Определение Верховного Суда РФ от 26 сентября 2017 г. N 309-КГ17-13107
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
рассмотрев кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу (далее - департамент) на постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.05.2017 по делу N А60-35958/2016 Арбитражного суда Свердловской области
по заявлению открытого акционерного общества "Севуралбокситруда" (далее - общество) о признании недействительными предписаний департамента от 29.04.2016 N 208-3 - 208-9 (с учетом уточнений требования, принятого судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), установила:
решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.10.2016 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 решение отменено; в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29.05.2017 постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отменено; решение оставлено в силе.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, департамент просит об отмене судебного акта округа, ссылаясь на существенное нарушение норм права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из представленных материалов, общество осуществляет пользование водными объектами: р. Сарайная, р. Варган, руч. Кедровый, р. Калья (далее - водные объекты). В ходе проведенной плановой выездной проверки установлено, что обществом не организован надлежащим образом учет количества сбрасываемых сточных вод с очистных сооружений в водные объекты; осуществляется сброс загрязняющих веществ с превышениями установленных нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ (р. Сарайная, р. Вагран, руч. Кедровый); не представляются отчеты о выполнении условий использования водных объектов в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - министерство);
общество не соблюдает порядок ведения учета качества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205 (далее - Порядок N 205); общество не обеспечивает соблюдение концентрации загрязняющих веществ в период осуществления "аварийного сброса" с очистных сооружений ш. "Черемуховская" в руч. Кедровый (р. Кедровая).
В целях устранения выявленных нарушений департаментом в адрес общества выданы предписания от 29.04.2016 N 208-3 - 208-6 со сроком исполнения до 24.10.2016, от 29.04.2016 N 208-7, 208-9 со сроком исполнения до 23.10.2016.
Общество, полагая, что названные предписания не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), руководствуясь статьями 198, 201 Кодекса, статьями 1, 11, 35, 39, 60 Водного кодекса Российской Федерации, статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Порядком N 205, суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу о недоказанности департаментом законности и обоснованности оспариваемых предписаний.
Судами установлено, что обществом представлены надлежащие доказательства ведения учета объема сбрасываемых в водные объекты сточных вод косвенным методом. В обществе ведется журнал учета количества воды, откачиваемой из шахт. Данный объем воды напрямую поступает на очистные сооружения, после очистки на очистных сооружениях - в соответствующий водный объект. Использование шахтных вод до очистки либо после очистки на какие-либо нужды не предусмотрено технологически. Общество ведет учет объема сбрасываемых в водные объекты р. Сарайная, р. Варган, руч. Кедровый, р. Калья сточных вод косвенным методом, возможность применения которого согласована в установленном порядке с министерством. Обществом разработана и согласована в установленном порядке Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод в отношении каждого водного объекта. Во исполнение названной Программы, согласованной заместителем руководителя НОБВУ, общество ведет учет контроля за качеством сбрасываемых сточных вод. Результаты названного учета ежеквартально предоставляются в отдел водных ресурсов НОБВУ по Свердловской области.
При проведении проверки департаментом не устанавливалось наличие технической возможности организации инструментального учета сбрасываемых вод и не представлено доказательств технической возможности организации инструментального учета.
Также судами отмечено, что в приложениях к акту проверки не содержится документов, подтверждающих, что водный объект руч. Кедровый (р. Кедровая) имеет рыбохозяйственное назначение.
В резолютивной части оспариваемых предписаний не указаны конкретные действия, которые должно выполнить общество. Требования предписания содержат неконкретные общие формулировки; в предписаниях ничего не указано относительно способов устранения нарушений, действий, которые должно совершать общество с целью устранения этих нарушений.
При таких обстоятельствах суды первой и кассационной инстанций признали оспариваемые предписания недействительными.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств и установление новых фактических обстоятельств, что не является основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
Существенных нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены, решения, постановления в любом случае, как это предусмотрено частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом округа не допущено.
Оснований для пересмотра судебного акта округа в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
отказать Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 26 сентября 2017 г. N 309-КГ17-13107 по делу N А60-35958/2016
Текст определения официально опубликован не был