Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29 сентября 2017 г. N 03-03-06/1/63490
Департамент налоговой и таможенной политики в связи с обращением по вопросу применения положений пункта 2 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при переуступке прав требования по займу сообщает, что в соответствии с пунктом 7.7 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем сообщается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
Согласно статье 384 ГК РФ право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.
Уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону (статья 388 ГК РФ).
При этом, в случае переуступки прав требования по займу от первоначального кредитора к новому кредитору, организация-должник должна учитывать следующее.
В соответствии с установленным статьей 328 НК РФ порядком ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по долговым обязательствам, налогоплательщик самостоятельно отражает сумму расходов в сумме причитающихся в соответствии с условиями договоров процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства с учетом положений статьи 269 НК РФ. Сумма расхода в виде процентов по долговым обязательствам учитывается на дату признания расходов, определяемую в соответствии с положениями статей 272-273 НК РФ.
Если в соответствии с критериями пункта 2 статьи 269 НК РФ задолженность отвечает признакам контролируемой задолженности и соответствует требованиям пункта 3 статьи 269 НК РФ, то в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль на последнее число каждого отчетного (налогового) периода включается предельный размер процентов, рассчитанный в соответствии с пунктом 4 статьи 269 НК РФ.
Предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, по контролируемой задолженности исчисляется налогоплательщиком на последнее число каждого отчетного (налогового) периода.
Таким образом, в случае если при переуступке прав требования задолженность перед новым кредитором начинает отвечать критериям отнесения задолженности к контролируемой, налогоплательщик-должник обязан при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитывать положения пунктов 2-13 статьи 269 НК РФ.
При этом, налоговые органы в соответствии с пунктом 1 статьи 82 и статьей 87 НК РФ вправе осуществить посредством выездных и камеральных налоговых проверок налоговый контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, в том числе на предмет получения необоснованной налоговой выгоды при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.