Определение Верховного Суда РФ от 2 октября 2017 г. N 305-КГ17-10748
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.11.2016 по делу N А40-153892/2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.04.2017 по тому же делу по заявлению акционерного общества "Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э. Нудельмана" к Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве о признании недействительными решений от 10.03.2016 N 4761 и N 4762, установил:
акционерное общество "Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э. Нудельмана" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве (далее - инспекция) о признании недействительными решений от 10.03.2016 N 4761 и N 4762.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.11.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017, заявленные требования общества удовлетворены.
Арбитражный суд Московского округа постановлением от 24.04.2017 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Инспекция обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт по делу об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2017 были истребованы материалы дела из Арбитражного суда города Москвы.
Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2013 и 2014 г.г. инспекция приняла решения от 10.03.2016 N 4761 и N 4762, согласно которым отказано в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, обществу доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 6 687 848 рублей, за 2014 год в сумме 7 398 493 рублей, а также предложено внести необходимые исправление в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для принятия указанных решений послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом пониженной ставки земельного налога, предусмотренной абзацем 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:06:0008001:27 и 77:06:0008001:26, принадлежащих обществу на праве собственности. Спорные земельные участки не находятся в государственной или муниципальной собственности, а, соответственно, в силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) не являются ограниченными в обороте. Факт использования обществом спорных земельных участков для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности не предоставляет право на применение пониженной ставки земельного налога в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса, поскольку не выполнена совокупность условий, предусмотренных указанной нормой Налогового кодекса для применения пониженной ставки земельного налога.
Не согласившись с указанными решениями инспекции, общество оспорило их в арбитражном суде.
Признавая недействительными оспариваемые решения инспекции, суды исходили из следующего.
Спорные земельные участки являются частью имущества, переданного обществу в порядке приватизации совместно с расположенном на них имуществом, которое участвует в производственной деятельности в области обороны и безопасности, в том числе по выполнению государственных оборонных заказов. Общество включено в Перечень стратегических предприятий, а обстоятельства, связанные с приватизацией ФГУП "Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э. Нудельмана" путем преобразования в общество, с учреждением общества и с составом акционеров общества, свидетельствуют о том, что фактическим собственником общества является Российская Федерация.
На основании изложенного, руководствуясь положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса, суды пришли к выводу, что спорные земельные участки являются собственностью государства и используются обществом для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности, а, следовательно, общество правомерно применило пониженную ставку земельного налога, предусмотренную указанной нормой Налогового кодекса. При этом суды приняли во внимание, что к земельному участку с кадастровым номером 77:06:0008001:27 обществом применены разные налоговые ставки земельного налога с учетом фактического использования этого участка, а именно: к части земельного участка, на которой расположены сдаваемые обществом в аренду помещения, применена ставка земельного налога 1,5%, а к части земельного участка, используемого в области обороны и безопасности, применена ставка земельного налога 0,3%.
Обжалуя указанные судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, инспекция ссылается на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, повлиявшее на исход дела.
Так, инспекция приводит доводы о том, что согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса для применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельного участка должны одновременно соблюдаться два условия: земельный участок должен быть ограничен в обороте и предоставлен для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В соответствии с положениями подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи (изъятые из оборота земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности соответствующими объектами поименованными в этом пункте).
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу статьи 93 Земельного кодекса землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, инспекция полагает, что основанием для признания нахождения земельных участков в статусе ограниченных в обороте, согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса, является принадлежность земельных участков к государственной или муниципальной собственности, а не к частной собственности.
Поскольку спорные земельные участки принадлежат обществу на праве собственности, то в силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса такие участки не являются ограниченными в обороте, а, соответственно, не выполнена совокупность условий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса для применения пониженной ставки земельного налога.
То обстоятельство, что общество было создано в результате преобразования государственного предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, не может служить основанием для вывода о нахождении спорных земельных участков в собственности Российской Федерации.
В обоснование своей позиции инспекция ссылается на определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2017 N 306-КГ16-18669 и от 23.12.2016 N 302-КГ16-11762.
Приведенные инспекцией доводы признаются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем жалобу инспекции с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.Г. Першутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 2 октября 2017 г. N 305-КГ17-10748 по делу N А40-153892/2016
Текст определения официально опубликован не был