Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Кулакова А.В. (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" (далее - Заказчик) Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству общеобразовательной школы по адресу: Санкт-Петербург, Дальневосточный проспект, участок 1, (восточнее пересечения с улицей Еремеева)/севернее улицы Новоселов, квартал 16, участок 10 (825 мест) для нужд Санкт-Петербурга (номер извещения 0172200002517000163) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, установивших ненадлежащие требования к описанию участниками закупки конкретных показателей сырья, компонентного состава товаров, используемого при выполнении работ, а также показателей результатов испытания таких товаров и, кроме того, документация об Аукционе содержит ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок, не позволяющую указать в заявке одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значениям, предусмотренным ГОСТ.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.08.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 117 772 417, 8 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 22.09.2017.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом, установлены ненадлежащие требования к описанию участниками закупки в заявке на участие в Аукционе конкретных показателей сырья, компонентного состава товаров, используемого при выполнении работ, а также показателей результатов испытания таких товаров и, кроме того, документация об Аукционе содержит ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок, не позволяющую указать в заявке одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значениям, предусмотренным ГОСТ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В Приложении N 6 к техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, например: "Асфальтобетонная смесь тип 1. Учтено ЛСР 07-01": "максимальное значение размера минеральных зерен, не более 20, мм; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 20 мм, от 90 до 100,% по массе; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 15 мм, от 75 до 100,% по массе; зерновой состав минеральной от 62 до 100,% по массе; Зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 5 мм от 40 до 50,% по массе; Зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 2,5 мм, от 28 до 38,% по массе; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 1,25 мм от 20 до 28,% по массе; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 0,63 мм, от 14 до 20,% по массе; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 0,315 мм, от 10 до 16,% по массе; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 0,16 мм, от 6 до 12,% по массе; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 0,071 мм, от 4до 10,% по массе; минимальное значение трещиностойкости по пределу прочности на растяжение при расколе, при 0°C и скорости деформирования 50мм/мин, Не менее 3,5, Мпа; предел прочности при сжатии при температуре 50°C, не менее 1,0, МПа", по позиции 2 "Щебень тип 1. Учтено ЛСР 07-01": "Наименьший номинальный размер зерен, 20, мм; значение потери массы при испытании щебня в полочном барабане, от 0 до 35,%; содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, не более 35,% по массе; гранулометрический состав, полные остатки на сите с диаметром отверстий 20 мм, от 90 до 100,% по массе; гранулометрический состав, полные остатки, от 30 до 60,% по массе; Количество циклов насыщения и высушивания в растворе сернокислого натрия, не более 15, цикл; значение потери массы после насыщения и высушивания в растворе сернокислого натрия, не более 15,%; потеря массы при испытании щебня на дробимость от 0 до 34,%; Содержание пылевидных и глинистых частиц, не более 1 или не более 2 или не более 3% по массе" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе устанавливает, требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, сведения о результатах испытаний таких товаров, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, согласно пункту 4 Приложения N 6 к Техническому заданию документации об Аукционе таблицы установлены, в том числе, следующие требования к характеристикам товара "Щебень тип 2": "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, не более 35,% по массе"; " группа щебня, 1 или 2 или 3". При этом согласно разделу 2 Технического задания документации об Аукционе установлено, что "Щебень тип 2 должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93".
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с ГОСТ 8267-93 в группе щебня 1 содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы составляет до 10% по массе включительно; в группе щебня 2 содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы составляет свыше 10 до 15% по массе; в группе щебня 3 содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы составляет от 15 до 25% по массе.
Вместе с тем, разделом 5 Технического задания установлено, в том числе следующее: "при указании сведений о конкретных показателях используемого для выполнения работ товара участник закупки обязан указать: конкретное значение показателя, равное или превышающее значение, установленного приложением N 6 к настоящему Техническому заданию (столбцы N 4 и N 7), для которого установлено минимальное значение (использованы слова "не менее", "не ниже", "от"); конкретное значение показателя, равное или меньшее значения, установленного приложением N6 к настоящему Техническому заданию (столбцы N 5 и N 8), для которого установлено максимальное значение (использованы слова "не более", "до", "не выше"");".
Комиссия приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований к товару "Щебень тип 2" в документации об Аукционе о предоставлении конкретного показателя "содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы", выбора конкретного значения в отношении показателя "группа щебня" и об одновременном соответствии требованиям ГОСТ 8267-93 может ввести участников закупки в заблуждение и не позволить указать в первой части заявки сведения, не противоречащие инструкции по заполнению заявки, требованиям к характеристикам товаров, установленных в документации об Аукционе, а также требованиям ГОСТ, поскольку участник закупки может указать значение, которое будет соответствовать Техническому заданию документации об Аукционе, но не соответствовать требованиям ГОСТ (в настоящем решении содержится пример, указание которо не является исчерпывающим).
Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом требования к содержанию заявки и инструкцию по ее заполнению, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 1 статьи 742 Гражданского кодекса Российской Федерации договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность стороны, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемых при строительстве, либо ответственность за причинение при осуществлении строительства вреда другим лицам, застраховать соответствующие риски.
Сторона, на которую возлагается обязанность по страхованию, должна предоставить другой стороне доказательства заключения ею договора страхования на условиях, предусмотренных договором строительного подряда, включая данные о страховщике, размере страховой суммы и застрахованных рисках.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 2.4.17.1 проекта контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "В течение 30 дней с момента заключения настоящего контракта Подрядчик за свой счет страхует следующие виды рисков при выполнении работ по контракту:
- риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненных работ на сумму 100% цены контракта;
- риск гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц при осуществлении строительства на сумму 5% цены контракта.
Проект договора страхования случайной гибели или случайного повреждения результата выполненных работ должен быть одобрен Заказчиком в порядке, установленном настоящим контрактом для согласования "Календарного плана выполнения работ".
Указанное требование не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а, следовательно, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в проекте контракта документации об Аукционе излишнее требование об одобрении проекта договора страхования случайной гибели или случайного повреждения результата выполненных работ, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Пунктом 3.8 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "В течение 30 (тридцати) дней со дня принятия Заказчиком заявления, указанного в пункте 2.3.3. настоящего контракта, стороны согласовывают график помесячного погашения аванса и закрепляют условия авансирования путем заключения дополнительного соглашения к настоящему контракту (далее - соглашение об авансировании).
Заказчик в течение 90 (девяносто) дней со дня внесения в реестр контрактов сведений об изменении настоящего контракта, связанных с заключением соглашения об авансировании, обеспечивает перечисление Подрядчику аванса.
Обязательным условием для получения аванса является обеспечение его возврата в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Погашение аванса осуществляется в размере не менее 10 процентов от стоимости подлежащих оплате при приемке Заказчиком выполненных работ, в том числе материалов и оборудования, в отчетном периоде, в соответствии с графиком погашения аванса. При погашении аванса Подрядчиком предоставляется отчет о его целевом использовании.
В случае ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по контракту, Заказчиком может быть принято решение об оплате выполненных работ только после подтверждения выполнения предусмотренных контрактом работ в объеме произведенных авансовых платежей.
Последующее авансирование выполняемых работ возможно в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, после подтверждения выполнения (в соответствии с графиком погашения аванса) предусмотренных контрактом работ в объеме произведенного авансового платежа с ограничением общей суммы авансирования не более 70 процентов от суммы контракта. что в IV квартале 2017, 2018, 2019 годов заказчик выплачивает подрядчику аванс в размере остатков лимитов финансирования текущего финансового года, но не более 10% от суммы контракта".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом надлежащим образом не установлен порядок оплаты выполняемых работ, поскольку указанные положения проекта контракта документации об Аукционе не позволяют определить конкретный размер авансовых платежей.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в проекте контракта документации об Аукционе надлежащим образом порядок оплаты выполняемых работ, нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 08.09.2017 N К-1169/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 сентября 2017 г. N К-1169/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был