Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) рассмотрено заявление АО "Дагестанская сетевая компания" (далее - Заявитель, АО "ДСК") от 22.03.2017 N 41311/17 об отмене в части Постановлений Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан (далее - РСТ Республики Дагестан) от 22.12.2016 N 113 и от 29.12.2016 N 116 и по результатам рассмотрения было установлено следующее.
Основные виды деятельности АО "ДСК" - оказание услуг по передаче электрической энергии и технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям на территории Республики Дагестан.
На территории Республики Дагестан действует система оплаты услуг сетевых организаций "котел сверху", и Заявитель в этой системе является "котлодержателем".
Постановлениями от 22.12.2016 N 113 и от 29.12.2016 N 116 РСТ Республики Дагестан утверждена необходимая валовая выручка (далее - НВВ) без учета оплаты потерь АО "ДСК" на 2017 год в размере 3 010 786,48 тыс. руб.
Заявитель считает НВВ АО "ДСК" на 2017 год необоснованной, так как, по мнению Заявителя, органом регулирования были необоснованно исключены расходы на сумму 327 965,7 тыс. рублей.
Разногласия Заявителя и органа регулирования, возникли из-за суммы дохода АО "ДСК" за 2016 год, которая по мнению органа регулирования должна быть признана "излишне учтенной в тарифах".
На основании обращения АО "ДСК" в 2015 году и представленных обосновывающих материалов, руководствуясь Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования), и Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 г. N 98-э, РСТ Республики Дагестан рассчитана необходимая валовая выручка АО "ДСК" на 2016 год в сумме 3 275 930,87 тыс. руб.
Данная сумма НВВ АО "ДСК" была установлена в единых (котловых) тарифах, сформированных на основе общей валовой выручки всех регулируемых РСТ Республики Дагестан территориальных сетевых организаций и баланса электрической энергии и мощности Республики Дагестан, утверждаемого ФАС России, и принятым постановлением от 29.12.2015 N 136 РСТ Республики Дагестан. На основании "котловых" тарифов, были рассчитаны индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Дагестан.
Рассчитанные РСТ Республики Дагестан единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан, поставляемой прочим потребителям на 2016 год, сложились в соответствии с Методическими указаниями 20-э/2 на уровне ниже предельных минимальных уровней тарифов, установленных Федеральной антимонопольной службой.
В этой связи, приказом от 29.04.2016 N 561/16 ФАС России предписала РСТ Республики Дагестан довести до предельных минимальных уровней тарифов, утвержденные РСТ Республики Дагестан тарифы на передачу электрической энергии.
При этом, после изменения единых (котловых) тарифов, не последовало изменение индивидуальных "расчетных" тарифов между сетевыми организациями на территории Республики Дагестан. В результате выручка от конечных потребителей и сетевых организаций по увеличенным решением ФАС России приказом от 29.04.2016. N 561/16 единых (котловых) тарифов полностью осталось у "котлодержателя" АО "ДСК".
Таким образом в 2016 году согласно постановлению от 30 мая 2016 N 15, АО "ДСК" должно было получить не только экономически обоснованную необходимую валовую выручку в размере 3 275 930,87 тыс. руб., но и разницу между экономически обоснованными расчетными тарифами РСТ Дагестана и предельным минимальным уровнем тарифов, установленных ФАС России, в сумме 327 965,7 тыс. руб.
На основании вышеизложенного, орган регулирования посчитал данную сумму излишне полученным доходом АО "ДСК", и исключил ее из состава тарифов на 2017 год.
Заявитель с позицией РСТ Республики Дагестан не согласен, и в обоснование своей позиции сообщает следующее.
Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
АО "ДСК" письмом от 12.01.2017 N 05-02/88 дополнительно запрошена информация о порядке расчета указанной суммы. Информация была получена от РСТ Республики Дагестан письмом от 10.02.2016 N 30-183-04а/17, и свидетельствует о том, что РСТ Республики Дагестан не проведены корректировки НВВ, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе Методическими указаниями N 98-э, а исключение "избытка средств со знаком минус" выполнено на данных, которые не подтверждаются ни статистической, ни бухгалтерской отчетностью организации.
Вместе с тем, по мнению Заявителя, если руководствоваться положениями пункта 38 Основ ценообразования, то фактические значения по итогам истекшего периода (6 месяцев 2016 года и ожидаемые показатели 2016 года) текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения (2016 год), свидетельствуют о наличии недополученных доходов у АО "ДСК": за 6 месяцев 2016 года - 1 163 110 тыс. руб., ожидаемые за 2016 год - 2 023 185,6 тыс. руб.
Письмом от 04.08.2016 N 05-02/52 РСТ Республики Дагестан была направлена бухгалтерская и статистическая отчетность (бухгалтерский баланс Ф-N 1, Отчет о финансовых результатах Ф-N 2, Сведения о затратах на производство и продажу продукции Ф-N 5-3, Сведения о финансовом состоянии организации Ф-N П-3 и другие), подтверждающие фактическую выручку за услуги по передаче электрической энергии за 1 полугодие 2016 года.
При этом ФАС России отмечает, что фактические значения по итогам прошедшего года должны быть учтены в тарифы не на 2017, а на 2018 год. Это обусловлено тем, что на момент установления цен (тарифов) на 2017 год орган регулирования не располагал фактической документарно подтвержденной информацией о расходах регулируемой организации.
Оценивая позицию Заявителя ФАС России сообщает, что применение пункта 38 Основ ценообразования в данном случае не обосновано, поскольку Основы ценообразования предусматривают утверждение экономически обоснованных тарифов, а также учет данных о фактической деятельности организации за предшествующий период регулирования относительно экономически обоснованных тарифов.
В сложившейся ситуации возникла разница между экономически обоснованными тарифами, рассчитанными на основании НВВ АО "ДСК" и предельными минимальными уровнями тарифов. Более того ФАС России отмечает, что экономическая обоснованность индивидуальных тарифов рассчитанных АО "ДСК" подтверждается определением Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2016 по делу N 20 - АПГ16-15.
В этой связи, указанная сумма в размере 3 275 930,87 тыс. руб. не зависит от параметров деятельности регулируемой организации и не подлежит рассмотрению по итогам предшествующего периода регулирования. Исключение данной суммы из состава тарифов на 2017 год в отношении АО "ДСК", как излишне полученного (необоснованного) дохода за 2016 год, ФАС России считает обоснованным.
В соответствии пунктом 1 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области электроэнергетики возможна только в случае принятия такого решения с превышением полномочий.
На основании вышеизложенного, в связи с отсутствием признаков превышения полномочий со стороны Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений и городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, в соответствии с решением Комиссии ФАС России от 07.06.2017, приказываю:
1. В удовлетворении заявленных требований АО "Дагестанская сетевая компания" от 22.03.2017 N 41311/17 об отмене в части Постановлений Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 22.12.2016 N 113 и от 29.12.2016 N 116, отказать.
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 июня 2017 г. N 838/17 "Об отсутствии оснований для отмены Постановлений Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 22.12.2016 N 113 и от 29.12.2016 N 116"
Текст приказа официально опубликован не был