Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 2096-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лопатиной Ольги Петровны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки О.П. Лопатиной к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка О.П. Лопатина оспаривает конституционность положения постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", закрепляющего, что выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" засчитывать офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданской образовательной организации квалификации, время обучения их до определения на военную службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев (абзац первый пункта 2).
Как следует из представленных материалов, О.П. Лопатиной после окончания гражданского высшего учебного заведения как лицу, прошедшему военную подготовку, было присвоено воинское звание - лейтенант. В дальнейшем заявительница была определена на военную службу не как офицер запаса, а в звании рядового, в период прохождения службы ей было присвоено звание прапорщика, в котором она была уволена с военной службы в октябре 2013 года, и ей была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей". Правоприменительные органы в августе 2014 года отказали ей в удовлетворении требования о включении в выслугу лет периода обучения в высшем учебном заведении и перерасчете пенсии по причине отсутствия документального подтверждения наличия у нее воинского звания офицера в период прохождения службы.
По мнению заявительницы, оспариваемое положение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не соответствует статьям 15 (части 1 и 2), 19 (часть 1), 39 (части 1 и 2), 54 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку допускает возможность не учитывать в выслугу лет период обучения в высшем образовательном учреждении лицу, которому воинское звание офицера было присвоено после окончания высшего учебного заведения, но военная служба которого проходила в званиях ниже офицерского.
Оспариваемая норма применена в деле заявительницы судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные О.П. Лопатиной материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Оспариваемое положение пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 направлено на обеспечение максимально благоприятного подсчета выслуги лет для назначения пенсий офицерам, определенным на военную службу из запаса, и само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы, не относящейся к указанной категории.
Заявительница, утверждая, что указанная льгота должна распространяться на всех лиц, имеющих звание офицеров, вне зависимости от того, в каких воинских званиях они фактически проходили службу, ставит вопрос о внесении изменений в действующее законодательство, что не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лопатиной Ольги Петровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 2096-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лопатиной Ольги Петровны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)