Определение Верховного Суда РФ от 4 октября 2017 г. N 307-КГ17-14049
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
рассмотрев кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного природоохранного предприятия "Полигон "Красный Бор" (далее - предприятие) на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.06.2017 по делу N А56-41617/2016 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - департамент) к предприятию об аннулировании лицензии от 09.12.2014 серии 78 N 00097 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, установила:
решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.06.2017, решение отменено, лицензия аннулирована.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, предприятие просит об отмене судебных актов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из представленных материалов, видом деятельности предприятия является сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение опасных отходов; 09.12.2014 предприятию выдана лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов II-IV классов опасности и размещению отходов I-IV классов опасности.
В целях установления факта устранения (неустранения) грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток в части приема новых собственных и сторонних неорганических отходов I-III класса опасности с кислой средой в действующие карты-котлованы N 59, 66, 67 для целей обезвреживания, в отношении предприятия проведена проверка, по результатам которой составлен акт, согласно которому установлено, что предприятием не устранено нарушение лицензионных требований, повлекшее за собой административное наказание в виде административного приостановления деятельности лицензиата на срок до 90 суток.
Полагая, что предприятие совершило грубое нарушение действующего законодательства и природоохранного законодательства, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу о преждевременности требований департамента об аннулировании лицензии, учитывая исключительность требования, наличие положительной тенденции в восстановлении необходимого уровня pH в картах-котлованах, осуществление закупки и использование мела.
Отменяя решение и аннулируя лицензию, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 19, 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, и исходил из того, что установленные в деле обстоятельства не свидетельствуют об исключительности случая выявленного нарушения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а, напротив, указывают на игнорирование и пренебрежительное отношение к соблюдению экологических требований и запретов со стороны предприятия.
Представленные департаментом доказательства свидетельствуют о систематическом нарушении предприятием в течение длительного времени требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которое являлось основанием для неоднократного привлечения заинтересованного лица к административной и гражданско-правовой ответственности.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае все возможные меры административного воздействия на предприятие в целях понуждения его к соблюдению и выполнению требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды исчерпаны и не привели к положительному результату, в связи с чем аннулирование лицензии и прекращение предприятием деятельности по размещению отходов на полигоне является адекватной мерой государственного воздействия, а также единственным эффективным способом для обеспечения конституционных прав граждан (жителей близлежащих районов) на благоприятную окружающую среду, предотвращения угрозы причинения вреда их жизни и здоровью, для защиты окружающей среды и недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на данном полигоне и рядом с ним.
Суд принял во внимание, что аннулирование лицензии не повлечет за собой каких-либо ограничений по выполнению предприятием работ по текущему содержанию полигона и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, поскольку деятельность по размещению предприятием на полигоне сторонних и собственных отходов запрещена по решению Тосненского городского суда от 14.12.2015 по делу N 2-2474/2015 на неопределенный срок.
Суд округа согласился с выводом суда апелляционной интенции о том, что аннулирование лицензии является единственно верным и действенным способом предотвратить нарушение предприятием установленных лицензионных требований, а также предотвратить причинение вреда окружающей природной среде.
Приведенные заявителем доводы не подтверждают существенных нарушений судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, а по существу направлены на переоценку доказательств по делу, что в силу норм статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не входит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
отказать Санкт-Петербургскому государственному унитарному природоохранному предприятию "Полигон "Красный Бор" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 4 октября 2017 г. N 307-КГ17-14049 по делу N А56-41617/2016
Текст определения официально опубликован не был