Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЭкоГидроСервис" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги "Вилюй"- автомобильная дорога, строящаяся от автомобильной дороги М-53 "Байкал" через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска. Строительство мостового перехода через р. Тюкян на км 702+600 автомобильной дороги А-331 "Вилюй" Тулун - Братск - Усть-Кут - Мирный - Якутск, Республика Саха (Якутия) (номер извещения 0316100000617000100) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не разместившего в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) проектную документацию в полном объеме, а именно отсутствует декларация безопасности гидротехнических сооружений.
Заказчик в письменных возражениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 18.08.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 895 646 380 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 13.09.2017.
1. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
По мнению Заявителя, проектная документация не размещена в ЕИС в полном объеме, поскольку отсутствует декларация безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" при проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации предметом контракта является строительство и реконструкция участков автомобильной дороги "Вилюй"- автомобильная дорога, строящаяся от автомобильной дороги М-53 "Байкал" через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска, а также строительство мостового перехода через р. Тюкян на км 702+600 автомобильной дороги А-331 "Вилюй" Тулун - Братск - Усть-Кут - Мирный - Якутск, Республика Саха (Якутия).
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Согласно пунктам 3.1-3.2 ГОСТ 33178-2014 мостовое сооружение: инженерное дорожное сооружение (мост, путепровод, эстакада и др.), устраиваемое при пересечении транспортного пути с естественными или искусственными препятствиями; часто заменяется термином "мост", а также мостовое сооружение через реки или водные препятствия; обобщенное название мостового сооружения.
В письменных возражениях Заказчик сообщил, что строительство мостового перехода в рамках объекта закупки не является гидротехническим сооружением, поскольку не предназначен для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, в связи с чем у Заказчика отсутствуют правовые основания для включения в состав проектной документации декларации безопасности гидротехнических сооружений.
Кроме того, в Конкурсной документации установлено, что проектная документация по объекту закупки разработана проектной организацией ОАО Хабаровский филиал "Гипродорнии", прошла государственную экспертизу (положительное заключение Хабаровского филиала ФГУ "Главгосэкспертиза России" от 06.12.2013 г. N229-13/ХГЭ-1481/02, от 06.12.2013 г.) и утверждена распоряжением ФДА (Росавтодор) N 101-р от 23.01.2014 г.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 2 Правил оценки заявок установлено, что Правила оценки заявок применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Пунктом 30 Правил оценки заявки установлено, что в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки заявок, окончательных предложений:
- Критерий N 1 "Цена государственного контракта": значимость критерия - 80 %;
- Критерий N 2 "Качественные характеристики объекта закупки": значимость критерия - 20 % (далее - Критерий N 2);
В рамках Критерия N 2 установлен следующий порядок оценки заявок: "По каждой заявке членами единой комиссии оценивается качество работ на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе (в соответствии с разделом 9 п.9.1 настоящей конкурсной документации)"
В соответствии с пунктом 9.1 Конкурсной документации "для предоставления Заказчику возможности оценки заявки участника закупки по нестоимостному критерию "Качественные характеристики объекта закупки" участник закупки предоставляет предложение участника по качеству работ (описание выполняемых работ), в том числе в виде эскизов, рисунков, чертежей, технических данных в соответствии с требованиями настоящей документации:
9.1.1. Участник закупки описывает выполняемые работы в соответствии с ведомостью объемов и стоимости работ (Приложение 3 к конкурсной документации), требованиями нормативно-технической документации (Приложение 9 к проекту контракта) и проектной документации.
9.1.2. Участник конкурса описывает технологию выполнения работ с привязкой к объекту закупки и в соответствии с требованиями Свода правил СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004. Организация строительства", Свода правил СП 78.13330.2012 "СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги", перечня нормативно - технической документации (Приложение 8 к проекту контракта), методов операционного контроля качества работ, с учетом Календарного графика выполнения работ (Приложение 2 к проекту контракта), проектной документации (Приложение 7 к конкурсной документации).
9.1.3. Выполняемые работы должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, установленным к таким работам (если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким работам).
9.1.4. Результаты выполненных работ должны удовлетворять установленным настоящей конкурсной документацией требованиям, в том числе, по качеству и объему, а также установленным контрактом (проект прилагается)".
В рамках Критерия N 2 установлена следующая шкала предельных величин значимости показателя "Качество работ":
Показатели Предельные величины значимости
График поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования 0 баллов Не предоставлены предложения по показателю, или при наличии в представленных предложениях несоответствий требованиям п. 9.1 настоящей конкурсной документации, или недостоверной информации (не в совокупности).
10 баллов При наличии следующей информации, которая не полностью соответствует нижеследующим требованиям конкурсной документации:
По строительным конструкциям и материалам: наименование материала, единица измерения, количество, график поступления по месяцам, способы их доставки к месту производства работ, размещение и хранение материалов.
По оборудованию и строительной технике: перечень необходимого оборудования, количество, место текущего базирования, график поступления и способы их доставки к месту производства работ.
График и способы доставки оборудования и материалов должны учитывать природно-климатические условия Республики Саха (Якутия), а также технологическую последовательность.
30 баллов При наличии следующей информации, которая соответствует требованиям конкурсной документации:
По строительным конструкциям и материалам: наименование материала, единица измерения, количество, график поступления по месяцам, способы их доставки к месту производства работ, размещение и хранение материалов.
По оборудованию и строительной технике: перечень необходимого оборудования, количество, место текущего базирования, график поступления и способы их доставки к месту производства работ.
График и способы доставки оборудования и материалов должны учитывать природно-климатические условия Республики Саха (Якутия), а также технологическую последовательность.
График движения рабочих кадров по объекту (объект закупки)
0 баллов Не предоставлены предложения по показателю, или при наличии в представленных предложениях несоответствий требованиям п. 9.1 настоящей конкурсной документации, или недостоверной информации (не в совокупности).
10 баллов При наличии следующей информации, которая соответствует требованиям конкурсной документации:
наименование профессий работников, численность работников, среднесуточная численность работников.
График должен в полном объеме отражать помесячное обеспечение рабочими кадрами объекта в соответствии с ведомостью объемов работ (приложение 3 к конкурсной документации), Проектом (приложение 7 к конкурсной документации, календарным графиком производства и стоимости работ (приложение 2 к проекту контракта).
График движения основных строительных машин по объекту (объект закупки)
0 баллов Не предоставлены предложения по показателю, или при наличии в представленных предложениях несоответствий требованиям п. 9.1 настоящей конкурсной документации, или недостоверной информации (не в совокупности).
10 баллов При наличии следующей информации, которая соответствует требованиям конкурсной документации:
помесячная потребность в технике на весь срок производства работ (с указанием вида и количества единиц техники) в соответствии с ведомостью объемов работ (приложение 3 к конкурсной документации), Проектом (приложение 7 к конкурсной документации), календарным графиком производства и стоимости работ (приложение 2 к проекту контракта)
Технологические карты на выполнение видов работ по объекту закупки, в соответствии Проектом (приложение 7 к конкурсной документации), ведомостью объемов работ (приложение 3 к конкурсной документации), МДС 12-29.2006 "Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты". **
0 баллов Не предоставлены предложения по показателю, или при наличии в представленных предложениях несоответствий требованиям п. 9.1 настоящей конкурсной документации, или недостоверной информации (не в совокупности).
15 баллов Технологические карты частично отражают технологический процесс*, определенный ведомостью объемов работ (приложение 3 к конкурсной документации), т.е. технологические карты представлены не на все виды работ (сооружения) из перечисленных:
Геодезические работы
Устройство временной эстакады
Устройство временных мостов
Бетонные работы
Укрепление конуса
Устройство шпунтового ограждения
Устройство фундамента опор
Устройство тела опоры
Сборка и монтаж металлического пролетного строения
Устройство земляного полотна
Устройство дорожной одежды
Устройство лестничных сходов
Устройство барьерного ограждения
Устройство гидроизоляции
30 баллов Технологические карты отражают весь технологический процесс, определенный ведомостью объемов работ (приложение 3 к конкурсной документации), т.е. технологические карты представлены на все виды работ (сооружения) из перечисленных:
Геодезические работы
Устройство временной эстакады
Устройство временных мостов
Бетонные работы
Укрепление конуса
Устройство шпунтового ограждения
Устройство фундамента опор
Устройство тела опоры
Сборка и монтаж металлического пролетного строения
Устройство земляного полотна
Устройство дорожной одежды
Устройство лестничных сходов
Устройство барьерного ограждения
Устройство гидроизоляции
Пояснительная записка, содержащая информацию о процессе выполнения работ с привязкой к Объекту 0 баллов Не предоставлены предложения по показателю, или при наличии в представленных предложениях несоответствий требованиям п. 9.1 настоящей конкурсной документации, или недостоверной информации (не в совокупности).
20 баллов Предоставление следующей информации по показателю, которая соответствует требованиям конкурсной документации:
пояснительная записка, содержащая решения по производству геодезических работ, решения по обеспечению водо-, тепло-, энергоснабжением и освещения строительной площадки и рабочих мест (при потребности); режимы труда и отдыха; потребность в энергоресурсах; потребность и привязка городков строителей и мобильных (инвентарных) зданий (при наличии); мероприятия по обеспечению сохранности материалов, изделий, конструкций и оборудования на строительной площадке; природоохранные мероприятия; мероприятия по охране труда и безопасности при производстве работ; схемы организации движения транспортных средств на период производства работ.
ИТОГО по показателю "Качество работ": от 0 до 100 баллов
Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок по Критерию N 2 не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации Заказчиком не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений подлежащих оценке и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по Критерию N 2, и кроме того, участник закупки описывает выполняемые работы в соответствии с ведомостью объемов и стоимости работ, требованиями нормативно-технической документации и проектной документации, в связи с чем невозможно однозначным образом определить, какое именно предложение участника закупки в рамках оценки по Критерию N 2 будет считаться лучшим.
Также Комиссия, учитывая, что по результатам закупки заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, приходит к выводу, что порядок оценки заявок не соответствует требованиям Правил оценки заявок, поскольку Заказчиком, Уполномоченным органом не установлен показатель "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Вместе с тем, согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Согласно подпункту 7.2.1 пункта 7 "Сведения и документы об участнике закупке" Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "предложение участника закупки в соответствии с Техническими характеристиками товаров, которые должны быть использованы при выполнении работ (Приложение 8 к конкурсной документации) в виде конкретных показателей в отношении материалов (товаров), используемых при выполнении работ".
Приложением N 8 Конкурсной документации установлены технические характеристики товаров, которые должны быть использованы при выполнении работ (далее - Приложение N 8).
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов Приложения N 8 Конкурсной документации установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе помимо требований к описанию предложения участника закупки, непредусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, такие, например, как по позиции 1 "Полотно иглопробивное геотекстиль": "удлинение при разрыве в поперечном направлении", "удлинение при разрыве в продольном направлении", по позиции 10 "Битум БНД 90/130 Битум БНД 90/130": "Растяжимость при 25 °С", "Растяжимость при 0 °С", "Глубина проникания иглы, 0,1 мм при 0 °С", "Глубина проникания иглы, 0,1мм при 25 °С", "температура размягчения по кольцу и шару", "температура хрупкости", по позиции 11 "Песок из отсевов дробления щебня 0 - 5 мм": "содержание пылевидных и глинистых частиц, определяемое методом набухания, по массе для асфальтобетона", по позиции 12 "Щебень фр. 5 - 20 мм": "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы по массе", "Содержание пылевидных и глинистых частиц по массе" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что Конкурсная документация устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе помимо предложения участника в отношении объекта закупки, сведения о результатах испытаний используемых товаров, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащие требования к содержанию заявки на участие в Конкурсе, не соответствуют пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
При этом согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
В соответствии с пунктом 7 "Предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкция по ее заполнению" подпункта 7.2.2 Конкурсной документации предусмотрено, что предложение участника Конкурса в отношении объекта закупки должно содержать, в том числе "предложение участника закупки в части конкретных видов и объемов работ по строительству объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту. Исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении данные работы должны составлять не менее 15 процентов цены государственного контракта (при условии соблюдения положений раздела 5 Конкурсной документации). Предложение может быть представлено по рекомендуемой форме (приложение 10 к конкурсной документации).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что положения Конкурсной документации, предусматривающие необходимость предоставления предложения участника закупки в части конкретных видов и объемов работ по строительству объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, не соответствуют требованиям пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Кроме того, положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено предоставление предложения участника закупки в части конкретных видов и объемов работ по строительству объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в рамках предложения участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, поскольку не влекут отклонение заявки и не влияют на допуск участника к участию в Конкурсе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют требованиям пункта 4 части 1 статьи 50, требованиям Постановления Правительства N 570 и нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15,пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЭкоГидроСервис" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 56, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 04.09.2017 по делу N К-1140/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 сентября 2017 г. N К-1140/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был