Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 244939-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 244939-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Данным законопроектом предлагается внести ряд изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях создания ещё более благоприятных условий налогового режима для резидентов особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) на территории Калининградской области в случае принятия пакетного проекта федерального закона N 244938-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области" (в части совершенствования законодательства Российской Федерации, направленного на обеспечение благоприятных условий социально-экономического развития Калининградской области) (далее - законопроект N 244938-7).
В частности, предлагается внести изменения в пункты 6-7 статьи 288.1 НК РФ, устанавливающие ставку налога на прибыль организаций в отношении налоговой базы по налогу на прибыль организаций от реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ) в размере 0 процентов в течение 6 налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ.
Дополнениями, вносимыми проектируемыми пунктами 7.1 и 7.2 статьи 288.1 предусматривается, что в случае, если резидент ОЭЗ не получил прибыли от деятельности в течение 3 налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором такой налогоплательщик был включен в реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области, срок, предусмотренный пунктом 6 статьи 288.1, начинает исчисляться с 4-го налогового периода, считая с того налогового периода, в котором резидент был включен в единый реестр ОЭЗ в Калининградской области. Кроме того, подпунктом 14 пункта 1 статьи 427 НК РФ перечень плательщиков по пониженным тарифам страховых взносов дополняется организациями, включенными в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно при условии создания ими новых рабочих мест (проектируемый пункт 11 статьи 427 НК РФ) и т.д.
Комитет в рамках своего ведения отмечает следующее.
В настоящее время на основании Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах" на территориях различных субъектов Российской Федерации функционируют: 10 промышленно-производственных ОЭЗ, 6 технико-внедренческих ОЭЗ, 1 портовая ОЭЗ, 3 туристско-рекреационных ОЭЗ и туристический кластер в Северо-Кавказском федеральном округе (Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 833), в состав которого вошли 9 ранее созданных ОЭЗ, из которых 5 действующие ОЭЗ (территории Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики, а также территории Республики Ингушетия и туристско-рекреационная особая экономическая зона "Ведучи" на территории Итум-Калинского муниципального района Чеченской Республики).
ОЭЗ в Калининградской области, наряду с ОЭЗ в Магаданской области и свободной экономической зоной на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют на основании отдельных федеральных законов, что, среди прочего, обусловлено необходимостью оказания поддержки соответствующим регионам в силу их географического, важного стратегического или иного значения для России.
Данные факторы в перспективе могут повлечь и необходимость внесения соответствующих изменений по созданию более благоприятных налоговых условий на территориях вышеуказанных регионов, что повлечет, среди прочего, увеличение выпадающих доходов внебюджетных доходов Российской Федерации.
Следует отметить, что в настоящее время уже созданы достаточно действенные механизмы поддержки резидентов ОЭЗ, в том числе на территории Калининградской области.
Так, организация - участник ОЭЗ освобождается от уплаты налога на имущество, учитываемого на его балансе, если оно было создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ, а также если оно используется на данной территории (пункт 17 статьи 381 НК РФ). Освобождение от налога на имущество действует в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.
Организация - резидент ОЭЗ освобождается от уплаты земельного налога в отношении земельного участка, расположенного на территории ОЭЗ (пункт 9 статьи 395 НК РФ). Освобождение предоставляется на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.
Региональным налоговым законодательством может быть предусмотрена льготная ставка по транспортному налогу и т.д.
Поскольку земельный налог, наряду с налогом на имущество физических лиц, составляет основу местных бюджетов и относится к местным налогам (статья 15 НК РФ) муниципальные образования, входящие в состав ОЭЗ, вместе с потенциальными возможностями ОЭЗ в течение определенного периода недополучают средства для собственного развития.
Вместе с тем, проектируемыми нормами законопроекта N 244938-7, представляющим основу для данного законопроекта, устанавливается упрощенный въезд на территорию Калининградской области и выезд с её территории, что в современных условиях повлечет дополнительную нагрузку на муниципалитеты и субъект Российской Федерации (в том числе в части реализации полномочий по организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и решения вопроса местного значения по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования (Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и также не отражено в финансово-экономическом обосновании в пакете указанных законопроектов.
Учитывая преимущества особого режима осуществления предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ, которые заключаются в комплексном характере льгот, предоставляемых резидентам ОЭЗ в рамках налогового, гражданского, таможенного и административного законодательства, следует отметить отсутствие дополнительного обоснования необходимости смягчения налогового режима для резидентов ОЭЗ в Калининградской области, в том числе и отсутствие в материалах к законопроекту оценки эффективности работы ОЭЗ Минэкономразвития России, в частности по таким показателям как: деятельность резидентов ОЭЗ; эффективность государственных вложений в развитие зоны; влияние зоны на социально-экономическое развитие региона.
Вместе с тем, по экспертным оценкам, за период правового обеспечения деятельности ОЭЗ, в российские ОЭЗ пришло более 340 инвесторов из 23 стран, среди них компании мирового уровня, получающие прямую и косвенную поддержку в рамках ОЭЗ. Таким образом, представляется, что изменения законодательства в сфере регулирования деятельности ОЭЗ в Калининградской области, направлены в целом на улучшение инвестиционного климата для иностранных инвесторов, тогда как приоритетные направления поддержки, в том числе, налоговой, особенно в условиях "санкционной" экономики, целесообразно ориентировать на отечественное предпринимательство.
Комитет отмечает также, что проектируемое подпунктом 5 пункта 11 статьи 427 НК РФ понятие "новое рабочее место" скорее является предметом регулирования трудового законодательства (статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации), а предложения по уплате по пониженным тарифам страховых взносов приведет к выпадающим доходам внебюджетным фондов Российской Федерации, что впоследствии, без должного решения данной проблемы, обострит напряженность с социальными выплатами гражданам Российской Федерации и социально-экономической ситуацией в целом.
Так, по данным, указанным в пояснительной записке к законопроекту, в 2018 году сумма выпадающих доходов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования составит в 2018 году - 80 млн. рублей, в 2021 году - 320 млн. рублей. За период 2018-2021 г.г. указанная сумма, по предварительной оценке, составит около 900 млн. рублей.
Источники покрытия и компенсации выпадающих доходов внебюджетных фондов от применения на территории Калининградской области пониженных тарифов страховых взносов законопроектом не определены.
Представляется необходимым учесть средства на компенсацию выпадающих доходов внебюджетных фондов в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
На основе изложенного Комитет считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.