Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "РусБизнесТрейд" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Азов" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), при проведении АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-21 Волгоград - Каменск - Шахтинский до границы с Украиной (на Днепропетровск, Кишинев). Реконструкция автомобильной дороги А-260 Волгоград - Каменск - Шахтинский - граница с Украиной на участке км 11+000 - км 24+500, Волгоградская область (номер извещения 0358100002317000102) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе надлежащим образом не установлено ограничение, предусмотренное пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе.
3. Заказчиком в документации об Аукционе не установлена обязанность Заказчика проверять участников закупки на соответствие дополнительным требованиям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
4. Заказчиком в пункте 1.8. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено излишние условие, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает поставщика (подрядчика, исполнителя) нести ответственность за действия (бездействия) третьих лиц.
5. Заказчиком в пункте 3.1. проекта государственного контракта неправомерно не предусмотрено место для заполнения суммы НДС.
6. Заказчиком в пункте 6.1. проекта государственного контракта документации об Аукционе неправомерно установлено требование, в соответствии с которым проектная документация разрабатывается поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
7. Документация об Аукционе не содержит графика исполнения контракта.
8. Документация об Аукционе неправомерно не предусматривает образец специальной одежды.
9. Проект государственного контракта неправомерно не содержит срок проведения экспертизы качества выполненных работ.
10. В проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлены надлежащим образом размеры штрафов для поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
11. Заказчиком в подпункте "д" пункта 19.2. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено ненадлежащее условие о том, что Заказчик вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта в случае аннулирования (прекращении) действия допуска СРО подрядчика на работы по предмету контракта.
12. Заказчиком в пунктах 23 и 24 "Камни бортовые" приложения N 5 документации об Аукционе установлены требования к характеристике товаров, которые противоречат ГОСТ, а также в пунктах 132-150 приложения N 5 документации об Аукционе установлены требования к габаритным размерам товаров, которые противоречат документации об Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 14.09.2017 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 15.09.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.08.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 959 501 130 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.09.2017;
5) дата проведения Аукциона - 21.09.2017.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе надлежащим образом не установлено ограничение, предусмотренное пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем, согласно пункту 8 документации об Аукционе установлено следующее: "Настоящим приглашаются к участию в электронном аукционе (далее - аукцион) проводимом в порядке, предусмотренном главой 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) на сайте электронной площадки www.etp-ets.ru (далее - ЭП), любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любые физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели".
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Пунктом 18.1. документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "К участнику закупки устанавливаются следующие обязательные требования: 8) участник закупки не является офшорной компанией".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком надлежащим образом установлены требования в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил сведений, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению участниками аукциона первой части заявки, которая раскрывает порядок занесения в заявки участников закупки параметров товара, используемого при выполнении работ. Также содержится указания на правила чтения слов "более", "не более", "менее", "не менее", "или", "либо", ";", "/", "min", "max", "", "", "<", ">", "-" и другие. Исключение составляют случаи, когда вышеуказанные термины выделены курсивом, в этом случае на значения показателей, которые следуют за данными терминами приведенные выше положения инструкции не распространяются. Исключение составляют случаи, когда термины "от" и "до" выделены курсивом, в этом случае на значения показателей, которые следуют за данными терминами вышеуказанные положения инструкции не распространяются. Диапазонные показатели типа "х-у" указываются в составе первой части заявки в неизменном виде в случае выделения их курсивом либо сопровождения фразой "в границах".
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих, что инструкция по заполнению участниками аукциона первой части заявки препятствует надлежащему оформлению заявок участниками, чем ограничивает их количество.
Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлена обязанность проверять участников закупки на соответствие дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением N 99.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Пунктом 18.3. документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Дополнительные требования к участникам закупки, установленные в соответствии Постановлением Правительства РФ от 04 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям":
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства".
В соответствии с пунктом 1.3.2. вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе: "документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным пунктом 18.3. настоящей документации:
- копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Пунктом 5.1. документации об Аукционе установлено, непредставление вышеуказанных документов в составе заявки на участие в электронном аукционе влечет за собой отказ в допуске к участию в аукционе либо признании заявки участника не соответствующей требованиям документации об аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с положениями части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия Заказчика рассматривает заявки участников Аукциона, в части соответствия их требованиям, установленных в документации об Аукционе и Законе о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил сведений, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
4. Заказчиком в пункте 1.8. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено излишние условие, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает поставщика (подрядчика, исполнителя) нести ответственность за действия (бездействия) третьих лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 1.8. проекта государственного контракта установлено следующее: "Подрядчик заявляет и гарантирует, что предоставленное им согласно пункту 1.7. обеспечение было надлежащим образом согласовано и выдано организацией, предоставившей обеспечение в соответствии с ее уставными документами, внутренними актами и процедурами, отвечает требованиям законодательства Российской Федерации, образует собой действительное и юридически значимое обязательство, и может быть обращено к принудительному исполнению в соответствии с закрепленными в нем условиями и законодательством Российской Федерации в течение всего срока действия Контракта. В случае если в течение срока действия Контракта будет установлено, что указанные в настоящем пункте заявления и гарантии Подрядчика не соответствовали действительности на момент заключения Контракта, и обеспечение было выдано с нарушением уставных документов, внутренних актов и процедур организации, предоставившей обеспечение, Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком в виде санкций, установленных настоящим Контрактом".
На заседании Комиссии установлено, что информация, указанная Заказчиком в пункте 1.8. проекта государственного контракта не противоречит Закону о контрактной системе.
При этом, Заявитель на заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих, что Заказчиком в пункте 1.8. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено излишние требование.
Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
5. Заказчиком в пункте 3.1. проекта государственного контракта неправомерно не предусмотрено место для заполнения суммы НДС.
Пунктом 3.1. проекта государственного контракта установлено следующее: "Общая стоимость работ по настоящему Контракту (далее - цена Контракта) по результатам открытого аукциона в электронной форме составляет ____________ (___________________) рублей ____ коп., в том числе НДС.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае, если Контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма подлежащей уплате физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта.
Цена на период действия настоящего Контракта устанавливается на основании результатов открытого аукциона в электронной форме, является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта".
На заседании Комиссии установлено, что Законом о контрактной системе не предусмотрено оставление места для заполнения суммы НДС в проекте государственного контракта.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил сведений, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
6. Заказчиком в пункте 6.1. проекта государственного контракта документации об Аукционе неправомерно установлено требование, в соответствии с которым проектная документация разрабатывается поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 6.1. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "В течение 10 календарных дней с момента подписания настоящего Контракта, на основании разработанной проектной, рабочей документации, Подрядчик обязан разработать и согласовать с Заказчиком проект производства работ (ППР) согласно действующему законодательству. ППР должен включать в себя технологические карты, регламентирующие технологию отдельных видов работ с целью обеспечения их надлежащего качества. В течение 10 календарных дней после выдачи Заказчиком рабочей документации (или её частей), Подрядчик обязан внести и согласовать с Заказчиком соответствующие изменения в проект производства работ".
Кроме того, в соответствии с пунктом 7.3. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Передать Подрядчику в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания настоящего Контракта по акту передачи комплект проектно-сметной/рабочей документации".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что из положений 6.1. и 7.3. проекта государственного контракта документации об Аукционе следует, что в течении пяти рабочих дней с даты подписания государственного контракта Заказчик передает подрядчику комплект проектно-сметной документации. В течении десяти календарных дней с момента подписания государственного контракта, на основании проектно-сметной документации подрядчик обязан разработать и согласовать с Заказчиком проект производства работ.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил сведений, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
7. Согласно доводу Заявителя, документация об Аукционе не содержит графика исполнения контракта.
В соответствии с частью 12 статьи 34 Закона о контрактной системе если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В приложении N 1 к проекту государственного контракта содержится график исполнения контракта, а также в приложении N 13 проекту государственного контракта установлен месячно-суточный график выполнения работ.
Кроме того, в приложении N 10 к проекту государственного контракта установлена ведомость объемов и стоимость работ по объекту.
Также, в проектно-сметной документации в части 1 Том 5.1, которая является неотъемлемой частью документации об Аукционе, установлен график исполнения контракта.
При этом, Заявитель на заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих, что документация об Аукционе не содержит графика исполнения контракта.
Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
8. Согласно доводу Заявителя, документация об Аукционе неправомерно не предусматривает образец специальной одежды.
Пунктом 8.27. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "При производстве работ обеспечить нахождение своих работников на Объекте в специальной одежде определенного образца с указанием фирменного наименования Подрядчика".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что согласно Постановлению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.1997 N 66 утверждены типовые отраслевые нормы выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам: занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что согласно методическим рекомендациям рабочие, выполняющие дорожные работы, должны быть обеспечены специальной одеждой (жилетами) ярко-оранжевого цвета со световозвращающими вставками.
При этом, Заявитель на заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих, что документация об Аукционе не предусматривает образец специальной одежды.
Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
9. Согласно доводу Заявителя, проект государственного контракта неправомерно не содержит срок проведения экспертизы качества выполненных работ.
Пунктом 9.1.3. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "В случае проведения экспертизы выполненной работы путем привлечения экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, срок приемки работ по Контракту не может составлять более 10 рабочих дней со дня получения Заказчиком заключения эксперта, экспертной организации, подтверждающего качественное выполнение работ в соответствии с условиями настоящего Контракта".
На заседании Комиссии установлено, что Законом о контрактной системе не предусмотрено требование о том, что документация об Аукционе должна содержать срок проведения экспертизы выполненных работ.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил сведений, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
10. Согласно доводу Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлены надлежащим образом размеры штрафов для заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Правилами.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4.1 Правил):
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 11.2. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом (в том числе гарантийного обязательства). Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 в следующем порядке:
- 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
- 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
- 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
- 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Таким образом, исходя из цены настоящего Контракта, размер штрафа, за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств по Контракту составляет: 12 479 526,57 рублей".
Вместе с тем, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Заказчиком при установлении размера штрафа в виде фиксированной суммы за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств допущена техническая ошибка.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
11. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в подпункте "д" пункта 19.2. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено ненадлежащее условие о том, что Заказчик вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта в случае аннулирования (прекращении) действия допуска СРО подрядчика на работы по предмету контракта.
Подпунктом "д" пункта 19.2. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "По взаимному согласию Стороны установили, что Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по Контракту в следующих случаях: д) при аннулировании (прекращения) действия лицензии/допуска СРО Подрядчика на работы по предмету Контракта, а также в случаях принятия государственными или муниципальными органами решений, лишающих Подрядчика права на выполнение работ".
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
При этом, Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (далее - Приказ Ростехнадзора N 58) утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Вместе с тем, согласно Приказу Ростехнадзора N 58, сведения в отношении перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство о допуске не применяются с 01.07.2017.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Заказчиком в подпункте "д" пункта 19.2 проекта государственного контракта в отношении свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ допущена техническая ошибка.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что условие в подпункте "д" пункта 19.2 проекта государственного контракта в отношении одностороннего отказа от исполнения контракта в случаи аннулирования (прекращении) действия допуска СРО подрядчика на работы по предмету контракта установлено некорректно.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
12. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в пунктах 23 и 24 "Камни бортовые" приложения N 5 документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, которые противоречат ГОСТ, а также в пунктах 132-150 приложения N 5 документации об Аукционе установлены требования к габаритным размерам товаров, которые противоречат документации об Аукционе.
Пунктами 23 и 24 "Камни бортовые" приложения N 5 к документации об Аукционе установлены следующие требования к характеристикам товаров: "Камни должны быть прямые рядовые. Основа - бетон класса по прочности на сжатие В30. Верхние, нижние и вертикальные грани камней должны быть взаимно перпендикулярны. Допускается использование камней с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5%, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых - до 15 мм или фасками шириной до 10 мм. Бортовые камни должны соответствовать
В соответствии с ГОСТ 6665-91 допускается изготовление камней с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5 %, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых - до 15 мм или фасками шириной до 10 мм.
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе при указании в документации показателя, сопровождающегося термином "до", указанное заказчиком значение является максимальным, участник закупки должен указать конкретный показатель не более/не выше заявленного заказчиком в том случае, если вышеуказанный термин сопровождается словом "включительно" (с учетом всех сокращенных форм данного слова), в иных случаях участнику следует предлагать конкретное значение показателя, не включающее установленное заказчиком максимальное значение.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком характеристики товаров "Камни бортовые" не противоречат ГОСТ 6665-91, поскольку участникам закупки необходимо предоставить конкретный показатель не включающий крайние значения.
Пунктами 132-150 "Сваи железобетонные" приложения N 5 документации об Аукционе установлены, в том числе следующие наименования показателя, например: "Пункт 132 "Сваи железобетонные". L=6м; l=300; c=75; b=350. Пункт 133 "Сваи железобетонные". L=7м; l=300; c=75; b=350. Пункт 134 "Сваи железобетонные". L=8м; l=300; l1=1600; l2=2400; c=75; b=350. Пункт 135 "Сваи железобетонные". L=9м; l=300; l1=1800; l2=2600; c=75; b=350" и другие.
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе знак ";" означает перечисление нескольких допустимых характеристик, представляющих многообразие вариантов исполнения товара и его следует читать как "или", участник закупки в составе первой части заявки предлагает одну конкретную характеристику товара из перечисленных заказчиком. При установлении заказчиком требований к нескольким допустимым альтернативным характеристикам товаров (материалов), разделенным союзами "или", "либо", ";", "/" участник закупки в первой части заявки указывает только те показатели, которые относятся к предлагаемой им характеристике товара (материала).
Таким образом, наименование показателя перечисляется через знак ";", а не характеристики товаров, в связи с чем, положения инструкции в отношении знака ";" на перечисление наименований показателя не распространяется.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил сведений, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. обоснованной в части не установления Заказчиком, надлежащим образом размера штрафов для поставщика, а также установления Заказчиком в подпункте "д" пункта 19.2. проекта государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащего условия в отношении права Заказчика отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта в случае аннулирования (прекращении) действия допуска СРО подрядчика на работы по предмету контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 1, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 15.09.2017 N К-1207/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.