Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2017 года
Полный текст решения изготовлен 10 августа 2017 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сочневой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению: ООО "КОСМОФАРМ"
к ответчику: ФАС России
третьи лица: Министерство здравоохранения РФ; АО "Единая электронная торговая площадка"; АО "Русмедком"
о признании незаконным и отмене решения и предписания по делу N К-561/17 от 16.05.2017 г. о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0195100000217000153 не соответствующими действующему законодательству (недействительными); оставить в силе первоначальные результаты электронного аукциона N 0195100000217000153, указанные в Протоколе подведения итогов аукциона в электронной форме от 02.05.2017 г . N 2/0195100000217000153;
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кандыба А.Г. (паспорт, дов. N 1 от 10.01.2017 г.);
от ответчика: Прокофьева Е.Д. (удостов., дов. N ИА/67967/16 от 04.10.2016 г.);
от третьих лиц: АО "Русмедком" Скорик С.В. (паспорт, дов. N 7/2017 от 01.01.2017 г.); Министерство здравоохранения РФ Шусов А.Б. (Паспорт, дов. N ПД-МЗ-17 от 31.01.2017 г.); АО "Единая электронная торговая площадка" не явился, извещен,
Установил:
ООО "КОСМОФАРМ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконными решение и предписание ФАС России по делу N К-561/17 от 16.05.2017 г. о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0195100000217000153; ос# требованием оставления в силе первоначальные результаты электронного аукциона N 0195100000217000153, указанные в Протоколе подведения итогов аукциона в электронной форме от 02.05.2017 г. N 2/0195100000217000153.
В обоснование заявленных требований ООО "КОСМОФАРМ" ссылается на то, что оспариваемые Решения и Предписание антимонопольного органа незаконны, не соответствуют требованиям приняты в нарушение положений Закона о контрактной системе (44-ФЗ), а именно, при неприменении положений ст. 14 Закона, подлежащих применению в совокупности с другими нормами и положениями того же Закона, что не позволило применить "национальный режим" при осуществлении данной закупки.
Как указывает заявитель, комиссией ФАС также не принято во внимание, что во исполнение указанных норм закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации 30.11.2015 принято постановление N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По мнению ООО "КОСМОФАРМ", Комиссией ФАС не принято во внимание, что восемь участников аукциона, которые вообще не подавали предложений о цене контракта, в период второй фазы проведения аукциона, в течение 22 секунд сделали одинаковые предложения, равные цене участника с минимальной ценой аукциона, а именно АО "Русская медицинская компания", и таким образом, умышленные действия группы лиц, принимавших участие в названном аукционе, привели к искусственному ограничению конкуренции и неприменению политики национального режима при определении победителя аукциона, введение национального режима и установление преференций для отечественных производителей - это элемент экономической политики государства, заключающийся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства. При осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации, в данный момент, применяется особый режим.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленное требование, пояснил суду, что неприменение ФАС РФ ст. 14 Закона о контрактной системе (Закона N 44-ФЗ) повлекло нарушение установленного "национального режима" в отношении осуществляемой закупки лекарственных средств, а также законных прав Заявителя на осуществление предпринимательской деятельности, в форме не завершения процесса заключения государственного контракта с Заказчиком.
Ответчик по заявлению возражает, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемых актов, отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
АО "Русмедком", Министерство здравоохранения Российской Федерации по заявлению возражают, поддерживают правовую позицию ответчика.
Представитель АО "Единая электронная торговая площадка", извещенный надлежащим образом о дате, месте, времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя АО "Единая электронная торговая площадка" в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Выслушав представителей явившихся участников процесса, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу действия ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела 31.03.2017 г. Министерством здравоохранения РФ (Заказчиком) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru для размещения информации о размещении заказов опубликовано извещение закупке N 0195100000217000153 (идентификационный код закупки N 171770777824677070100101690012120244) о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата Теризидон, капсулы 250 мг в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 N 1512 "Об утверждении Положения об организации обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов В и С, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения и Положения об организации обеспечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения".
Извещение и документация об аукционе в электронной форме на поставку лекарственного препарата Теризидон капсулы 250 мг в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 N 1512 "Об утверждении Положения об организации обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов В и С, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения, Положения об организации обеспечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения" (далее соответственно - Извещение, Документация) размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 31.03.2017 за номером N 0195100000217000153.
В соответствии с пунктом 3.1 Извещения и пункта 7 части II Документации окончание срока подачи заявок на участие аукционе в электронной форме - 18.04.2017. На дату окончания подачи заявок было подано 13 заявок на участие в аукционе в электронной форме.
По итогам рассмотрения первых частей заявок Единой комиссией по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Единая комиссия) допущено 13 заявок (копия протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 24.04.2017 N 1/0195100000217000153 прилагается).
27.04.2017 на электронной торговой площадке Единой электронной торговой площадке (http://roseltorg.ru) (далее - ЭТП) проведен аукцион в электронной форме.
Победителем аукциона в электронной форме признано Общество с ограниченной ответственностью "КОСМОФАРМ" (заявка N 6).
В ФАС России поступили жалобы АО "Русмедком", ООО "ИИКИА ФАРМА КЛГ" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, Оператор электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата Теризидон, капсулы 250 мг в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 N 1512 "Об утверждении Положения об организации обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов В и С, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения, Положения об организации обеспечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения" (номер извещения 0195100000217000153) (далее - Аукцион).
В результате рассмотрения данной жалобы ФАС России приняла решение от 16.05.2017 N К-561/17, согласно которому жалоба АО "Русмедком" признана обоснованной, вместе с тем, в действиях Заказчика установлено нарушения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 Предписания Единой комиссией отменен протокол подведения итогов аукциона в электронной форме от 02.05.2017 N 2/0195100000217000153 и назначена дата повторного рассмотрения вторых частей заявок (07.06.2017).
На основании Предписания повторное рассмотрение вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме Единой комиссией проведено в соответствии со статьей 69 Федерального закона N 44-ФЗ с учетом ранжирования заявок с 1 по 10 место.
При этом заявка ООО "КОСМОФАРМ" при проведении аукциона в электронной форме заняла 12 место по ранжированию, в связи с чем вторая часть заявки Единой комиссией не рассматривалась.
По итогам повторного заседания Единой комиссии победителем признано АО "Русмедком".
Не согласившись с указанными актами, ООО "КОСМОФАРМ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N 728, пунктом 5.3.1.12 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 331, ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о закупках осуществляется ФАС России путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Из содержания частей 1, 3, 4, 5, 6 и 7 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в случае получения обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок установлен статьей 99 и главой 6 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе.
Приказом ФАС России от 11.08.2014 N 502/14 создана Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (Комиссия), на которую возложены функции, в том числе, по рассмотрению жалоб участников закупок на действия заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок.
Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент).
Таким образом, Комиссия ФАС России при принятии Решения и Предписания выполняла свои функции по контролю в сфере закупок, возложенные на нее законодательством, в рамках своей компетенции и в установленном процессуальном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно части 3 стать 69 Закона о контрактной системе Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленные в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем. Рассмотрение данных заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Согласно части 18 статьи 68 Закона о контрактной системе протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона. В этом протоколе указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания такого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.
Согласно части 19 статьи 68 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 статьи 68 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 02.05.2017 N 0195100000217000153-3 заявка участника закупки с порядковым номером "8" АО "Русмедком" (Заявитель) и номером по ранжированию "1" признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе по следующему основанию: "Заявка участника Аукциона содержит предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (наименование страны происхождения товара - Индия) при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289".
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 02.05.2017 N 0195100000217000153-3 заявки участников закупки с порядковыми номерами: N "11" АО "ОРАТ" и номером по ранжированию "2", N "10" ООО "ФАРМАХАН" и номером по ранжированию "3", N "9" АО "Р-ФАРМ" и номером по ранжированию "4", N "2" ООО "Северо-Западное управление оптовой медицинской торговли" и номером по ранжированию "5", N "3" ООО "Центральная медицинская база" и номером по ранжированию "6", N "5" ООО "МедФарм Групп" и номером по ранжированию "7", N "7" "Яркая Звезда" и номером по ранжированию "8", N "4" ЗАО "КОРАЛ-МЕД" и номером по ранжированию "9", N "12" ООО "ИИКИА ФАРМА КЛГ" и номером по ранжированию "10", N "13" ООО "ЭДВАНСД ТРЕЙДИНГ" и номером по ранжированию "11" признаны не соответствующими требованиям документации об Аукционе по аналогичному основанию.
Также, согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 02.05.2017 N 0195100000217000153-3 заявка участника закупки с порядковым номером "6" ООО "КОСМОФАРМ" и номером по ранжированию "12" и заявка участника закупки с порядковым номером "14" ООО "ПРОФАРМ" и номером по ранжированию "13" признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства от 30.10.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1289) при осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В пункте 1.6.3.1 документации об Аукционе установлено: "Заказчиком при проведении Аукциона устанавливаются ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях b условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На заседании Комиссии установлено, что в заявке Заявителя и в заявках участников закупки с порядковыми номерами "11" АО "ОРАТ", "10" ООО "ФАРМАХАН", "9" АО "Р-ФАРМ", "2" ООО "Северо-Западное управление оптовой медицинской торговли", "3" ООО "Центральная медицинская база", "5" ООО "МедФарм Групп", "7" "Яркая Звезда", "4" ЗАО "КОРАЛ-МЕД", "12" ООО "ИИКИА ФАРМА КЛГ", "13" ООО "ЭДВАНСД ТРЕИТИНГ", представленными представителями Заказчика, предложен препарат, страной происхождения которого является Индия.
Также, в заявке участников закупки с порядковым номером "6" ООО "КОСМОФАРМ" и в заявке участника закупки с порядковым номером "14" ООО "ПРОФАРМ" предложен препарат "Локсидон" и "Резонизат", страной происхождения которого в соответствии с представленным в составе заявки участника регистрационным удостоверением является Россия.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что после проведения электронного аукциона, Оператор электронной площадки направил Заказчику вторые части всех заявок (13 заявок), в связи с чем, Аукционная комиссия при рассмотрении вторых частей заявок на участие в Аукционе исполнила требование пункта 1 Постановления Правительства N 1289.
На заседании Комиссии, представитель Оператора электронной площадки пояснил, что согласно пункту 13.5 регламента организации и проведения электронных аукционов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Регламент) заказчик, организатор закупки рассматривает вторые части заявок, а также сведения из реестра аккредитованных участников закупки актуальные на время и день окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, до принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в электронном аукционе требованиям, предусмотренным документацией об электронном аукционе. В случае, если в электронном аукционе принимали участие менее десяти участников аукциона и менее пяти заявок на участие в электронном аукционе соответствуют указанным требованиям, заказчик, организатор закупки рассматривает вторые части заявок, а также сведения из реестра аккредитованных участников закупки, актуальные на время и день окончания подачи заявок, на участие в электронном аукционе, которые были поданы всеми участниками аукциона, принявшими участие в электронном аукционе. Рассмотрение указанных заявок на участие в электронном аукционе начинается с заявки на участие в электронном аукционе, поданной участником аукциона, предложившим наиболее низкую цену контракта (в случае, если проводится аукцион на повышение - наиболее высокую цену контракта), и осуществляется с учетом ранжирования заявок на участие в электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 13.8 Регламента в случае, если не выявлены 5 (пять) заявок на участие в электронном аукционе, соответствующих требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, из 10 (десяти) заявок на участие в электронном аукционе, направленных ранее заказчику, организатору закупки по результатам ранжирования, в течение 1 (одного) часа с момента поступления соответствующего уведомления от заказчика, организатора закупки, оператор электронной площадки направляет заказчику, организатору закупки все вторые части заявок на участие в электронном аукционе участников аукциона для выявления пяти заявок на участие в электронном аукционе, соответствующих требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Также представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил графические изображения информации, отражаемой на сайте Оператора электронной площадки, согласно которым Оператор электронной площадки направил Заказчику вторые части заявок на участие в Аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе получили первые десять порядковых номеров, а именно заявку Заявителя и заявки с порядковыми номерами "11" АО "ОРАТ", "10" ООО "ФАРМАХАН", "9" АО "Р-ФАРМ", "2" ООО "Северо-Западное управление оптовой медицинской торговли", "3" ООО "Центральная медицинская база", "5" ООО "МедФарм Групп", "7" "Яркая Звезда", "4" ЗАО "КОРАЛ-МЕД", "12" ООО "ИИКИА ФАРМА КЛГ".
Кроме того, представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил графические изображения информации отражаемой на сайте Оператора электронной площадки, согласно которым Заказчик осуществил запрос вторых частей заявок, всех участников закупки, принимавших участие в электронном аукционе.
Вместе с тем, представителями Заказчика не представлено доказательств того, что Оператор электронной площадки после проведения электронного аукциона единовременно направил Заказчику вторые части всех заявок (13 заявок).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что согласно представленным доказательствам на заседании Комиссии, Оператор электронной площадки направил Заказчику заявки, которые получили первые десять порядковых номеров, при этом в данных заявках предложен препарат? страной происхождения которого является Индия.
Таким образом, поскольку в первых десяти заявках, которые Оператор электронной площадки направил Заказчику по окончанию электронного аукциона предложен препарат страной происхождения которого является исключительно Индия, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией неправомерно исполнено требование пункта 1 Постановления Правительства N 1289 и неправомерно принято решение об отказе Заявителю и участникам Аукциона с порядковыми номерами "11", "10", "9", "2", "3", "5", "7", "4", "12", "13" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Таким образом, у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для признания жалоб не обоснованными.
Суд также учитывает, что в соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в частности в абзаце втором пункта 1 установлено, что если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными обжалуемых Заявителем актов ФАС России необходимо наличие двух обязательных условий, а именно: несоответствие их закону и наличие нарушения прав заявителя.
Обязанность Заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В силу действия статьи 4 АПК РФ, за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи права и законные интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
Как следует из представленных материалов, выданное Предписание исполнено.
При указанных обстоятельствах, избранный заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, а материальный интерес заявителя к принятому ФАС России акту имеет абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов заявителя, устранение которой возможно в случае удовлетворения заявленных требований, поскольку в настоящее время предписание исполнено, а как следует из правового смысла части 1 статьи 4 АПК РФ обращение с иском в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных прав.
С учетом изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Расходы по госпошлине возлагаются на заявителя, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 8, 9, 16, 64, 65, 66, 71, 75, 110, 159, 167- 182 АПК РФ, суд решил:
Проверив на соответствие действующему законодательству, в удовлетворении заявленных требований ООО "КОСМОФАРМ" полностью отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца с момента его принятия.
Судья |
О.В. Сизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 августа 2017 г. N А40-96391/2017-84-866
Текст решения официально опубликован не был