Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 октября 2017 г. N 21-КГ17-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 октября 2017 г. гражданское дело по иску Шериева Руслана Ауесовича к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконными действий подкомиссии, о признании незаконным и отмене решения комиссии в части отказа в постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учёт для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из пяти человек
по кассационной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации и Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике по доверенности - Эндреевой Л.М. на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 июня 2016 г., дополнительное решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 августа 2016 г., апелляционное определение судебной коллеги по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 октября 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации и Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике по доверенности - Эндреевой Л.М., поддержавшей доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Шериев Руслан Ауесович обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике) о признании незаконными действий подкомиссии, признании незаконным и отмене решения комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в части отказа в постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из пяти человек.
В обоснование заявленных требований Шериев Р.А. указал, что с 1994 года проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 20 лет.
6 декабря 2013 г. Шериев Р.А. обратился к директору ФСИН России с рапортом с приложением необходимых документов о принятии его и членов его семьи (супруги и трёх дочерей) на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно выписке из протокола N 4 от 10 декабря 2013 г. заседания подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной выплаты сотрудникам, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике, постановлено направить в комиссию ФСИН России заявление Шериева Р.А. и приложенные к нему документы для принятия решения о постановке Шериева Р.А. с составом семьи из пяти человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Решением комиссии ФСИН России от 29 октября 2015 г. N 72 по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Шериеву Р.А. отказано в постановке на учёт для получения указанной выплаты в связи с непредоставлением необходимых документов согласно перечню, предусмотренному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
По мнению Шериева Р.А., решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке его на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по указанным основаниям является незаконным.
Представитель ответчиков в суде исковые требования не признал.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 июня 2016 г. (с учётом определения Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 августа 2016 г. об исправлении описок) и дополнительным решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 августа 2016 г. исковые требования Шериева Р.А. удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение комиссии ФСИН России в части отказа Шериеву Р.А. в постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом от 29 октября 2015 г. N 72, обязал ФСИН России поставить Шериева Р.А. на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из пяти человек с даты подачи рапорта (6 декабря 2013 г.). В удовлетворении требований об отмене решения комиссии ФСИН России от 29 октября 2015 г. N 72 и признании незаконными действий подкомиссии У ФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 октября 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ФСИН России и У ФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике по доверенности - Эндреевой Л.М. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований Шериева Р.А. в полном объёме.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя ФСИН России и УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике 21 июля 2017 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 31 августа 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец Шериев Р.А., надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не сообщил, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ФСИН России и УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике Эндреевой Л.М., явившейся в судебное заседание, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено, что Шериев Р.А. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 20 лет.
Как следует из материалов дела, до 2009 года Шериев Р.А. и его супруга - Шериева Ф.А. были зарегистрированы в жилом помещении площадью 37 кв.м., расположенном по адресу: ..., квартиросъёмщиком которого является отец Шериева Р.А. - Шериев А.К. Несовершеннолетние дети Шериева Р.А. (дочери: Шериева Л.Р., Шериева М.Р., Шериева М.Р.) в указанном жилом помещении зарегистрированы не были.
6 декабря 2013 г. Шериев Р.А. обратился к директору ФСИН России с рапортом с приложением необходимых документов о принятии его и членов его семьи (супруги и трёх дочерей) на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На момент подачи рапорта Шериев Р.А. и его супруга - Шериева Ф.А. были постоянно зарегистрированы и проживали в служебном жилом помещении площадью 61,9 кв.м, (квартире), расположенном по адресу: ... Республика, ..., что подтверждается выпиской из домовой книги и копией финансового лицевого счёта. Несовершеннолетние дети Шериева Р.А. в указанном жилом помещении на момент возникновения спорных правоотношений, как установлено судом, зарегистрированы не были.
Согласно выписке из протокола N 4 от 10 декабря 2013 г. заседания подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной выплаты сотрудникам, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике, постановлено направить заявление Шериева Р.А. и приложенные к нему документы в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке Шериева Р.А. с составом семьи из пяти человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Решением комиссии ФСИН России от 29 октября 2015 г. (выписка из протокола N 72) по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Шериеву Р.А. отказано в постановке на учёт для получения указанной выплаты в связи с непредоставлением необходимых документов согласно перечню, предусмотренному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, (не представлены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на имевшиеся у истца и членов его семьи объекты недвижимого имущества; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и копии справок Бюро технической инвентаризации на имеющиеся объекты недвижимого имущества представлены без указания девичьей фамилии супруги истца, а также не представлены сведения о регистрации по месту жительства несовершеннолетних детей Шериева Р.А.).
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Шериева Р.А. о признании незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании ФСИН России поставить истца на учёт для получения спорной выплаты с составом семьи из пяти человек, суд пришёл к выводу о том, что истцом были представлены все необходимые документы, свидетельствующие о его нуждаемости в жилом помещении. При этом суд исходил из того, что Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, не содержат требование о предоставлении документов об объектах недвижимости с указанием фамилии супруги сотрудника до регистрации брака. Также, в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований суд первой инстанции сослался на представленные представителем истца в судебном заседании документы, подтверждающие совместное проживание истца со своими несовершеннолетними детьми.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики, дополнительно со ссылкой на статью 20 Гражданского кодекса Российской Федерации указав на то, что отсутствие сведений о регистрации несовершеннолетних детей Шериева Р.А. не может являться основанием для отказа в постановке истца на учёт для получения спорной выплаты, поскольку в силу данной нормы местом жительства несовершеннолетних детей признаётся место жительства их родителей.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права, регулирующих спорные отношения.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, Закон) было предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведённых нормативных положений комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определённых частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учёт при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определён перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учёт по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, даёт право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учёт.
Суждение судебных инстанций об ином значении требований, содержащихся в Правилах, нельзя признать правомерным.
Как установлено судом, основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Шериева Р.А. на учёт для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление им ряда документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (не представлены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на имевшиеся у истца и членов его семьи объекты недвижимого имущества; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и копии справок Бюро технической инвентаризации на имеющиеся объекты недвижимого имущества представлены без указания девичьей фамилии супруги истца, а также не представлены сведения о регистрации по месту жительства несовершеннолетних детей Шериева Р.А.).
Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 ГПК РФ).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применён по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
Суд в нарушение требований приведённых выше нормативных положений и процессуального законодательства пришёл к выводу о том, что представленные Шериевым Р.А. в комиссию документы содержали информацию о жилых помещениях, необходимую для решения вопроса о постановке его на учёт для получения спорной выплаты. Данный вывод сделан судом в отсутствие каких-либо доказательств.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для отказа Шериеву Р.А. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сделаны без учёта норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, при недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела.
Кроме того, признавая правомерным вывод суда первой инстанции о незаконности решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке Шериева Р.А. на учёт для получения единовременной социальной выплаты, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что отсутствие регистрации несовершеннолетних детей Шериева Р.А. в жилом помещении не может являться основанием для отказа в постановке истца на учёт для получения спорной выплаты, поскольку в силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних детей признаётся место жительства их родителей.
Между тем, в силу приведённого выше правового регулирования комиссия ФСИН России принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в постановке на указанный учёт на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке. Поскольку Шериевым Р.А., претендующим на получение спорной выплаты, в комиссию ФСИН России не были представлены документы, содержащие необходимые сведения о регистрации по месту жительства членов его семьи (несовершеннолетних детей), Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что является неправомерным вывод суда апелляционной инстанции о достаточности факта совместного проживания детей Шериева Р.А. с родителями для решения вопроса о постановке истца на учёт для получения спорной выплаты.
Учитывая изложенное решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, об удовлетворении исковых требований Шериева Р.А. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 июня 2016 г., дополнительное решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 августа 2016 г., апелляционное определение судебной коллеги по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 октября 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Вавилычева Т.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 октября 2017 г. N 21-КГ17-17
Текст определения официально опубликован не был