Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Кулакова А.В. (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Океан" (далее - Уполномоченный орган) при проведении АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Океан" (далее - Аукционная комиссия) Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному строительству объекта "Комплекс зданий круглогодичной дружины "Галактика" (номер извещения 0173100009217000071) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединено выполнение строительных работ нескольких зданий.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам ряда товаров, в том числе требования к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлению товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлены конкретные виды работ и объемы работ из числа видов работ, предусмотренных постановлением Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570).
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединено выполнение строительных работ и поставка немонтируемого оборудования.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.09.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 162 271 190 рублей;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 25.09.2017;
4) дата проведения Аукциона - 05.10.2017.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформирован объект закупки, в связи с тем, что в рамках исполнения контракта строительные работы осуществляются на 7 объектах (многофункциональный центр, образовательный корпус, спальный корпус, медицинский центр, дом детского творчества, сезонный амфитеатр, здание КПП), что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе, объектом закупки является выполнение работ по капитальному строительству объекта "Комплекс зданий круглогодичной дружины "Галактика".
В соответствии с положениями технического задания документации об Аукционе, вышеуказанный комплекс представляет собой ряд зданий, предназначенных для организованного отдыха, проживания и учебы детей, сблокированных между собой и состоящий из многофункционального центра, включающего в себя помещения администрации приёма со столовой с доготовочной и обеденным залом на 550 мест, киноконцертного зала на 650 мест, физкультурно-оздоровительного центра, расположенных по одному адресу: г. Владивосток, Артековская улица, дом 10.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что здания, указанные в объекте закупки, имеют единое функциональное предназначение, при этом выполнение строительных работ по объекту закупки предполагается осуществить в рамках исполнения контракта на основе единой проектной документации.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат требованиям Закона о контактной системе, при этом Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товаров, к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний, например: "Горячетканая арматурная сталь гладкая класса А-III диаметром 14 мм", "Раствор готовый кладочный цементный", "Битумы нефтяные строительные кровельные".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов таблицы "Перечень товаров, используемых при выполнении работ" технической части документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, такие, например, как по позиции N 114 "Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса А-III диаметром 16 мм": "Химический состав стали должен соответствовать следующим требованиям: углерод 0,2 - 0,37%; марганец 0,8-1,75%; кремний не более 0,9%; хром не более 0,3%; алюминий не более 0,015%; никель не более 0,3%; сера не более 0,05%; фосфор не более 0,045%; медь не более 0,3%.В стали марки 32Г2Рпс допускается замена алюминия титаном или цирконием в равных единицах. Механические свойства арматурной стали: предел текучести не менее 390 Н/мм2; временное сопротивление разрыву не менее 590 Н/мм2; относительное удлинение не менее 14%. Углеродный эквивалент для свариваемой стержневой арматуры из низколегированной стали должен быть не более 0,62"; по позиции N 130 "Раствор готовый кладочный цементный": "Вид раствора легкий. Крупность зерен заполнителя не более 2,5. Влажность сухих растворных смесей не должна превышать 0,1% по массе. Норма подвижности по погружению конуса, 5-8 см. Водоудерживающая способность должна быть не менее 90%. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей должна быть менее 11%. Средняя плотность затвердевших растворов должна быть менее 1500 кг/м3. Не должен содержать золы-уноса более 20% массы цемента"; по позиции N 139 "Битумы нефтяные строительные кровельные": "Температура размягчения по кольцу и шару 90-105 °С. Растяжимость (дуктильность) при 25°С, см, не менее 1,0. Растворимость не менее 99,50%. Изменение массы после прогрева, %, не более 0,50. Температура вспышки, °С, не ниже 240".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлены конкретные виды работ и объемы работ из числа видов работ, предусмотренных Постановлением Правительства N 570.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства N 570 установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
В пункте 42 информационной карты документации об Аукционе установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, который включает 21 вид возможных работ, установленный Постановлением N 570.
При этом, Постановление Правительства N 570 не устанавливает обязанность заказчика устанавливать конкретный виды и объемы работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения контракта, так как исполнитель вправе самостоятельно определить соответствующие виды и объемы работ из числа установленных заказчиком в документации об аукционе, при условии, что такой объем работ будет составлять не менее 15 процентов от цены государственного контракта.
Согласно пункту 7.1.35 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту работы, виды и объемы которых установлены в Приложении N 7 к контракту. Подрядчик обязан в течение 10 дней со дня заключения контракта включить виды и объемы работ из числа возможных видов и объемов работ, установленных в документации об электронном аукционе, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в Приложение N 7 к контракту, подписать такое приложение в двух экземплярах в письменной форме на бумажном носителе и предоставить государственному заказчику. При этом, исходя из сметной стоимости предлагаемых подрядчиком видов работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении объем таких работ должен составлять не менее 15% цены контракта".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и поставка немонтируемого оборудования, а именно мебели и иного инвентаря.
Пунктом 2.2 проекта контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Работы по настоящему контракту выполняются в соответствии с проектной документацией (Приложение N 1), сметой (Приложение N 2), требованиями к товарам, используемым при выполнении работ (Приложение N 3), техническим заданием (Приложение N 8) являющимися его неотъемлемыми частями, нормами и правилами, действующими на момент выполнения работ. При этом работы, указанные в проектной документации (Приложение N 1), но не указанные в Смете (Приложение N 2), выполнению подрядчиком не подлежат".
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что оборудование, функционально и технологически несвязанное с объектом закупки, а именно мебель и иной инвентарь, исключено из сметы, в связи с чем, в соответствии с документацией об Аукционе, поставка немонтируемого оборудования в рамках исполнения контракта не осуществляется.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, при этом Заявителем в жалобе не представлено доказательств в подтверждении своего довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. обоснованной в части установления требований к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе конкретных показателей материалов, химического состава применяемых при изготовлении указанных товаров, технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 18.09.2017 N К-1208/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 сентября 2017 г. N К-1208/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был