Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2017 г. N 75-АПГ17-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Совета Ледмозерского сельского поселения на решение Верховного Суда Республики Карелия от 2 июня 2017 года, которым удовлетворены административный иск прокурора Республики Карелия об оспаривании решения Совета Ледмозерского сельского поселения от 7 июня 2013 года N 124 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Ледмозерское сельское поселение" полностью, а также административный иск Климашевича В.А. об оспаривании подпунктов "б"-"к", "м" и "н" пункта 1 этого же решения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Климашевича В.А. - Союнен Н.П. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
7 июня 2013 года Советом Ледмозерского сельского поселения второго созыва на 28 сессии принято решение N 124 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Ледмозерское сельское поселение".
Климашевич В.А. обратился в Верховный Суд Республики Карелия с административным исковым заявлением о признании недействующими подпунктов "б"-"к", "м" и "н" пункта 1 данного решения. Прокурор Республики Карелия обратился в тот же суд с административным исковым заявлением о признании указанного решения недействующим полностью.
В обоснование своих требований административные истцы ссылались на нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 2 июня 2017 года административные иски удовлетворены: решение Совета Ледмозерского сельского поселения от 7 июня 2013 года N 124 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Ледмозерское сельское поселение" признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Совет Ледмозерского сельского поселения просит решение суда отменить. Как полагает административный ответчик, оспариваемое по настоящему административному делу решение федеральному законодательству не противоречит и избирательных прав граждан Российской Федерации не нарушает. Также административный ответчик утверждает, что оспариваемое по настоящему административному делу решение отменено решением Совета Ледмозерского сельского поселения от 20 июля 2016 года N 125, при этом, по мнению административного ответчика, решение Совета Ледмозерского сельского поселения от 20 июля 2016 года N 125 не должно отвечать требованиям абзаца первого части 6 и абзаца первого части 8 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о государственной регистрации и официальном опубликовании (обнародовании).
Относительно доводов апелляционной жалобы Климашевичем В.А. и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам местного значения органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 этого же федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
Устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 43 и часть 3 статьи 44 указанного федерального закона).
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно части 5 статьи 44 данного федерального закона устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
В силу части 1 статьи 23 и части 1 статьи 26 Устава муниципального образования Ледмозерское сельское поселение представительным органом муниципального образования является Совет Ледмозерского сельского поселения, к исключительной компетенции которого отнесено принятие Устава Ледмозерского сельского поселения и внесение в него изменений и дополнений.
Устав муниципального образования, решение о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются, если за них проголосовало две трети от числа депутатов представительного органа муниципального образования (часть 3 статьи 53 названного устава).
Исходя из приведенных норм, для принятия муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования требуется набрать необходимое количество голосов депутатов - две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 23 Устава муниципального образования Ледмозерское сельское поселение Совет Ледмозерского сельского поселения состоит из 10 депутатов.
Для принятия решения о внесении изменений и дополнений в устав необходимо не менее 7 голосов депутатов (2/3 от 10).
Из материалов административного дела следует и не отрицалось административным ответчиком в судебном заседании, что 7 июня 2013 года на 27 сессии Совета Ледмозерского сельского поселения второго созыва в повестку дня было включено два вопроса, принято решение о прекращении полномочий депутата Шершун Н.А., решение о внесении изменений и дополнений в Устав Ледмозерского сельского поселения не принято, поскольку 4 депутата проголосовали за его принятие, 3 депутата - против. В этот же день после закрытия 27 сессии Совета, когда депутат Климашевич В.А. покинул Совет, проведена 28 сессия Совета, на которой был повторно рассмотрен вопрос о внесении изменений и дополнений в Устав Ледмозерского сельского поселения. В результате решение принято не было, так как фактически в голосовании приняли участие 6 депутатов, из них 4 депутата проголосовали за его принятие, 2 депутата - против. Однако секретарем в протокол 28 сессии Совета были внесены недостоверные сведения о количестве депутатов, принявших участие в голосовании (8 депутатов из 10), и о результатах голосования (за - 7 депутатов, против - нет, воздержался - 1). Выписка из протокола 28 сессии Совета была представлена в регистрирующий орган для регистрации оспариваемого решения Совета.
Впоследствии решение о внесении изменений и дополнений в Устав Ледмозерского сельского поселения от 7 июня 2013 года N 124 было отменено решением Совета Ледмозерского сельского поселения от 20 июня 2016 года N 125, которое не было зарегистрировано в установленном порядке и официально не опубликовано.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции верно установил, что оспариваемое решение Совета Ледмозерского сельского поселения от 7 июня 2013 года N 124 принято с нарушением порядка его принятия, установленного частью 5 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частью 3 статьи 53 Устава муниципального образования Ледмозерское сельское поселение.
Решение Совета Ледмозерского сельского поселения от 20 июня 2016 года N 125 об отмене оспариваемого решения подлежало государственной регистрации и официальному опубликованию в соответствии положениями частей 6 и 8 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частей 4 и 5 статьи 53 Устава Ледмозерского сельского поселения. Неисполнение административным ответчиком обязанности по государственной регистрации и опубликованию решения Совета Ледмозерского сельского поселения от 20 июня 2016 года N 125 не повлекло за собой отмену оспариваемого решения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно исходил из того, что по настоящему административному делу оспаривается фактически действующий нормативный правовой акт муниципального образования, принятый с нарушением процедуры.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Приведенные в апелляционной жалобе доводы Совета Ледмозерского сельского поселения основаны на неверном толковании норм материального права и служить поводом для отмены обжалуемого решения суда не могут.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 2 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета Ледмозерского сельского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2017 г. N 75-АПГ17-6
Текст определения официально опубликован не был