Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 2094-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Куцева Николая Петровича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", положениями ряда федеральных законов и постановления Правительства Российской Федерации "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Н.П. Куцева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.П. Куцев оспаривает конституционность следующих положений:
части первой статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", согласно которой пенсии, назначаемые в соответствии с данным Законом, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; при этом в составе денежного довольствия для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия;
статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой пенсии гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и таможенных органах Российской Федерации и увольняемым в 2012 году с военной службы (службы), и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I (в редакции данного Федерального закона) (часть 10); при этом в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, устанавливаемых в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции данного Федерального закона); размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года (часть 11);
части 4 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники; размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям;
статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", устанавливающей, что размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (часть 5); размеры окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям (часть 7);
пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий", которым на министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и руководителя Федеральной таможенной службы возложена обязанность по установлению размеров должностных окладов сотрудников по нетиповым штатным должностям применительно к размерам окладов по типовым штатным должностям соответствующих категорий сотрудников, указанных в приложениях N 1, 3 и 5 к данному постановлению.
Как следует из представленных материалов, 31 марта 2012 года заявитель был уволен по достижении предельного возраста с нетиповой штатной должности заместителя начальника Главного управления по государственной противопожарной службе Главного управления МЧС России по Ленинградской области. С 1 апреля 2012 года ему была назначена пенсия за выслугу лет в размере, ошибочно определенном из оклада по должности заместителя начальника Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации с численностью населения более 2,5 млн человек, с повышением данного оклада на 10 процентов как установленного по типовой должности. После обнаружения указанной ошибки с 1 октября 2013 года был осуществлен перерасчет размера пенсии заявителя в сторону уменьшения.
Правильность такого перерасчета была подтверждена судами общей юрисдикции.
По мнению заявителя, оспариваемые положения вступают в противоречие со статьями 7, 19 (часть 2), 37 (часть 3) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку при реформировании системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов наделяют Правительство Российской Федерации и соответствующие федеральные органы исполнительной власти полномочиями по установлению окладов денежного содержания, применяемых при назначении или пересмотре пенсий, и при этом допускают необоснованную дифференциацию условий пенсионного обеспечения лиц, замещавших в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы типовые и нетиповые должности в субъектах Российской Федерации с разной численностью населения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель в части первой статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" определил состав денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, из которого исчисляются назначаемые им пенсии. Предусматривая применение в этих целях оклада по воинской должности или должностного оклада, оклада по воинскому званию или оклада по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячной надбавки или процентной надбавки за выслугу лет (стаж службы), законодатель наделил Правительство Российской Федерации полномочием по определению порядка учета перечисленных выплат в составе денежного довольствия при исчислении пенсий. Тем самым понятию "денежное довольствие для исчисления пенсии" было придано самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра соответствующим категориям пенсионеров, отличающееся от понятия "денежное довольствие", определяемого законодательством о статусе и материальном обеспечении военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года N 429-О и от 21 марта 2013 года N 375-О).
Подобный подход остался неизменным и в процессе поэтапного реформирования системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, направленного на повышение уровня их материального обеспечения и усиление стимулирования к выполнению служебных обязанностей. Принимая во внимание правовую природу и целевое предназначение пенсий, назначаемых названным категориям граждан (в том числе сотрудникам Государственной противопожарной службы), законодатель предусмотрел применение для исчисления (гражданам, увольняемым со службы в 2012 году) или перерасчета пенсий размеров подлежащих учету окладов и надбавок, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действие которого распространялось на сотрудников федеральной противопожарной службы до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно названным нормам размеры окладов по типовым должностям военнослужащих и сотрудников устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а размеры окладов по нетиповым должностям устанавливаются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти применительно к размерам окладов по типовым должностям.
Статьей 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации было уполномочено до 1 января 2012 года установить размеры должностных окладов и порядок их применения для целей исчисления и перерасчета пенсий (в том числе сотрудникам Государственной противопожарной службы).
Во исполнение данного полномочия Правительство Российской Федерации приняло постановление от 8 декабря 2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий", которым, в частности, на министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий была возложена обязанность по установлению размеров должностных окладов сотрудников по нетиповым штатным должностям, подлежащих применению при определении размеров денежного довольствия для исчисления пенсий при назначении пенсий сотрудникам, увольняемым со службы с 1 января 2012 года (пункты 2 и 3). Размеры окладов по нетиповым должностям сотрудников Государственной противопожарной службы были установлены приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19 декабря 2011 года N 762 "О размерах должностных окладов по нетиповым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий".
Возложение полномочий по установлению размеров окладов по типовым должностям сотрудников на Правительство Российской Федерации, а полномочий по установлению размеров окладов по нетиповым должностям сотрудников - на руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, поскольку такое делегирование основано на положениях статей 114 (пункт "ж" части 1) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", предусматривающих в том числе, что Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации, к каковым относится и Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868, утвердивший Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При этом, поскольку, по смыслу Конституции Российской Федерации, каждое нормотворческое решение должно быть обоснованным, Правительство Российской Федерации и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, являющееся федеральным органом исполнительной власти, реализуя как нормотворческие органы свои полномочия по регулированию соответствующих отношений, не могут действовать произвольно.
При установлении размеров должностных окладов в целях исчисления денежного довольствия при назначении пенсий учитываются различия в функциях, характере и условиях деятельности сотрудников, в том числе замещающих типовые и нетиповые должности в субъектах Российской Федерации с различной численностью населения, что нельзя расценивать как нарушение конституционного принципа равенства.
Данный принцип, закрепленный в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не препятствует законодателю при осуществлении специального правового регулирования труда или прохождения службы устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям (Постановление от 6 июня 1995 года N 7-П; определения от 1 июля 1998 года N 84-О, от 8 февраля 2001 года N 45-О, от 5 июля 2001 года N 134-О, от 3 октября 2002 года N 233-О и др.).
Таким образом, оспариваемые Н.П. Куцевым нормативные положения создают возможность для назначения сотрудникам Государственной противопожарной службы, уволенным со службы в период после 1 января 2012 года, пенсий в размерах, исчисленных из должностных окладов, установленных вступившим в силу с указанной календарной даты правовым регулированием, и, следовательно, направлены на предоставление им пенсионного обеспечения, соотносимого с более высоким уровнем денежного довольствия. В равной мере распространяя свое действие на всех сотрудников Государственной противопожарной службы, данные положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права указанной категории граждан, включая тех, в отношении которых впоследствии был произведен перерасчет неверно исчисленного размера пенсии.
Проверка же правильности определения размера должностного оклада, из которого должна исчисляться пенсия заявителю, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Куцева Николая Петровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 2094-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Куцева Николая Петровича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", положениями ряда федеральных законов и постановления Правительства Российской Федерации "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)