• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 сентября 2017 г. N К-1231/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ИП Хаджирокова Р.М. (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку)"; реконструкция автомобильной дороги Р-"Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон"-Владикавказ-Грозный-Махачкала-граница с Азербайджанской Республикой на участке км 827+000 - км 841+000, Республика Дагестан" (номер извещения 0318100043417000171) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. В документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к характеристикам товара, ненадлежащая инструкция по заполнению заявок, не позволяющая указать в заявке одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значениям, предусмотренным ГОСТ.

2. В документации об Аукционе содержатся указания на товарные знаки товаров без возможности поставки эквивалентных товаров.

3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам ряда товаров, в том числе требования к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлению товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.08.2017;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 503 670 880 рублей;

3) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 02.10.2017;

4) дата проведения Аукциона - 09.10.2017.

1. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к характеристикам товара, а также ненадлежащая инструкция по заполнению заявок, не позволяющая указать в заявке одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значениям, предусмотренным ГОСТ.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно положениям инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция): "В случае установления в документации о закупке минимального и максимального значений (диапазон значений, интервал значений) показателя товара участником закупки должно быть представлено конкретное неинтервальное значение такого показателя, не меньше минимального значения и не превышающее максимального значения диапазона (интервала) значений показателя товара, установленных документацией о закупке. Все предлагаемые участниками закупки показатели товаров должны соответствовать стандартам (при их наличии). В случае если в документации о закупке содержится требование, подразумевающее использование товара различных размеров, видов, типов, с различным набором функций, то участник закупки должен предложить товар, указав конкретные его размеры, виды, типы, функции".

Согласно пункту N 208 технического задания документации об Аукционе к товару "Пиломатериалы хвойных пород" установлено следующее требование: "Пиломатериалы хвойных пород. Брусья обрезные длиной 4-6.5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 150 мм и более III сорта".

Согласно ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное", брусом является пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более.

По пункту N 209 технического задания документации об Аукционе к товару "Доски обрезные" установлены следующие требования: "Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, III сорта".

Согласно ГОСТ 18288-87, доской является пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины, при этом при максимальном значении толщины доски 44 мм, минимальное значение ширины составляет более 88 мм.

Согласно пунктам N 376-378 технического задания документации об Аукционе, к товарам "Бруски" установлены, в том числе, следующее требование: "толщина 100, 125 мм" и "толщина 150 мм и более".

При этом, согласно ГОСТ 18288-87, бруском является пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.

По позициям N 210, N 379, N 385, N 386, N 387, N 388 технического задания документации об Аукционе к товарам установлено, в том числе, следующее требование "все ширины".

Согласно положениям Инструкции, если показатели конкретной характеристики товара перечислены с использованием обобщающего эти показатели слова (родового для всех показателей характеристики понятия), то участник закупки в приоритетном порядке предлагает товар со всеми перечисленными показателями, за исключением случаев указания в качестве обобщающего слова общепринятых сокращений.

По пунктам N 499-516 технического задания документации об Аукционе к товарам установлены требования в соответствии с ГОСТ 26633-2012, при этом указанный ГОСТ утратил силу с 01.09.2016.

Вместе с тем, по мнению Комиссии, исходя из требований по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе, например N 1 "Рабочий строитель среднего разряда N 1", N 477 "Надбавки к ценам заготовок за сборку и сварку каркасов и сеток плоских, диаметром 10 мм" (перечень, указанный в настоящем решении, не является исчерпывающим), участнику закупки не представляется возможным прийти к выводу, какие именно показатели по указанным пунктам технического задания документации об Аукционе надлежит указывать в составе заявки на участие в Аукционе.

Вместе с тем, документация об Аукционе содержит две формы Приложение N 7 (техническое задание), не совпадающих по содержанию, при этом положения Инструкции не позволяют участникам закупки определить сведения какой из вышеуказанных форм надлежит указывать в составе первой части заявки на участие в Аукционе.

Изучив документацию об Аукционе, требования технического задания документации об Аукционе, Инструкцию Комиссия приходит к выводу, что Инструкция не позволяет однозначно установить порядок заполнения заявки на участие в Аукционе, порядок предоставления сведений в отношении показателей товаров, предусмотренных техническим заданием документации об Аукционе, а также может быть применена аукционной комиссией Заказчика по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена Инструкция, а также требования к показателям товаров, которые необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе, а также содержатся противоречия между требованиями технического задания документации об Аукционе и требованиями, установленными в соответствии с ГОСТ.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе содержатся указания на товарные знаки товаров без возможности поставки эквивалентных товаров.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пунктам N 329 "Пленка оберточная "Пэком", N 332 "Пленка для ремонта заводского изоляционного покрытия "Ремкомплект" фирмы "Райхем", N 333 "Мастика типа "Перфилер" фирмы "Райхем" (перечень, содержащийся в настоящем решении, не является исчерпывающим) к указанным товарам содержится требование по указанию товарного знака.

Вместе с тем, в соответствии с Инструкцией, все указания на товарные знаки, производителя товара, упаковку товара надлежит читать со словами "или эквивалент".

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные требования технического задания документации об Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, при этом представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товаров, к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний, например: "Бетон тяжелый", "Бетон гидротехнический".

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Согласно техническому заданию документации об Аукционе к товарам N 505, N 506, N 515 установлены, в том числе следующие требования: "Бетон тяжелый, класс В40 (М550) (1,5% корректировка стоимости по морозостойкости и водонепроницаемости 1099,28*0,015+1301,67=1318,16р/м3)", "Бетон тяжелый, крупность заполнителя более 40 мм, класс В7,5 (М 100)", "Бетон гидротехнический (на сульфатостойком портландцементе), класс В22,5 (М300) (1,5% корректировка стоимости по морозостойкости и водонепроницаемости 955,45*0,015+1154,96=1169,29р/м3)".

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с требованиям технического задания документации об Аукционе, участнику закупки не требуется проводить испытания материалов при поставке товара, либо иметь в наличии указанные товары, при этом все классы и марки товаров (например, бетон) указаны в техническом задании документации об Аукционе в виде неизменяемых значений и в соответствии с наименованиями, содержащимися в территориальных единичных расценках на строительные работы (ТЕР-2001) Республики Дагестан.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные требования технического задания документации об Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, при этом Заявителем в жалобе не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:

1. Признать жалобу ИП Хаджирокова Р.М. обоснованной в части установления в документации об Аукционе ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, а также требований к показателям товаров, которые необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 22.09.2017 N К-1231/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 сентября 2017 г. N К-1231/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"

 

Текст решения официально опубликован не был