Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 58-АПГ17-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Хододцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цоя Дмитрия Валерьевича о признании не действующим решения Хабаровской городской Думы от 15 ноября 2016 г. N 436 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск"
по апелляционной жалобе Цоя Дмитрия Валерьевича на решение Хабаровского краевого суда от 2 мая 2017 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей Хабаровской городской Думы по доверенности Медведевой В.А. и Борейко Ю.В., представителя ТНС "Сокольники" по доверенности Квашук Т.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Хабаровской городской Думы от 21 мая 2002 г. N 211 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск" (далее - Правил землепользования и застройки).
Решением Хабаровской городской Думы от 15 ноября 2016 г. N 436 (далее также - Решение N 436) внесены изменения в Правила землепользования и застройки. Пунктом 1.1 Решения N 436 в статье 7 Правил землепользования и застройки установлены границы территориальных зон в соответствии с прилагаемой схемой.
Гражданин Цой Д.В. обратился в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Решения N 436 в части изменения границ территориальной зоны смешанной жилой застройки (Ж-3) земельного участка с кадастровым номером ... (категория земель "земли населённых пунктов", разрешённое использование "в соответствии с видом разрешённого использования для зоны Ж-3") на территориальную зону малоэтажной жилой застройки (Ж-1).
Решением Хабаровского краевого суда от 2 мая 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Цой Д.В. просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не учёл, что административный истец является арендатором земельного участка, при заключении договора аренды земельный участок входил в территориальную зону Ж-3, которая выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов средней плотности застройки, где предусматривается размещение одноквартирных, двухквартирных и блокированных жилых домов не выше трёх этажей с земельными участками, многоквартирных жилых домов до 10 этажей. Отнесением земельного участка к зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-1) нарушаются права истца, поскольку лишают его возможности дальнейшего использования земельного участка для целей, в которых он брался в аренду. Изменения Правил землепользования и застройки после выдачи градостроительного плана земельного участка противоречат положениям статей 30, 34, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьям 40 и 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Принятие оспариваемого нормативного правового акта компетентным органом с соблюдением процедуры его принятия установлено судом, подтверждается материалами дела, и по этим основаниям решение городской Думы не обжалуется.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (часть 3 пункта 1 статьи 18 ГрК РФ).
Суд первой инстанции, исходя из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33, части 15 статьи 35 ГрК РФ, сделал правильный вывод, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
В соответствии с картой функциональных зон Генерального плана города Хабаровска, действующего в редакции решения Хабаровской городской Думы от 21 апреля 2015 г. N 97, земельный участок находится в функциональной зоне индивидуальной застройки с участками.
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, действовавших в редакции до внесения изменений Решением N 436, земельный участок находился в территориальной зоне Ж-3 - зоне смешанной жилой застройки. Оспариваемым решением указанная территориальная зона изменена на территориальную зону малоэтажной жилой застройки (Ж-1). Установив данные обстоятельства и сопоставив оспариваемый нормативный правовой акт с приведёнными нормами, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемые изменения в Правила землепользования и застройки соответствуют Генеральному плану города Хабаровска.
Зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти. Из совокупного анализа приведённых норм в системном единстве следует, что с учётом необходимости гармоничного развития территорий правила землепользования и застройки разрабатываются для того, чтобы создать условия для устойчивого развития территорий населённых пунктов, и призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают вывода суда и не указывают оснований для его отмены, в том числе предусмотренных в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 2 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Цоя Дмитрия Валерьевича без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 58-АПГ17-6
Текст определения официально опубликован не был