Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Юридический центр "Законный бизнес" (далее - Заявитель) на действия Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по модернизации защищенной сети до уровня региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации с повышением класса средств криптографической защиты информации до КС3 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0273100000717000043) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Установленный Заказчиком код Общероссийского классификатора экономической деятельности (далее - ОКПД2) не позволяет надлежащим образом установить перечень документов, которые необходимо предоставить во второй части заявки на участие в Аукционе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968).
2. Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку не установлены технические характеристики и требования к электронным носителям информации, в связи с чем Заявителем направлен запрос на разъяснения положений документации об Аукционе. Вместе с тем, разъяснения Заказчика изменяют суть документации.
3. Требование Заказчика к закупке продуктов "ViPNet" без возможности представить эквивалент ограничивает количество участников Аукциона.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 21.08.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 355 567 761,12 рубль;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, установленный Заказчиком код ОКПД2 не позволяет надлежащим образом установить перечень документов, которые необходимо предоставить во второй части заявки на участие в Аукционе в соответствии с Постановлением N 968.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В Постановлении N 968 установлен перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 7 Постановления N 968 для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении) участника закупки должна быть представлена копия одного из следующих документов:
а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 Постановления N 968;
б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 Постановления N 968;
в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 Постановления N 968;
г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 Постановления N 968.
В пункте 3.9 информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлен перечень документов, которые должны быть представлены участником Аукциона при подаче заявок на участие в Аукционе, в том числе, перечень документов, установленный пунктом 7 Постановления N 968.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, размещенным в ЕИС, установлены следующие коды ОКПД2 к отдельным товарам:
- ПАК ViPNet Coordinator HW1000 4.x - 26.20.11.110;
- ПАК ViPNet Coordinator HW2000 4.x - 26.20.11.110;
- ПАК ViPNet IDS1000 2.x - 26.20.11.110;
- ПАК ViPNet Coordinator HW1000 D 4.x - 26.20.11.110.
Вместе с тем, положения Закона о контрактной системе не обязывают Заказчика указывать в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе код ОКПД2.
На заседании Комиссии представитель Заявителя не представил доказательств, свидетельствующих о том, что установленный Заказчиком код ОКПД2 к отдельным видам закупаемых товаров не позволяет участникам закупки предоставить документы, требуемые во второй части заявки в соответствии с Постановлением N 986.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а именно не установлены технические характеристики и требования к электронным носителям информации в составе комплектов СКЗИ типа 1, СКЗИ типа2, СКЗИ типа 3, в связи с чем Заявителем направлен запрос на разъяснения положений документации об Аукционе. Вместе с тем, разъяснения Заказчика изменяют суть документации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Пунктом 2.2.1 Технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования к Комплектам СКЗИ типа 1:
"В комплект с каждым ПАК ViPNet Coordinator HW1000 4.x должны входить:
- программно-аппаратный комплекс, реализующий функции межсетевого экрана и криптошлюза защищенной сети;
- копии сертификатов ФСБ России, заверенные печатью производителя;
- копия сертификата ФСТЭК России, заверенного печатью производителя;
- формуляр по требованиям ФСТЭК России с голографической наклейкой, заверенный печатью производителя;
- формуляр по требованиям ФСБ России, заверенный печатью производителя;
- электронный носитель информации с эксплуатационной документацией в электронном виде;
- электронные носители информации в количестве 2 шт. с объемом энергонезависимой памяти, обеспечивающие возможность перезаписи резервных копий установочных образов и конфигурации программного обеспечения".
Аналогичные требования установлены Заказчиком к Комплектам СКЗИ типа 2, СКЗИ типа 3.
Согласно разъяснениям положений документации об Аукционе от 04.09.2017 NРД4, размещенным в ЕИС, Заказчику направлен запрос разъяснений положений документации об Аукционе следующего содержания:
"В требованиях к Комплекту СКЗИ типа 1 (пункт 2.2.1 подраздела 2.2 части 4 документации) и аналогичных требованиях СКЗИ типа2, СКЗИ типа 3 указано: В комплект с каждым ПАК ViPNet Coordinator HW1000 4.x должны входить: - программно-аппаратный комплекс, реализующий функции межсетевого экрана и криптошлюза защищенной сети; - копии сертификатов ФСБ России, заверенные печатью производителя; - копия сертификата ФСТЭК России, заверенного печатью производителя; - формуляр по требованиям ФСТЭК России с голографической наклейкой, заверенный печатью производителя; - формуляр по требованиям ФСБ России, заверенный печатью производителя; - электронный носитель информации с эксплуатационной документацией в электронном виде; - электронные носители информации в количестве 2 шт. с объемом энергонезависимой памяти, обеспечивающие возможность перезаписи резервных копий установочных образов и конфигурации программного обеспечения. Просим указать характеристики требуемых носителей и электронных носителей информации".
Согласно разъяснениям Заказчика, "Электронные носители информации должны обладать совместимым интерфейсом с поставляемыми ПАК и иметь объем энергонезависимой памяти, достаточный для обеспечения возможности перезаписи резервных копий установочных образов и конфигурации программного обеспечения".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки, требования к поставляемым товарам установлены в соответствии с потребностями Заказчика. Кроме того, вышеуказанные электронные носители информации входят в состав комплекта поставки требуемого товара, составленного производителем данного товара, в связи с чем, положения документации об Аукционе не устанавливают конкретных требований к электронным носителям информации. Также представитель Заказчика пояснил, что разъяснения положений документации об Аукционе отображают потребности Заказчика и не изменяют суть указанной документации.
Вместе с тем, представитель Заявителя не представил доказательств, свидетельствующих о том, что разъяснения положений документации об Аукционе изменяют ее суть.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, требование Заказчика к закупке продуктов "ViPNet" без возможности представить эквивалент ограничивает количество участников Аукциона.
В соответствии с пунктом 1.4 Технического задания документации об Аукционе "все поставляемые компоненты Комплекса должны быть совместимы по ключевой системе со средствами управления и протоколам мониторинга состояния с находящимся в эксплуатации в системе Заказчика программным обеспечением, обеспечивающим управление защищённой сетью, удостоверяющим и ключевым центром (ПО ViPNet Administrator) эксплуатируемых в сети Фонда на федеральном и региональном уровнях.
В связи с необходимостью обеспечения взаимодействия и полной совместимости поставляемых компонентов Комплекса с платформами и технологиями, используемыми в Фонде, и несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, а также требованиям к сертификации государственных информационных систем в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты информации, эквивалентность товара к техническим средствам не применяется".
В пункте 2.1 Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе:
- пп. 20 "ПАК ViPNet Coordinator HW2000 4.x должны быть скомплектованы по 1 кластеру из 2 ПАК HW2000 в каждое из 15 крупных РО в целях замены имеющихся программных шлюзов ViPNet Coordinator for Linux Failover на границах территориальных сегментов сетей РО";
- пп. 24 "ПАК ViPNet Coordinator HW1000 4.x должны быть скомплектованы по 1 кластеру из 2 ПАК HW1000 в каждое из 83 РО в целях замены имеющихся программных координаторов открытого интернета ViPNet Coordinator for Linux Failover";
- пп. 26 "Неисключительная лицензия (передача прав) на использование ПО ViPNet Administrator 4.x (КС3) должны быть скомплектованы по 1 шт. передаваемых прав на ПО - в каждое из 80 РО, а также 3 шт. - в ЦА для замены в ЦОДах имеющегося ПО управления защищенной сетью ViPNet Administrator 3.2 (КС2) на текущую сертифицированную версию".
В пункте 3.2 Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе:
"Выполнение модернизации Комплекса:
4.3.1 Замена ПО ViPNet Administrator на продуктивной системе (резервное копирование конфигурации имеющегося ПО ViPNet Administrator, замена ПО ViPNet Administrator 3.2 КС2 на ПО ViPNet Administrator 4.6 КС3, перенос настроек, диагностика и корректировка настроек по результатам диагностики, сохранение конфигурации). Работы выполняются в соответствии с эксплуатационной документацией и с учетом необходимости обеспечения работоспособности в существующей защищенной сети Фонда".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что предметом закупки является модернизация существующего оборудования и программного обеспечения, в связи с чем необходимо обеспечить полную совместимость поставляемых товаров с платформами и технологиями, используемыми Заказчиком.
Вместе с тем, представитель Заявителя не представил доказательств, свидетельствующих о том, что Заказчиком неправомерно не установлена возможность предоставления эквивалентного товара.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Юридический центр "Законный бизнес" не обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.