Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.В. Батыршина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.В. Батыршин, которому в 1993 году была назначена пенсия за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава, оспаривает конституционность следующих положений:
пунктов 1 и 2 статьи 7.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", закрепляющих условия назначения гражданам из числа работников летно-испытательного состава пенсий за выслугу лет и устанавливающих полномочие Правительства Российской Федерации по утверждению списка соответствующих должностей, с учетом которых назначаются эти пенсии, и правил исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсий указанным категориям граждан;
пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года N 883 "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава", согласно которому при назначении пенсий гражданам из числа работников летно-испытательного состава в выслугу лет и стаж работы в летно-испытательном составе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (страховой пенсии по старости), работа в должностях, предусмотренных пунктом 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года N 384, засчитывается в порядке, установленном пунктом 4 данного Положения; при установлении таких пенсий периоды работы (службы) и иные периоды, предусмотренные абзацами вторым-шестым пункта 5 указанного Положения, засчитываются в стаж работы в летно-испытательном составе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (страховой пенсии по старости), а предусмотренные абзацами вторым, пятым и шестым этого пункта - в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет;
пунктов 3-5 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, устанавливающих круг лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет, порядок зачета в выслугу лет и стаж работы в летно-испытательном составе работы в соответствующих должностях, а также времени службы, учебы, работы за границей и иных периодов деятельности.
Кроме того, заявитель просит Конституционный Суд Российской Федерации отменить вынесенные по его делу судебные акты, основанные на оспариваемых положениях.
По мнению В.В. Батыршина, оспариваемые нормы в их взаимосвязи не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку допускают возможность не засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава периоды работы (деятельности) в должностях летно-испытательного состава, во время которых работник участвовал в проведении летных испытаний и в течение этого же года имел налет (транспортный, в порядке летной подготовки и т.д.), не связанный с летными испытаниями.
Оспариваемые положения были применены в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). При этом федеральный законодатель вправе предусматривать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию для некоторых категорий граждан, в том числе исходя из характера выполняемой профессиональной деятельности, включая льготные условия назначения пенсии.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель с 1 января 2010 года определил в статье 7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статье 27.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - в статье 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") специальные условия пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава. По сравнению с общим порядком назначения пенсий эти нормы закрепляют ряд льготных условий: пенсии названной категории граждан назначаются независимо от возраста при наличии необходимой продолжительности стажа работы, закрепляется право на одновременное получение трудовой пенсии по старости (инвалидности) (с 1 января 2015 года - страховой пенсии по старости (инвалидности) и пенсии за выслугу лет.
Такое правовое регулирование является дополнительной гарантией материального обеспечения граждан из числа работников летно-испытательного состава в силу особого характера осуществляемой ими профессиональной деятельности и направлено на существенное повышение уровня их пенсионного обеспечения.
При досрочном назначении трудовой (страховой) пенсии по старости работников летно-испытательного состава применяется Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава с учетом положений пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава".
Действующие во взаимосвязи положения пунктов 1 и 2 статьи 7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава" и пунктов 3-5 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава направлены на обеспечение максимально возможного учета периодов занятости на должностях летно-испытательного состава, в том числе в случаях, когда работники частично участвовали в течение года в летных испытаниях, носят гарантийный характер и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Разрешение же поставленного В.В. Батыршиным вопроса об одновременном зачете в выслугу лет налета часов как испытательных полетов, так и полетов, не связанных с испытаниями, предполагает внесение изменений в действующее правовое регулирование, что к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Батыршина Виллюрика Вагизовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 2084-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Батыршина Виллюрика Вагизовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава" и пунктов 3-5 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)