Письмо Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 3-ВС-3350/15
"Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 127 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 127 УК РФ, установив в её частях второй и третьей ответственность за незаконное лишение свободы, совершённое лицом, принявшим решение о принудительной эвакуации транспортного средства при нахождении в нём человека, либо лицом, осуществляющим принудительную эвакуацию такого транспортного средства, а также совершённое при принудительной эвакуации транспортного средства, если в нём находился заведомо несовершеннолетний.
По существу законопроекта необходимо отметить следующее.
Ответственность за захват (завладение) и перемещение человека в другое место для последующего удержания против его воли установлена статьёй 126 УК РФ "Похищение человека". Не связанное с его похищением лишение (ограничение) человека возможности свободно, по собственной воле передвигаться в пространстве, удержание его в определённом месте путём запирания, связывания или под угрозой применения насилия к нему или другому человеку подлежит квалификации по статье 127 УК РФ "Незаконное лишение свободы". Субъективная сторона данных преступлений характеризуется прямым умыслом, то есть виновный осознаёт, что он похищает человека либо незаконно лишает его свободы, и желает этого.
Данные преступления могут совершаться различными способами, в том числе посредством умышленного перемещения либо удержания потерпевшего в транспортном средстве. Совершение указанных преступлений в отношении заведомо несовершеннолетнего влечёт повышенную ответственность в соответствии с пунктом "д" части второй статьи 126 либо пунктом "д" части второй статьи 127 УК РФ.
Перечисленные выше действия, совершённые должностным лицом, могут быть квалифицированы как превышение должностных полномочий по статье 286 УК РФ.
Содержание пояснительной записки к законопроекту не свидетельствует о том, что проводился анализ указанных норм, изучалась практика их применения. Кроме того, из приведённых в обоснование законопроекта доводов не следует, что рассматриваемые действия лиц, принимающих решения о задержании транспортных средств и лиц, осуществляющих перемещение транспортных средств на специализированные стоянки (в законопроекте - "принудительная эвакуация транспортного средства"), носят умышленный характер, что умысел направлен именно на незаконное лишение свободы, и что установленного уголовно-правового регулирования недостаточно для правовой оценки таких деяний, а предусмотренные законом санкции неэффективны.
Правоотношения, связанные с задержанием транспортного средства в случае совершения административного правонарушения и помещением его на специализированную стоянку, регулируются статьёй 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку (за исключением указанных в части 9 данной статьи) в настоящее время устанавливается законами субъектов Российской Федерации (проектом федерального закона N 647776-6 данные полномочия предлагается возложить на Правительство Российской Федерации).
По нашему мнению, обозначенная в пояснительной записке цель законодательной инициативы - обеспечение правомерного поведения лиц, осуществляющих задержание транспортных средств и перемещение их на специализированные стоянки, не может быть достигнута только за счёт превентивной функции уголовного закона. Во избежание правонарушений, в том числе описанных в пояснительной записке к законопроекту, необходимо максимально полно определить права и обязанности участников данных правоотношений в нормах иной отраслевой принадлежности, а также предусмотреть меры, обеспечивающие неукоснительное их соблюдение.
С учётом изложенного представленный законопроект не поддерживается.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Верховного Суда РФ от 29 мая 2015 г. N 3-ВС-3350/15 "Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 127 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был