Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Г.А. Трубниковой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Апелляционным определением суда апелляционной инстанции были частично удовлетворены требования гражданки Г.А. Трубниковой, действующей в своих интересах и в интересах ее несовершеннолетних детей, о признании действий администрации городского поселения "Первомайское" Забайкальского края по определению размера жилищной субсидии, подлежащей предоставлению в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, незаконными и об обязании выплатить данную субсидию в полном размере. При этом суды, руководствуясь пунктом 11 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050), пришли к выводу, что расчет размера социальной выплаты должен производиться исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Судья суда кассационной инстанции не нашел оснований для передачи кассационной жалобы заявительницы на рассмотрение данного суда.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" имеется в виду "приложение N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей"
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Г.А. Трубникова оспаривает конституционность пункта 11 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (в редакции, действовавшей до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года N 889 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050"), согласно которому расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы; норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
По мнению заявительницы, оспариваемые нормативные положения противоречат статьям 2, 18, 19 (часть 1), 27 (часть 1), 40 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они допускают расчет размера социальной выплаты на приобретение жилья гражданами, проживающими на территории одного и того же субъекта Российской Федерации, по различным нормативам - исходя из стоимости 1 кв. м общей площади жилья по тому муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы, и тем самым не позволяют купить жилье в другом населенном пункте данного субъекта Российской Федерации, ограничивая свободу выбора места жительства участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы территорией их включения в данную подпрограмму.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 19 октября 2010 года N 1333-О-О, от 14 июля 2011 года N 988-О-О, от 16 июля 2013 года N 1195-О, от 29 января 2015 года N 122-О и др.).
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть порядок осуществления указанной социальной выплаты, а также порядок определения ее размера.
Таким образом, пункт 11 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования - в редакции, действовавшей до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года N 889 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050", и воспроизводящий в основном его содержание пункт 13 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в их действующей редакции, - устанавливающий порядок определения размера социальной выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, не вводит каких-либо неоправданных ограничений для молодых семей и, соответственно, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявительницы, указанные в жалобе.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Трубниковой Галины Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 1972-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Трубниковой Галины Александровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 11 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)