Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 сентября 2017 г. N 64-АПГ17-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Зенкина Д.A. на решение Сахалинского областного суда от 16 августа 2017 года об удовлетворении административных исковых заявлений Ивановой С.В. и Бурцева В.М. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва одномандатного избирательного округа N 4 от 3 августа 2017 года N 16/48 о регистрации Зенкина Д.А. кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 4.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Сахалинской областной Думы от 8 июня 2017 года N 11/17/166-6 на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва одномандатного избирательного округа N 4 от 3 августа 2017 года N 16/48 Зенкин Д.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 4.
Кандидаты в депутаты Иванова С.В. и Бурцев В.М., зарегистрированные по этому же избирательному округу, обратились в Сахалинский областной суд с административными исковыми заявлениями об отмене данного решения окружной избирательной комиссии о регистрации Зенкина Д.А. кандидатом в депутаты в связи с выявлением более 10% недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, сославшись на итоговый протокол проверки подписных листов рабочей группы окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва одномандатного избирательного округа N 4 от 5 августа 2017 года.
Решением Сахалинского областного суда от 16 августа 2017 года административные исковые заявления кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 4 Ивановой С.В. и Бурцева В.М. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Зенкин Д.А. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
В силу положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных этим федеральным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76); основанием отказа в регистрации кандидата является в том числе выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей (подпункт "г.1" пункта 24 статьи 38); проверке подлежат все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38).
Судом достоверно установлено, что для регистрации кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 4 необходимо собрать 881 подпись избирателей при максимальном количестве представляемых в избирательную комиссию подписей избирателей, соответствующем 969 подписям.
Кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы Зенкиным Д.А. в окружную избирательную комиссию представлены подписные листы, содержащие 963 подписи избирателей.
По итогам случайной выборки подписных листов ГАС "Выборы" отобрано 180 подписей для проверки достоверности данных об избирателях.
В ходе проверки подписей избирателей, в том числе с помощью ГАС "Выборы" в объёме первой случайной выборки комиссией выявлено несоответствие паспортных данных и адресов 21-го избирателя.
Комиссией был направлен запрос в Управление по вопросам миграции УМВД России по Сахалинской области о проведении проверки достоверности 21 подписи избирателей, поставленных под сомнение ГАС "Выборы".
Результатами проверки адресно-справочной службы Управления по вопросам миграции УМВД России по Сахалинской области подтверждена недостоверность паспортных данных 19 избирателей, указанных в подписных листах.
В соответствии с итоговыми протоколами от 31 июля 2017 года и от 5 августа 2017 года недостоверными и недействительными признаны 20 подписей, или 11 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, по мотиву того, что избиратель: проживает за пределами избирательного округа N 4 (1 подпись), дата внесения подписи избирателя не поддаётся прочтению (1 подпись), не проживают по указанным адресам (14 подписей), умер (1 подпись), в базе данных УВМ УМВД России по Сахалинской области не значится (1 подпись); не зарегистрирован по указанному адресу, номер и серия паспорта не принадлежат избирателю (1 подпись), номер и серия паспорта не принадлежат избирателю (1 подпись).
Указанные обстоятельства нашли своё подтверждение в ходе судебного разбирательства и не оспаривались как со стороны административного ответчика, так и заинтересованного лица.
Учитывая превышение установленного законом количества недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, суд правомерно пришёл к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва одномандатного избирательного округа N 4 от 3 августа 2017 года N 16/48 о регистрации Зенкина Д.А. кандидатом в депутаты по этому избирательному округу.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Сахалинского областного суда от 16 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зенкина Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 сентября 2017 г. N 64-АПГ17-14
Текст определения официально опубликован не был