Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.Х. Мкртчяна вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Х. Мкртчян, которому с 25 марта 2014 года назначена трудовая пенсия по старости на общих основаниях, оспаривает конституционность пункта 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий"), согласно которому исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев); при этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы; подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня; периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии, а в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", - по день, предшествующий дню назначения страховой пенсии.
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 39 и 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащиеся в ней положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, - не предусматривают возможности учета фактически отработанного рабочего времени (сверхурочные часы, работа в выходные дни и т.п.) при исчислении трудового стажа.
Оспариваемое положение нормативного правового акта было применено в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель урегулировал вопросы, связанные с подсчетом и подтверждением страхового стажа, в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 года в действующем в настоящее время Федеральном законе "О страховых пенсиях".
Конкретизация положений о подсчете страхового стажа с 1 января 2015 года осуществляется в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, принятых во исполнение требований части 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Оспариваемые положения пункта 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, закрепляющие порядок исчисления страхового стажа работы и иной деятельности граждан, направлены на реализацию права на пенсионное обеспечение, в равной мере распространяются на всех застрахованных лиц, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Как следует из представленных материалов, А.Х. Мкртчян, оспаривая названные положения, связывает нарушение своих прав с отсутствием возможности увеличения продолжительности страхового стажа за счет учета фактически отработанного рабочего времени. Однако разрешение данного вопроса не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мкртчяна Алика Хореновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 2098-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мкртчяна Алика Хореновича на нарушение его конституционных прав пунктом 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)