Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 сентября 2017 г. N 14-АПГ17-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Мучникова Ю.И. о признании не действующим приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 5 мая 2011 г. N 646 "Об установлении арендных ставок за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории Аннинского муниципального района Воронежской области" в части, по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Мучникова Ю.И. на решение Воронежского областного суда от 19 апреля 2017 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
индивидуальный предприниматель Мучников Ю.И. обратился в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1.21 приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 5 мая 2011 г. N 646 "Об установлении арендных ставок за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории Аннинского муниципального района Воронежской области" с момента его издания.
Решением Воронежского областного суда от 19 апреля 2017 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением Воронежского областного суда, индивидуальный предприниматель Мучников Ю.И. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования о признании недействующим нормативного акта в заявленной части с 6 декабря 2013 г., ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Администрацией Воронежской области и прокуратурой Воронежской области представлены отзыв и возражения.
В судебное заседание представители индивидуального предпринимателя Мучникова Ю.И., Администрации Воронежской области, Департамента имущественных отношений Воронежской области и прокуратуры Воронежской области, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1, частью 2 статьи 72, статьей 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 15 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской федерации" (действующей в период рассматриваемых отношений) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением Администрации Воронежской области от 25 апреля 2008 г. N 349 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с пунктом 2.7 постановления арендные ставки за пользование такими земельными участками, устанавливаются Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области с учетом предложений органов местного самоуправления.
Размер арендной платы за год на земельные участки исходя из их кадастровой стоимости определяется по формуле, согласно которой учитывается кадастровая стоимость земельного участка (Кс), арендная ставка, установленная в процентах от кадастровой стоимости в зависимости от разрешенного (функционального) использования (Аст), корректирующий (повышающий) коэффициент, установленный п. 2.11 Положения (К1), корректирующий (понижающий) коэффициент, установленный п. 2.12 Положения (К2), поправочный повышающий коэффициент, отражающий изменение удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Воронежской области.
Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в порядке предоставленных полномочий приказом от 1 июля 2009 г. N 1017 установлены арендные ставки за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории Аннинского муниципального района Воронежской области, где согласно приложению к приказу установлена арендная ставка для Архангельского сельского поселения в отношении земельных участков под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания в размере 115,3% от кадастровой стоимости.
На основании обращения Администрации Аннинского муниципального района Воронежской области от 24 марта 2011 г. N 97 о снижении арендной ставки с 115,3% до 45% от кадастровой стоимости Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области издал 5 мая 2011 г. приказ N 646 "Об установлении арендных ставок за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории Аннинского муниципального района Воронежской области", в связи с увеличением размера кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Правительства Воронежской области от 17 декабря 2010 г. N 1108 о результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области.
Согласно пункту 1.21 приложения к приказу установлена арендная ставка в отношении земельных участков под проектирование, строительство и эксплуатацию объектов торговли для Архангельского сельского поселения в размере 45% от кадастровой стоимости.
Административный истец является арендатором земельного участка из категории: земли населенных пунктов, с кадастровым номером ..., площадью 400 кв.м, расположенного по адресу: ... под объектами торговли, на основании договора аренды от 06 декабря 2013 г.
В результате указанных изменений для административного истца увеличилась арендная плата за земельный участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
К числу таких принципов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В качестве доказательств экономического обоснования размера арендной платы установленного в пункте 1.21 оспариваемого приказа, ответчиком в дело представлен протокол рассмотрения предложения по установлению арендной ставки земельных участков под проектирование, строительство и эксплуатацию объектов стационарной торговли на территории Архангельского сельского поселения Комиссии Администрации Аннинского муниципального района Воронежской области от 24 марта 2011 г.
Комиссией при определении рекомендуемой арендной ставки учитывалось, что с экономической точки зрения годовой размер платы за арендуемый земельный участок зависит от определенной степени его коммерческой привлекательности, на которую влияют следующие факторы: зона различной градостроительной ценности (в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом населенного пункта следует основываться на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе и на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне); местоположение земельного участка относительно мест, где регулярно проходит или проезжает большое количество людей, - рынок, больница; численность населения; наличие газопровода, водоснабжения, центрального теплоснабжения; традиционно сложившиеся места размещения розничной торговли сети, отмечена их важность с точки зрения интересов населения, а также стабильности ведения торговли предпринимателями; целевое использование (вид разрешенного использования земли - торговля, которая является одной из самых прибыльных видов деятельности); площадь земельного участка; уровень развития инфраструктуры; величина потребительского спроса.
Из протокола следует, что средняя величина арендной платы по сельским населенным пунктам составляет 1 064.64 руб. за 1 кв.м, средняя арендуемая площадь составила 26,44 кв.м, средняя арендная плата составит 28 149, 08 руб. в год. Применительно к с. Архангельское при средней арендуемой площади в размере 28,23 кв.м средняя плата при арендной ставке 45% (что соответствует 894,97 руб.) составит 25 265,00 руб., что меньше средне районной величины на 2 884 руб. Комиссия предложила установить арендную плату в размере 45% с учетом экономической обоснованности и доходности земельного участка.
Ссылка истца на пункт 5 приложения N 1 постановления Администрации Воронежской области от 25 апреля 2008 г. N 349 в соответствии с которым за аналогичные земельные участки в городском округе город Воронеж установлена арендная ставка в размере 2% от кадастровой стоимости отклоняется, поскольку оспариваемая ставка установлена для нескольких поселений Аннинского муниципального района Воронежской области.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Воронежского областного суда от 19 апреля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мучникова Ю.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 сентября 2017 г. N 14-АПГ17-7
Текст определения официально опубликован не был