размещение указанной информации шрифтом, размер которого меньше, чем у других кандидатов, само по себе не свидетельствует о нечитаемости такой информации и нарушении прав кандидата.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод административного истца о незаконности действий избирательной комиссии, выразившихся в несогласовании с ним размера шрифта, которым напечатан материал в информационном плакате и фона его фотографии, поскольку нормами избирательного законодательства не предусмотрена необходимость такого согласования.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что для соблюдения равенства кандидатов избирательная комиссия имела возможность привести фон фотографий кандидатов к единообразию и равенству либо оговорить это в контракте с типографией, поскольку данные доводы не основаны на положениях избирательного законодательства, не возлагающих такую обязанность на избирательные комиссии.
Оснований для отмены обжалуемого решения по иным доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Пономарёва С.А., не имеется, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда, аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которые проверялись им и получили правильную правовую оценку в решении суда.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании. Оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Сахалинского областного суда от 30 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пономарёва С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2017 г. N 64-АПГ17-19
Текст определения официально опубликован не был