Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2017 г. N 66-АПГ17-31
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части генерального плана Алгатуйского муниципального образования Тулунского района Иркутской области, утвержденного решением Думы Алгатуйского сельского поселения Тулунского района Иркутской области от 20 декабря 2013 г. N 27, по апелляционной жалобе Думы, главы и администрации Алгатуйского сельского поселения Тулунского района Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 30 марта 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Думы Алгатуйского сельского поселения Тулунского района Иркутской области от 20 декабря 2013 г. N 27 утвержден генеральный план Алгатуйского муниципального образования Тулунского района Иркутской области (далее - Решение N 27).
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в Иркутский областной суд о признании не действующим генерального плана в части включения в границы с. Алгатуй Алгатуйского сельского поселения Тулунского района Иркутской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда по адресу: Иркутская область, Тулунский район, Тулунское лесничество, Икейское участковое лесничество (Икейская дача), кварталы 49 (выделы 12, 15, 16, 18, 19-26, 28, 29, 31, 32, 34, 35) и 50 (выделы 1,8, 12, 15-17).
В обоснование заявленных требований Рослесхоз указал, что Решением N 27 находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы указанного населенного пункта с нарушением предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) процедуры согласования проекта генерального плана с Рослесхозом. Таким образом, оспариваемым актом изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что препятствует осуществлению полномочий органов федеральной власти по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.
Решением Иркутского областного суда от 30 марта 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено. Решение N 27 признано недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель Думы, главы и администрации Алгатуйского сельского поселения Тулунского района Иркутской области, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Прокуратурой Иркутской области, Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу представлены возражения на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 ГрК РФ, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакциях, действовавших на дату принятия Решения N 27, утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Решение N 27 принято уполномоченным органом с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 24-25 ГрК РФ, в установленной форме (статьи 6, 24, 33, 48, 50 Устава Алгатуйского муниципального образования) и доведено до всеобщего сведения путем опубликования в "Алгатуйском вестнике" от 23 декабря 2013 г. N 20.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Как усматривается из материалов дела, лесной участок с условным номером 38-38-11/010/2008-051, из категории земель лесного фонда, общей площадью 1 317 152 га, расположенный по адресу: Иркутская область, Тулунский район, Тулунское лесничество, Будаговское участковое лесничество, Тулунское участковое лесничество, Икейское участковое лесничество, Присаянское участковое лесничество, находится в федеральной собственности, (регистрационная запись Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31 октября 2008 г. N 38-38-11/010/2008-051).
В ходе мероприятий, осуществленных Рослесхозом и Прибайкальским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг", установлено наложение границ с. Алгатуй и границ находящихся в федеральной собственности земельных участков из состава земель лесного фонда Тулунского лесничества, Икейского участкового лесничества (Икейская дача).
Согласно абзацу 3 пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
В период подготовки генерального плана Алгатуйского муниципального образования Тулунского района Иркутской области действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) от 27 февраля 2012 г. N 69 (далее - Порядок согласования).
Пунктом 2.1 названного порядка предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (далее - Постановление N 736) Рослесхоз был уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов на дату утверждения оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии с частью 7 статьи 9 ГрК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования не менее чем за три месяца до их утверждения.
В части 8 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 ГрК РФ об обеспечении доступа к проектам территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика и заинтересованных лиц, данных в суде первой инстанции, проект оспариваемого генерального плана в информационной системе территориального планирования был размещен, однако уведомление об обеспечении к нему доступа в Минрегион России с соблюдением установленных порядка и формы не направлялось.
Судебная коллегия также учитывает, что Рослесхоз письмом от 13 декабря 2013 г. уведомил Минрегион России о невозможности согласования проекта генерального плана Алгатуйского муниципального образования Тулунского района Иркутской области в связи с тем, что согласно графическим материалам планируется включение в границы с. Алгатуй участков земель лесного фонда, однако в документации по обоснованию проекта генерального плана отсутствует информация о составе земель, за счет которых предполагается увеличение границ названного населенного пункта, перечень участков земель лесного фонда, планируемых к переводу в иную категорию земель.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции, установив, что при подготовке проекта генерального плана названного муниципального образования не соблюдена предусмотренная статьей 25 ГрК РФ процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное наложение границ с. Алгатуй и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания Решения N 27 не действующим в оспариваемой части.
Поскольку доводы апелляционной жалобы воспроизводят позицию представителя административного ответчика и заинтересованных лиц, изложенную в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Иркутского областного суда от 30 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы, главы и администрации Алгатуйского сельского поселения Тулунского района Иркутской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2017 г. N 66-АПГ17-31
Текст определения официально опубликован не был