Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава третья
Управление спасательными воинскими формированиями при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах
1. Организация выполнения АСДНР при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах
35. Управление СВФ, выделенными для ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах, заключается в целенаправленной деятельности командиров и штабов по поддержанию высокой готовности СВФ к выполнению задач по предназначению, подготовке подразделений СВФ и руководству ими в ходе ликвидации последствий аварий на РОО.
Управление СВФ включает:
непрерывное добывание, сбор, обработку, изучение, обобщение, анализ и отображение данных обстановки с учетом прогноза ее развития при подготовке выполнения АСДНР, в ходе их выполнения и после выполнения поставленных задач;
принятие решений;
доведение задач до подчиненных;
планирование выполнения АСДНР и других видов деятельности;
организацию и поддержание взаимодействия;
организацию и проведение мероприятий по видам обеспечения;
руководство подготовкой нижестоящих штабов, подразделений СВФ к выполнению АСДНР;
организацию и осуществление контроля и помощи нижестоящим штабам и подразделениям СВФ;
непосредственное руководство действиями СВФ при выполнении ими задач по предназначению;
поддержание высокого морально-психологического состояния СВФ и другие мероприятия.
36. Основными принципами управления являются:
единоначалие;
централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;
твердость настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь;
оперативное и гибкое реагирование на изменение обстановки;
личная ответственность начальника (командира) СВФ за принимаемые решения, применение подчиненных подразделений и результаты выполнения поставленных им задач.
При подготовке к выполнению АСДНР при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах важнейшим, для командира и штаба СВФ, является организация АСДНР при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах и подготовка подчиненных командиров, штабов и подразделений СВФ к их выполнению.
37. Задачи СВФ, привлекаемым к ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах, в том числе и подразделениям РХБ защиты, определяются руководителем работ в районе чрезвычайной ситуации. Основой управления СВФ является решение командира СВФ на выполнение поставленных задач.
38. Задачи до подчиненных подразделений СВФ, в зависимости от условий обстановки (удаления командного пункта, характера местности, времени года и погоды, объема сообщения, наличия времени и возможностей средств связи), доводятся путем вызова командиров подразделений на командный пункт СВФ, выезда командира СВФ в подразделения, выезда офицера связи с письменным документом или по техническим средствам связи.
39. Командир СВФ при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах несет ответственность за готовность к выполнению АСДНР, правильное применение подчиненных подразделений СВФ, и успешное выполнение поставленных задач, обеспечение радиационной, химической и биологической безопасности личного состава при выполнении задач и в районе расположения, подготовку резервов для замены личного состава, получившего предельную дозу облучения, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава.
40. Командир СВФ обязан:
постоянно знать обстановку, где находятся, и какие задачи выполняют подчиненные подразделения СВФ, их состояние и возможности;
принимать решения на выполнение поставленных задач и своевременно ставить задачи подчиненным подразделениям СВФ;
организовывать взаимодействие между подразделениями;
планировать и готовить подразделения к выполнению поставленных задач;
организовывать их всестороннее обеспечение и непрерывное управление ими;
лично руководить выполнением наиболее сложных и ответственных задач;
осуществлять контроль за выполнением задач подчиненными подразделениями СВФ;
поддерживать надежную связь с вышестоящим командиром (начальником) и докладывать ему о ходе выполнения поставленных задач;
организовывать подготовку личного состава, прибывающего в СВФ для прохождения службы.
41. Организация АСДНР при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах осуществляется на основе полученного приказа, распоряжения вышестоящего штаба и включает:
принятие решения;
постановку задач подчиненным и приданным СВФ (подразделениям);
планирование АСДНР;
рекогносцировку и организацию взаимодействия;
обеспечения и управления#.
42. При уяснении полученной задачи командир СВФ (подразделения) должен понять:
характер (масштаб) чрезвычайной ситуации (аварии);
цель предстоящих действий;
замысел старшего начальника (особенно способы выполнения и содержание полученной задачи);
роль СВФ (подразделения СВФ) в ликвидации чрезвычайной ситуации;
задачи соседей (последующей смены);
условия взаимодействия с ними и частями, подразделениями других министерств и ведомств;
срок готовности СВФ (подразделения СВФ) к выполнению поставленных задач.
43. При оценке обстановки командир СВФ анализирует только те ее элементы, которые необходимы для принятия решения, а также недостаточно ясные и требующие уточнения.
При этом необходимо оценить:
данные об объекте (источнике) чрезвычайной ситуации, возможные ее масштабы;
состав, положение, состояние, обеспеченность СВФ и приданных подразделений, их возможности по решению предстоящих задач;
радиационную обстановку в местах выполнения задач подчиненными подразделениями СВФ;
ожидаемые дозы ионизирующих излучений, вызывающие поражения различной степени тяжести;
характер местности; время года, суток и их влияние на действия СВФ;
состояние погоды, необходимые для принятия решения на выполнение АСДНР.
44. На основе уяснения полученной задачи и оценки обстановки с учетом прогноза ее развития производится их количественно-качественный анализ, анализ морально-психологического состояния и возможности СВФ (подразделений СВФ), планируемых к привлечению для выполнения АСДНР при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах, определяется количественно-качественное соотношение сил по задачам (общее и на направлении сосредоточения основных усилий). В ходе оценки обстановки, как правило, намечаются отдельные элементы решения.
45. В решении командира СВФ на ликвидацию последствий аварий на радиационно опасных объектах определяются:
замысел ликвидации ЧС;
задачи СВФ (подразделениям СВФ);
основные вопросы взаимодействия, обеспечения и управления.
46. В замысле ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах определяются:
направление сосредоточения основных усилий;
способы и последовательность выполнения задач;
необходимые силы и средства;
распределение СВФ (подразделений СВФ) по основным задачам АСДНР (объектам работ).
47. При определении АСДНР при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах СВФ (подразделениям СВФ) командир обычно определяет:
состав, средства усиления, участки (районы) выполнения АСДНР;
направления (районы) сосредоточения основных усилий;
рубеж ввода (вывода) в район чрезвычайной ситуации для АСДНР;
выполняемые АСДНР при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах;
кто обеспечивает и осуществляет смену;
разграничительные линии участков и районов выполнения АСДНР;
расход выделяемых на АСДНР материальных средств;
место, время развертывания и направление перемещения пунктов управления;
сроки готовности к выполнению АСДНР.
48. В основных вопросах взаимодействия в соответствии с избранным способом выполнения АСДНР при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах, задачами (этапами) определяется порядок взаимодействия между СВФ (подразделениями СВФ), силами и средствами старшего начальника, выполняющего задачи в интересах СВФ, а также соседями. Особо определяется персональная ответственность командиров СВФ (подразделений СВФ) за выполнение АСДНР и мероприятия по безопасности личного состава.
49. В основных вопросах обеспечения определяются основные мероприятия по специальному, морально-психологическому, техническому и тыловому обеспечению в соответствии с порядком и последовательностью выполнения задач ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах, с определением районов (участков) сосредоточения основных усилий, последовательности и сроков выполнения основных задач, привлекаемых сил и средств, порядка управления ими.
50. В основных вопросах управления определяются:
места и время развертывания пунктов управления, меры по обеспечению устойчивости управления;
порядок использования технических средств связи;
вопросы защиты пунктов управления.
51. Постановка задач подчиненным, приданным СВФ (подразделениям) осуществляется доведением приказов и распоряжений, сигналов управления. Способы доведения задач определяются начальником штаба СВФ.
Для постановки задач на выполнение АСДНР при ликвидации чрезвычайной ситуации разрабатываются: приказы, распоряжения СВФ; распоряжения по видам специального обеспечения, морально-психологическому, техническому и тыловому обеспечению и другие документы.
52. Планирование ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах заключается в детальной разработке принятого командиром СВФ решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
При планировании ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах в СВФ решение командира СВФ детализируется и оформляется на карте с приложением пояснительной записки.
В СВФ, кроме того, разрабатываются:
календарный план подготовки ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах;
приказ;
схема взаимодействия;
планы смены СВФ, подразделений СВФ;
план инженерного обеспечения,
план РХБ защиты;
планы морально-психологического, технического, тылового обеспечения;
планы рекогносцировки, охраны пунктов управления, погрузки при перевозке железнодорожным или воздушным транспортом.
Все разработанные документы должны быть взаимосогласованными по решаемым задачам и срокам выполнения. Перечень разрабатываемых (необходимых) документов при планировании и в ходе приведения в готовность к действиям по ликвидации ЧС, при совершении марша в район ЧС, при выполнении АСДНР по ликвидации ЧС в каждом конкретном случае определяет командир СВФ.
53. Планирование ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах осуществляется под руководством начальника штаба СВФ.
Он определяет (уточняет):
круг должностных лиц, привлекаемых к планированию, и их обязанности;
какие данные и расчеты должны быть подготовлены для обеспечения работы командира СВФ;
доводит до исполнителей перечень, сроки, порядок разработки и доклада документов планирования, определенных командиром СВФ;
направляет и контролирует работу рабочих групп, начальников служб.
2. Методы и алгоритм работы командира и штаба СВФ по организации АСДНР при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах
54. Штаб СВФ является основным органом управления подразделениями. Свою работу штаб СВФ организует на основе решения и указаний командира СВФ, а также распоряжений вышестоящего штаба (начальника).
55. Штаб СВФ должен:
обеспечивать проведение мероприятий по поддержанию высокой боевой готовности подразделений;
постоянно знать обстановку, непрерывно осуществлять сбор данных обстановки, обобщать и оценивать ее; проводить расчеты и готовить предложения командиру СВФ для принятия (уточнения) решения;
планировать действия подразделений СВФ в соответствии с решением командира СВФ;
оформлять и доводить предварительные и боевые распоряжения, боевые приказы, наряды-допуска (приложение В) на выполнение работ в зоне загрязнения (заражения) и другие документы;
определять режим работы для личного состава (подразделений и перечень средств индивидуальной защиты с учетом радиационной, химической и биологической обстановки в местах выполнения АСДНР;
осуществлять мероприятия по организации и поддержанию взаимодействия;
организовывать развертывание пунктов управления и поддержание бесперебойной связи;
информировать командиров подразделений об изменениях обстановки;
вести учет личного состава, вооружения и специальной техники, других материальных средств, а также полученных доз облучения личного состава;
обобщать и доводить до подразделений опыт выполнения АСДНР;
контролировать ход выполнения подразделениями поставленных задач и соблюдение личным составом требований безопасности;
представлять донесения вышестоящему штабу (начальнику).
56. Работа командира и штаба соединения (части) по организации действий частей (подразделений) зависит от конкретной обстановки, полученной задачи, наличия времени и может проводиться методом параллельной или последовательной работы, а иногда и их сочетанием.
57. Метод параллельной работы применяется, как правило, в условиях ограниченного времени на организацию и подготовку к выполнению АСДНР по ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах. При этом организация выполнения задач по выявлению радиационной обстановки начинается сразу после определения старшим командиром (начальником) замысла выполнения задачи и осуществляется на основе отданных им предварительных и боевых распоряжений.
58. С получением предварительного боевого распоряжения (боевого распоряжения) командир СВФ при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах уясняет задачу, определяет мероприятия, которые следует провести немедленно для подготовки СВФ (подразделений) к выполнению полученной задачи, производит (утверждает) расчет времени, лично или через начальника штаба ориентирует своих заместителей, начальников служб, командиров (подразделений на предстоящие действия, о времени и порядке работы, а также подготовке данных, необходимых для принятия решения, оценивает обстановку, определяет замысел действий, докладывает его старшему командиру (начальнику), знакомит с ним своих заместителей и начальников служб, отдает предварительные боевые распоряжения (подразделениям) и дает указания по организации всестороннего обеспечения выполнения задач и управления, получает боевое распоряжение (если оно не было получено) и завершает принятие решения, проводит рекогносцировку, отдает боевой приказ и организует взаимодействие. Затем он осуществляет контроль за подготовкой подразделений и в установленное время докладывает о готовности к выполнению задач старшему начальнику.
59. Метод последовательной работы применяется при наличии достаточного времени на подготовку к выполнению АСДНР по ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах на основе боевого приказа или боевого распоряжения старшего командира (начальника). При этом работа по организации выполнения задачи проводится последовательно сначала в СВФ, а затем в подразделениях.
Содержание работы командира СВФ при этом, такое же как при параллельном методе.
Независимо от выбранного метода командир и штаб СВФ свою работу должны организовать так, чтобы предоставить подразделениям больше времени для подготовки к выполнению задачи.
60. При уяснении полученной задачи командир СВФ должен понять:
характер чрезвычайной ситуации (аварии);
замысел вышестоящего командира (начальника);
характер предстоящих действий;
свою задачу, место и роль СВФ в ликвидации чрезвычайной ситуации, задачи других частей, принимающих участие в ликвидации чрезвычайной ситуации, порядок взаимодействия с ними, а также сроки готовности к выполнению поставленных задач.
61. При оценке обстановки командир СВФ должен изучить:
данные об объекте, возможные масштабы и последствия чрезвычайной ситуации;
состав, положение, состояние, обеспеченность СВФ и приданных подразделений, их возможности по решению предстоящих задач;
радиационную обстановку в местах выполнения задач подчиненными подразделениями;
ожидаемые дозы ионизирующих излучений, вызывающие поражения различной степени тяжести;
характер местности;
время года, суток и их влияние на действия СВФ;
состояние погоды.
62. Решение командир СВФ на ликвидацию последствий аварий на радиационно опасных объектах принимает лично на основе уяснения полученной задачи, выводов из оценки обстановки и проведенных расчетов.
В нем командир СВФ определяет:
замысел действий по выполнению АСДНР;
задачи подразделениям;
мероприятия по радиационной безопасности;
основные вопросы взаимодействия и порядок всестороннего обеспечения выполнения поставленных задач;
организацию управления.
63. Основу решения составляет замысел действий, в котором определяются:
способы и последовательность выполнения задачи;
необходимые силы и средства;
распределение подразделений по основным объектам работ.
Решение оформляется на карте с пояснительной запиской, докладывается вышестоящему начальнику (командиру) и представляется ему на утверждение.
64. На карту, как правило, наносятся:
объект аварии (разрушения);
радиационная обстановка;
район расположения СВФ;
районы выполнения задач подразделениями и маршруты выхода в них;
пункты управления подчиненных подразделений, оперативной группы, других частей, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации;
склады, выгрузочные станции, с которых производится снабжение СВФ, пути подвоза и эвакуации;
пункты захоронения (хранения) зараженных материалов;
источники водоснабжения;
медицинские учреждения;
пункты специальной обработки техники, пункты санитарной обработки личного состава;
контрольно-пропускные пункты, установленные в районе выполнения АСДНР;
метеоусловия.
65. В пояснительной записке обычно отражаются:
краткая характеристика аварийного объекта и выводы из оценки радиационной обстановки;
состав, укомплектованность и возможности СВФ;
перечень и возможный объем задач при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах, распределение сил и средств для их выполнения;
схема организации управления;
потребность в материальных средствах для выполнения поставленных задач и другие необходимые данные.
66. На основании решения командира СВФ и его указаний штаб совместно с заместителями командира по вооружению и тылу, начальниками служб осуществляет планирование применения СВФ, которое заключается в подготовке соответствующих расчетов, разработке и оформлении боевых и других документов.
67. Задачи подчиненным подразделениям ставятся командиром СВФ приказами и распоряжениями. Приказы и распоряжения излагаются кратко, но не в ущерб ясности. Их содержание не должно допускать различного трактования. В них указываются только те данные, которые необходимы для организации выполнения задачи. Все приказы и распоряжения, отданные устно, обязательно записываются начальником штаба или его заместителем (помощником) в журнал отданных и принятых распоряжений.
68. В приказе указываются:
в первом пункте - краткая характеристика чрезвычайной ситуации и выводы из оценки обстановки на местах (объектах) выполнения задач по ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах;
во втором пункте - задачи СВФ;
в третьем пункте - задачи, решаемые силами Министерства обороны и других ведомств в интересах СВФ, а также задачи соседних СВФ;
в четвертом пункте - после слова "приказываю" ставятся задачи спасательным отрядам (ротам, взводам), подразделениям обеспечения и резерва;
в пятом пункте - расход материальных средств на выполнение АСДНР, порядок восполнения материальных средств, организация ремонта неисправных аварийно-спасательного инструмента и техники;
в шестом пункте - время начала и окончания работ с учетом допустимых доз ионизирующих излучений, порядок эвакуации пораженных в медицинские пункты (учреждения);
в седьмом пункте - места и время развертывания пунктов управления, порядок и сроки представления донесений и своих заместителей.
Приказ подписывается командиром СВФ и начальником штаба.
69. В боевом распоряжении указываются:
краткие выводы из оценки обстановки в районах (на объектах) выполнения работ;
характер выполняемых работ СВФ;
задачи подразделений;
маршруты и порядок выдвижения в районы выполнения АСДНР и время готовности;
основные мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;
задачи, выполняемые соседями и порядок взаимодействия с ними.
При необходимости могут быть указаны и другие данные.
70. В предварительном боевом распоряжении обычно указываются краткие сведения о чрезвычайной ситуации; районы выполнения АСДНР; основные мероприятия по подготовке к их решению; маршруты выдвижения и время готовности к предстоящим действиям.
Придаваемым частям (подразделениям) при постановке задач указываются: в чье распоряжение поступить; куда, к какому времени прибыть и к выполнению каких задач быть готовыми; маршрут движения; порядок обеспечения материальными средствами, поддержания связи и представления донесений.
Применительно к условиям обстановки и характеру выполняемых задач в СВФ при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах оформляется наряд-допуск на выполнение работ в условиях радиоактивного загрязнения. Порядок оформления наряда-допуска на выполнение работ в условиях радиоактивного загрязнения изложен в приложении 5.
71. Взаимодействие при чрезвычайных ситуациях на радиационно опасных объектах организуется по целям, задачам, месту (объектам) времени и способам действий войск (сил). Оно осуществляется в целях координации действий разнородных сил и средств при организации и совместном выполнении ими специальных задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Командир СВФ ликвидации чрезвычайных ситуаций при организации взаимодействия разнородных сил согласовывает вопросы взаимного обмена информацией, технического, материального и медицинского обеспечения.
Взаимодействие между подчиненными подразделениями организуется командиром СВФ после постановки задач. Вопросы взаимодействия уточняются в ходе рекогносцировки.
72. При организации взаимодействия командир СВФ обязан:
согласовать усилия штатных и приданных подразделений по выполнению АСДНР;
добиться единого понимания командирами подразделений поставленных задач, способов и последовательности их выполнения;
наметить и согласовать варианты действий подразделений, исходя из характера сложившейся радиационной обстановки, а также указать сигналы управления, оповещения и порядок действия по ним.
Взаимодействие осуществляется методом указаний командира СВФ и докладов подчиненных путем последовательной отработки вопросов применения сил и средств. В условиях ограниченного времени командир СВФ ликвидации чрезвычайных ситуаций организует взаимодействие обычно методом указаний.
73. При организации управления командир СВФ при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах определяет:
с каких пунктов управления и при выполнении, каких задач будет осуществляться управление подразделениями;
место и время развертывания пунктов управления СВФ, командных пунктов спасательных отрядов (командно-наблюдательных пунктов рот);
распределение личного состава управления, средств связи и транспорта по пунктам управления;
порядок поддержания связи с подчиненными и взаимодействующими частями (подразделениями).
74. Для осуществления управления в СВФ ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются: в СЦ - командный пункт управления и, при необходимости, отдельно тыловой пункты управления, в спасательных отрядах - командные пункты, в ротах - командно-наблюдательные пункты.
На период выполнения задач СВФ ликвидации чрезвычайных ситуаций создается передовой командный (командно-наблюдательный) пункт, который может развертываться на рубеже ввода в очаг аварии или непосредственно в районе выполнения задач.
75. В состав командного пункта входят командир СВФ, заместители командира, основной состав штаба и подчиненные командиру и начальнику штаба начальники служб.
В состав тылового пункта управления могут быть включены заместители командира по тылу и по вооружению с подчиненными им службами, офицеры управления, не вошедшие в состав командного пункта. Он возглавляется заместителем командира СВФ по тылу.
Пункты управления СВФ ликвидации чрезвычайных ситуаций должны быть подвижными и обеспечивать непрерывное руководство подразделениями в любых условиях обстановки при нахождении командира СВФ и штаба как на месте, так и в движении.
При длительных действиях при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах могут оборудоваться стационарные пункты управления.
76. Для обеспечения управления подразделениями и безопасности действий личного состава в ходе выполнения задач на радиационно опасных объектах с подветренной стороны назначаются рубежи ввода в зону чрезвычайной ситуации.
Рубеж ввода в зону чрезвычайной ситуации представляет собой условную линию на местности, как правило, за границей района аварии.
77. На рубеже ввода в очаг аварии развертываются:
передовой командный пункт командира СВФ (командно-наблюдательный пункт спасательного отряда);
площадка специальной обработки техники и средств защиты;
пункт приготовления растворов;
пост радиационного, химического и биологического наблюдения.
78. На данном рубеже создаются резервы сил и средств, запас средств защиты. Здесь должны находиться медицинские средства для оказания экстренной помощи пострадавшим, а также дежурный тягач для буксировки техники из очага аварии в случае ее поломки. С рубежа ввода в очаг чрезвычайной ситуации осуществляется непосредственное управление ходом выполнения АСДНР, ведется контроль длительности нахождения подразделений в зоне загрязнения. Порядок развертывания, функционирования и свертывания рубежа ввода (вывода) в зону чрезвычайной ситуации указан в приложении 4.
79. Для обеспечения управления подразделениями при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах используются радио-, проводные, подвижные и сигнальные средства связи. С помощью радио- и проводных средств организуется телеграфная и телефонная связь. Проводные средства связи используются при расположении СВФ в местах дислокации и в районе выполнения АСДНР.
3. Содержание работы командира СВФ и штаба при организации АСДНР при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах
80. Работу командира СВФ и штаба при организации ликвидации чрезвычайной ситуации можно разделить на три этапа:
выработка замысла ликвидации чрезвычайной ситуации;
принятие решения;
завершение планирования ликвидации чрезвычайной ситуации и подготовка подчиненных командиров и подразделений СВФ.
81. С получением приказа, распоряжения (предварительного распоряжения) старшего начальника командир СВФ объявляет его подчиненным. При уяснении задачи вместе с командиром СВФ обычно работают начальник штаба, помощник начальника штаба по оперативно-аналитической работе. Остальные должностные лица штаба и командиры подразделений находятся на своих рабочих местах, готовят необходимые данные и прибывают на пункт управления по вызову или к установленному сроку согласно графику работы.
82. В ходе уяснения задачи на заранее подготовленные карты наносят задачу СВФ задачи соседей, разграничительные линии с ними, задачи, решаемые средствами старшего начальника, и другие данные. На основе уяснения задачи делаются выводы по предстоящим действиям СВФ.
83. Начальник штаба или помощник начальника штаба по оперативно-аналитической работе с учетом установленных сроков готовности СВФ производит (уточняет) расчет времени, определяет метод работы и докладывает предложения командиру СВФ. При необходимости в график работы управления СВФ могут быть внесены уточнения.
В последующем начальник штаба (помощник начальника штаба по оперативно-аналитической работе) доводит до начальников служб, полученную задачу и указания командира СВФ о порядке работы по принятию решения. Доводит исходные данные для расчета и отдает указания на подготовку предложений в замысел командира СВФ на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
Начальника штаба или помощник начальника штаба по оперативно-аналитической работе на основе уяснения полученной задачи ориентирует штабы подразделений СВФ по техническим средствам связи или другими способами о подготовке к предстоящим действиям и получении задач. При необходимости подчиненным и приданым подразделениям СВФ могут отдаваться предварительные распоряжения.
84. После уяснения задачи командир СВФ приступает к оценке обстановки и определению замысла ликвидации последствий аварии на РОО.
С ним, как правило, работают начальник штаба, помощник начальника штаба по оперативно-аналитической работе и необходимое количество офицеров штаба СВФ. Эта группа работает постоянно, остальные подчиненные должностные лица привлекаются по мере необходимости.
85. Командир СВФ может заслушать предложения начальников служб, ознакомиться с расчетами, уточнить наиболее важные вопросы оценки обстановки и замысла ликвидации чрезвычайной ситуации.
В ходе оценки обстановки и выработки замысла в соответствии с планом или по распоряжению командира СВФ (начальника штаба) проводятся необходимые оперативно-тактические расчеты.
86. В результате оценки обстановки и подготовленных расчетов штаб должен сделать обоснованные выводы по каждому ее элементу и в целом, в которых обычно определяются:
данные об объекте, возможные масштабы чрезвычайной ситуации;
состав, положение, состояние, обеспеченность СВФ и приданных подразделений, их возможности по решению предстоящих задач;
радиационная обстановка в местах выполнения задач подчиненными (подразделениями);
ожидаемые дозы ионизирующих излучений;
характер местности; время года, суток и их влияние на действия СВФ (подразделений);
состояние погоды;
меры, которые необходимо принять немедленно и в последующем в целях успешной ликвидации чрезвычайной ситуации;
задачи по добыванию (сбору) дополнительной информации.
87. Замысел ликвидации последствий аварий на РОО наносится на две карты офицерами группы планирования. Одна из них оформляется как решение, а другая - как рабочая карта командира СВФ. Одновременно одним из офицеров группы планирования готовится пояснительная записка (краткое описание замысла ликвидации чрезвычайной ситуации).
После определения замысла ликвидации чрезвычайной ситуации командир СВФ докладывает его старшему начальнику и после утверждения объявляет руководящему составу СВФ с уточнением порядка дальнейшей работы по планированию ликвидации чрезвычайной ситуации. На основе полученных указаний командира СВФ начальник штаба или помощник начальника штаба по оперативно-аналитической работе проводит ориентирование должностных лиц, не участвовавших в работе с командиром, о замысле ликвидации чрезвычайной ситуации и доводит указания командира СВФ по дальнейшей выработке решения и планированию ликвидации чрезвычайной ситуации.
88. Группа планирования завершает разработку календарного плана подготовки ликвидации чрезвычайной ситуации (в СВФ - графика работы управления), в котором отражаются:
решаемые задачи и проводимые мероприятия, в том числе принятие решения;
доведение задач до подразделений СВФ;
порядок и сроки планирования ликвидации чрезвычайной ситуации;
организация всесторонней подготовки СВФ (подразделений) и района ликвидации чрезвычайной ситуации;
организация взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления;
сроки выполнения и исполнители.
Календарный план подготовки ликвидации чрезвычайной ситуации (график работы управления) подписывается начальником штаба, помощником начальника штаба по оперативно-аналитической работе и утверждается командиром СВФ.
89. В это же время начальники служб СВФ разрабатывают предварительные распоряжения (только при использовании метода параллельной работы в условиях ограниченного времени), в которых указываются:
сведения о чрезвычайной ситуации;
объекты и объемы АСДНР по ЛЧС, выполняемые силами и средствами старшего командира;
задача СВФ по ликвидации чрезвычайной ситуации со степенью детализации, соответствующей выработанному замыслу ликвидации чрезвычайной ситуации;
время готовности и основные мероприятия по подготовке к ликвидации чрезвычайной ситуации;
время и способы доведения задач, и другие данные.
Они подписываются начальником штаба и направляются подчиненным подразделениям.
В целях выигрыша времени предварительные распоряжения немедленно доводятся до подчиненных командиров устно, по техническим средствам связи и доставкой боевых документов офицерами штаба или офицерами связи. В последующем отданные устно распоряжения подтверждаются письменно.
90. Командир СВФ совместно с начальником штаба, помощником начальника штаба по оперативно-аналитической работе, офицерами группы планирования, а при необходимости (по вызову) с начальниками служб в соответствии с замыслом ликвидации чрезвычайной ситуации определяет задачи подразделениям СВФ. Офицеры группы планирования наносят задачи на карты, начальники служб записывают содержание задач, наносят их на свои карты и приступают к подготовке приказов (распоряжений) подчиненным и приданным подразделениям.
Определив задачи, командир СВФ может вести личные переговоры с командирами подчиненных и приданных подразделений, в ходе которых уточняет и конкретизирует их задачи по предстоящим действиям.
91. Начальник штаба доводит указания командира СВФ о порядке подготовки данных для завершения принятия решения и планирования ликвидации чрезвычайной ситуации должностным лицам управления, командирам подчиненных и приданных подразделений.
92. Заместители командира СВФ по воспитательной работе, вооружению и тылу, начальники служб приступают к определению и обоснованию расчетами предложений по применению подчиненных подразделений и служб, организации соответствующих видов обеспечения.
После определения задач подразделениям командир СВФ с начальником штаба и помощником начальника штаба по оперативно-аналитической работе приступает к рассмотрению и утверждению предложений начальников служб по применению подчиненных им подразделений и по видам обеспечения ликвидации чрезвычайной ситуации.
93. Каждый начальник службы СВФ, исходя из замысла действий и поставленных задач, кратко докладывает предложения по применению подчиненных подразделений и по организации обеспечения ликвидации чрезвычайной ситуации. Предложения детально рассматриваются с учетом произведенных расчетов и утверждаются командиром СВФ.
Далее группа планирования и начальники служб в соответствии с замыслом ликвидации чрезвычайной ситуации, вырабатывают основные вопросы взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.
94. Командир СВФ, начальник штаба, помощник начальника штаба по оперативно-аналитической работе с офицерами группы планирования и при необходимости с привлечением начальников служб (последовательно или вместе) определяют основные вопросы взаимодействия между подразделениями СВФ, с соседями, силами и средствами старшего начальника, выполняющими задачи в интересах СВФ.
95. В последующем командир СВФ (путем личного общения или по техническим средствам связи) заслушивает и утверждает замыслы командиров подчиненных и приданных подразделений на предстоящие действия по ликвидации чрезвычайной ситуации.
96. Начальник штаба с частью офицеров группы планирования, другими заместителями командира и начальниками служб в соответствии с замыслом ликвидации чрезвычайной ситуации, поставленными задачами и основами взаимодействия определяют основные вопросы всестороннего обеспечения и организации управления.
97. Командир СВФ к установленному сроку докладывает и утверждает решение у старшего начальника и после этого объявляет его соответствующим должностным лицам.
В дальнейшем командир СВФ с начальником штаба и помощником начальника штаба по оперативно-аналитической работе с привлечением офицеров группы планирования рассматривает и утверждает предложения своих заместителей по воспитательной работе, вооружению и тылу, начальников служб по применению подчиненных и приданных подразделений и по видам обеспечения ликвидации чрезвычайной ситуации.
98. Помощник начальник штаба по оперативно-аналитической работе с офицерами группы планирования и начальниками служб завершают оформление решения командира, завершают разработку приказа, распоряжений по применению подразделений и видам обеспечения.
99. Основным документом, разрабатываемым при планировании ликвидации последствий аварии на РОО, является:
решение командира СВФ (его графическая и текстуальная части);
задачи, поставленные старшим начальником;
выводы из оценки обстановки;
замысел ликвидации чрезвычайной ситуации;
задачи подразделениям СВФ;
основы взаимодействия;
основы всестороннего обеспечения;
основы организации управления.
100. Принятое решение оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр (на карте с приложением пояснительной записки) подписывается командиром СВФ и начальником штаба и представляется на утверждение старшему начальнику, второй - используется при планировании ликвидации чрезвычайной ситуации.
Решение командира СВФ на ликвидацию последствий аварии на РОО разрабатывается и оформляется на карте 1 : 100 000 (реже 1 : 50 000 или 1 : 25 000). В особых условиях может применяться схема.
101. На карте, как правило, отображаются:
объект аварии (разрушения);
радиационная обстановка;
район расположения СВФ;
районы выполнения задач подразделениями и маршруты выхода в них;
пункты управления подчиненных подразделений, оперативных групп других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации;
склады, выгрузочные станции, с которых производится снабжение СВФ, пути подвоза и эвакуации;
пункты захоронения (хранения) загрязненных материалов;
источники водоснабжения;
медицинские учреждения;
посты дорожно-комендантской службы на маршрутах перемещения СВФ;
пункты специальной обработки техники, пункты санитарной обработки личного состава;
контрольно-пропускные пункты, установленные в районе выполнения АСДНР;
метеоусловия.
102. В пояснительной записке, как правило, излагаются:
краткая характеристика аварийного объекта и выводы из оценки радиационной обстановки;
состав, укомплектованность и возможности СВФ;
перечень и возможный объем АСДНР, распределение сил и средств для их выполнения по задачам и рубежам;
схема организации управления;
потребность в материальных средствах для выполнения поставленных задач и другие необходимые данные.
103. Параллельно с выработкой решения офицерами группы планирования разрабатывается план работы командира по подготовке подчиненных командиров, штабов и подразделений к ликвидации чрезвычайной ситуации, в котором указываются:
подразделения, в которых работают командир СВФ, его заместители, начальники служб, группы и отдельные офицеры штаба СВФ, в том числе учитывается участие старшего начальника в практической подготовке ликвидации чрезвычайной ситуации;
время работы;
ориентировочный порядок и сроки работы в подчиненных подразделениях;
состав рабочих групп и выделяемый для этого транспорт;
задачи, которые необходимо решить.
Данный план, подписанный командиром СВФ и начальником штаба одновременно с решением командира на ликвидацию чрезвычайной ситуации, утверждается старшим начальником.
После утверждения решения командир СВФ рассматривает и подписывает подготовленные и подписанные начальником штаба к этому времени боевые приказы (боевые распоряжения) подразделениям.
104. На основе решений командира СВФ и начальников служб соответствующими распоряжениями ставятся задачи подразделениям по видам обеспечения. Распоряжения по видам специального обеспечения, по морально-психологическому, техническому и тыловому обеспечению подписываются начальником штаба и соответствующими заместителями командира СВФ и начальниками служб.
105. Для постановки задач на выполнение АСДНР при ликвидации последствий аварии на РОО разрабатываются:
приказы, боевые (предварительные боевые) распоряжения;
распоряжения по видам специального обеспечения, морально-психологическому, техническому и тыловому обеспечению;
распоряжения по службам;
распоряжения по связи, комендантской службе, скрытому управлению СВФ и другие документы.
106. В приказе СВФ указываются:
в первом пункте - краткая характеристика чрезвычайной ситуации и выводы из оценки обстановки на местах (объектах) выполнения АСДНР по ликвидации чрезвычайной ситуации;
во втором пункте - состав и задачи СВФ с указанием сил и средств усиления и порядка их переподчинения;
в третьем пункте - задачи, выполняемые в интересах СВФ силами и средствами старшего начальника;
в четвертом пункте - задачи соседей и разграничительные линии с ними, задачи взаимодействующих подразделений других министерств и ведомств;
в пятом пункте - после слова "РЕШИЛ" замысел ликвидации чрезвычайной ситуации;
в шестом пункте - после слова "ПРИКАЗЫВАЮ" ставятся задачи подразделениям с указанием состава сил и средств усиления; расход материальных средств на выполнение АСДНР при ликвидации последствий аварии на РОО, порядок восполнения материальных средств, организация ремонта неисправных приборов и техники, время начала и окончания работ с учетом допустимых доз ионизирующих излучений, порядок эвакуации пораженных в медицинские пункты (учреждения);
в седьмом пункте - места и время развертывания пунктов управления;
в восьмом пункте - время готовности к выполнению АСДНР по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Приказ подписывается командиром СВФ и начальником штаба.
107. В боевом распоряжении подразделению СВФ указываются:
краткие выводы из оценки радиационной обстановки в районах (на объектах) выполнения работ;
состав и задачи подразделения СВФ (маршруты и порядок выдвижения в районы выполнения АСДНР, основные мероприятия по обеспечению радиационной безопасности) с указанием сил и средств усиления и порядка их переподчинения;
задачи, выполняемые в интересах подразделения СВФ силами старшего начальника;
задачи соседей и разграничительные линии с ними;
задачи взаимодействующих подразделений других министерств и ведомств при ликвидации чрезвычайной ситуации;
основы взаимодействия;
обеспечения и управления;
время и место развертывания командного пункта;
время готовности к выполнению поставленной задачи.
108. В распоряжении по виду обеспечения указываются:
краткие сведения о чрезвычайной ситуации, необходимые для данного вида обеспечения;
задачи по обеспечению АСДНР при ликвидации последствий аварии на РОО и сроки их выполнения при подготовке, в ходе и после выполнения поставленной задачи;
мероприятия по обеспечению, выполняемые силами и средствами старшего начальника;
срок готовности к выполнению мероприятий обеспечения;
порядок и сроки представления донесений.
109. Подчиненные командиры и штабы завершают планирование, руководят подготовкой подразделений к выполнению задач ЛЧС по предназначению, осуществляют уточнение задач подразделениям и планов согласно указаниям командира СВФ (начальника штаба), организуют контроль и оказание помощи подчиненным подразделениям в подготовке к ликвидации чрезвычайной ситуации, выполнении задач по всестороннему обеспечению в соответствии со своими планами работы.
110. Главным в деятельности всех должностных лиц для достижения основной цели (ликвидации последствий аварии на РОО) при управлении подразделениями СВФ должны быть слаженность органов управления и четкое выполнение функциональных обязанностей всеми командирами, офицерами в соответствии с принятым решением и утвержденными планами ликвидации чрезвычайной ситуации, взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления, а также жесткое и непрерывное осуществление контроля за выполнением задач подчиненными и приданными подразделениями в соответствии с замыслом, реально складывающейся обстановкой, поставленными задачами по рубежам и времени.
111. При разработке и ведении графических документов по управлению спасательными воинскими формированиями необходимо соблюдать определенные правила.
112. Обстановка на рабочие и отчетные карты наносится с помощью условных знаков и сокращенных обозначений в соответствии с требованиями документов, определяющих правила разработки и оформления документов по управлению спасательными воинскими формированиями, силами и мероприятиями РСЧС и ГО. Порядок нанесения условных знаков, сокращенных обозначений и пояснительных надписей приведен в приложениях 2 и 3.
4. Особенности работы штаба СВФ с началом и в ходе выполнения АСДНР при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах
113. С началом ликвидации чрезвычайной ситуации командир СВФ и штаб должны:
оперативно и непрерывно управлять выполнением АСДНР при ликвидации последствий аварии на РОО;
обеспечивать своевременное организованное начало ликвидации последствий аварии на РОО;
определять и осуществлять мероприятия по наращиванию усилий подразделений;
своевременно поддерживать взаимодействие, всестороннее обеспечение и управление.
114. Командир СВФ с началом ликвидации чрезвычайной ситуации управляет подчиненными подразделениями с командного пункта. Он организует сбор данных обстановки, ее оценку для определения направления сосредоточения основных усилий и уточнения своего решения. По техническим средствам связи он уточняет задачи подчиненным и приданным подразделениям или ставит новые, организует выполнение АСДНР по вновь возникшим задачам.
115. В ходе ликвидации последствий аварии на РОО командир СВФ непрерывно оценивает изменение обстановки, при необходимости вносит коррективы в задачи подразделениям с учетом складывающейся обстановки. При резком изменении обстановки, когда нет возможности получить указания от старшего командира (начальника), командир СВФ обязан по своей инициативе принимать новое решение, соответствующее сложившейся обстановке в пределах общего замысла старшего командира, и настойчиво проводить его в жизнь.
116. Начальник штаба организует работу управления и штаба СВФ с учетом складывающейся обстановки, участвует в оценке обстановки, подготовке выводов и предложений для уточнения решения; уточняет порядок и способы ликвидации чрезвычайной ситуации; отдает указания помощнику начальника штаба по вопросам управления ликвидацией чрезвычайной ситуации, составу рабочих групп на пунктах управления (для выезда в район ЛЧС), организации информирования подчиненных и взаимодействующих органов управления. При необходимости отправляет в подразделения офицеров для решения внезапно возникающих задач. Осуществляет контроль исполнения отданных распоряжений и табеля срочных донесений.
117. Начальники служб в ходе выполнения подразделениями АСДНР осуществляют сбор и анализ данных обстановки с последующим докладом командиру СВФ; работают на своих пунктах управления и руководят подчиненными и приданными подразделениями; докладывают об изменениях в обстановке командиру (начальнику штаба).
118. Подчиненные командиры и штабы осуществляют сбор, анализ и передачу данных обстановки вышестоящему командиру, уточняют задачи; управляют подчиненными и приданными подразделениями; докладывают данные об изменениях в обстановке командиру и начальнику штаба.
По завершении АСДНР в районе чрезвычайной ситуации планируется и принимается решение на завершение работ, закрытие района ЧС, восстановление боеспособности и возвращение в пункт постоянной дислокации.
В период подготовки ликвидации чрезвычайной ситуации во всех звеньях управления должен соблюдаться единый подход к организации, методам и алгоритму работы командиров и органов управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.