Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29 сентября 2017 г. N 03-04-06/64019
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу возникновения обязанностей налогового агента по налогу на доходы физических лиц и сообщаем, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем, в соответствии со статьёй 34.2 Кодекса Российской Федерации разъясняем следующее.
Из письма следует, что по поручению клиентов - физических лиц организация-брокер, осуществляющая также депозитарную деятельность, приобретает инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов и учитывает их на счетах депо клиентов. Денежные средства в счёт оплаты приобретаемых паёв перечисляются в управляющую компанию с брокерского счёта клиента.
1. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами и операций, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счёте, в целях данной статьи, а также статей 214.1, 214.3, 214.4 и 214.9 Кодекса признаётся, в частости, брокер, осуществляющий в интересах налогоплательщика указанные операции на основании договора на брокерское обслуживание с налогоплательщиком.
Согласно пункту 7 статьи 226.1 Кодекса исчисление и удержание суммы налога производятся налоговым агентом при осуществлении операции с ценными бумагами и операций с производными финансовыми инструментами.
Исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица, а сумма налога в соответствии с пунктом 8 указанной статьи исчисляется с налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 214.1, 214.3 и 214.4 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 214.1 Кодекса к расходам по операциям, связанным с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, в частности, относятся суммы, уплачиваемые управляющей компании паевого инвестиционного фонда в оплату выдаваемых ценных бумаг.
Таким образом, денежные средства, перечисляемые брокером управляющей компании по поручению налогоплательщика в соответствии с заявкой на приобретение инвестиционных паёв паевых инвестиционных фондов в счёт оплаты их стоимости относятся к расходам по операциям с ценными бумагами, учитываемым при определении налоговой базы в соответствии со статьёй 214.1 Кодекса.
2. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 219.1 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик имеет право на получение инвестиционного налогового вычета в сумме положительного финансового результата, подученного по операциям. учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёт.
К доходам от таких операций, в частности, относятся доходы от операций с ценными бумагами, учитываемыми на индивидуальном инвестиционном счёте.
Согласно пункту 7 статьи 214.1 Кодекса доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, а также доходы в виде процента (купона, дисконта), подученные в налоговом периоде по ценным бумагам.
Каких-либо ограничений, связанных с видом ценных бумаг, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счёте, в статье 219.1 Кодекса не содержится.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.