Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО НТЦ "Прогресс-Инфотех" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Конкурсной комиссией, Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на разработку методов педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации. (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) номер извещения 0173100003717000256 (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Закона о контрактной системе, Конкурсной документации.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 31.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 800 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) на основании части 6 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся.
Согласно доводу жалобы Заявителя Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Закона о контрактной системе, Конкурсной документации, в связи с тем, что представленная в составе заявки в качестве обеспечения заявки на участие Конкурсе банковская гарантия не содержит следующих документов: документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока); платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а также содержит ограничение в части формы предоставления требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии исключительно в письменной форме на бумажном носителе.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно Постановлению N 1005 банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 31.08.2017 N ПРО1 заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям: 1) представленная Заявителем в качестве обеспечения заявки банковская гарантия не соответствующей требованиям Конкурсной документации, а также Закону о контрактной системе, а именно: в банковской гарантии указан не весь перечень документов, обязательных к представлению Гаранту, в частности, отсутствуют следующие документы: документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока); платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса), что является нарушением требований Конкурсной документации, Закона о контрактной системе.
2) в банковской гарантии, представленной Заявителем в составе заявки, предусмотрено условие, ограничивающее право Заказчика в части формы предоставления требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, исключительно в письменной форме на бумажном носителе, что является нарушением требований Конкурсной документации, Постановления N 1005, а именно, требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, с направляемыми документами оформляются в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Комиссия, изучив заявку Заявителя, представленную представителем Заказчика, установила, что Заявителем в качестве обеспечения заявки представлена Банковская гарантия N LM1108179707 от 18 августа 2017 года Реестровая запись N 05T17710539135170205, выданная коммерческим банком "Локо-Банк" на сумму 76 000 (Семьдесят шесть тысяч) рублей 00 коп., в которой отсутствуют следующие документы: документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока); платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса).
Постановлением N 1005 установлен перечень документов, предоставляемых заказчиком банку (далее - Перечень), согласно которому бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии направляет гаранту, в том числе:
1) расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
2) платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
3) документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока).
В представленной представителем Заказчика Банковской гарантии, содержится указание на необходимость приложения расчета суммы к требованию по банковской гарантии.
Вместе с тем, учитывая, что документы, предусмотренные пунктами 2, 3 Перечня предоставляются с банковской гарантией, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, указанные документы с банковской гарантией для обеспечения заявки на участие в Конкурсе не могут быть представлены, поскольку авансирование на стадии подачи заявок на участие в Конкурсе не осуществляется (пункт 2 Перечня), а условие о гарантийном случае распространяется на стадию исполнения обязательств, предусмотренных контрактом (пункт 3 Перечня).
Также установлено, что представленная Заявителем в составе заявки банковская гарантия содержит следующее обязательство: "Оплата происходит на основании письменного требования Бенефициара о выплате определенной в настоящей гарантии суммы".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что ограничений по форме письменного требования исключительно на бумажном носителе Банковская гарантия не содержит, и письменное требование допускает различные формы, в том числе, на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя Закону о контрактной системе, Конкурсной документации, нарушает часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО НТЦ "Прогресс-Инфотех" обоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 11.09.2017 N К-1181/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 сентября 2017 г. N К-1181/17 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был