Досье на проект федерального закона
Комитетом по государственному строительству и законодательству рассмотрен указанный проект федерального закона, внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект направлен на предотвращение реализации на внутреннем российском рынке моторного топлива, не соответствующего требованиям "Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 года N 826.
Следует отметить, что статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов в отношении граждан, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц.
Предложение авторов заключается в выделении новых самостоятельных составов административных правонарушений, путем дополнения главы 14 Кодекса статьей 14.43.1 и предусматривает установление повышенной ответственности только для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц.
В частности, проектом предлагается:
- за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту установить административную ответственность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в виде наложения штрафных санкций в размере от 100000 рублей до 300000 рублей;
- за нарушение требований данного технического регламента в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута - для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере 1% суммы выручки от реализации товаров за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара в предшествующем календарном году, но не менее 500000 рублей, с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой;
- за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 проектируемой статьи, - для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере 2000000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Внесение данного законопроекта обусловлено необходимостью нормализации ситуации с качеством и безопасностью топлива на внутреннем российском рынке и направлено на применение дополнительных мер по защите потребительского рынка от некачественного и контрафактного топлива.
Комитет отмечает, что в настоящее время ситуация на рынке снабжения потребителей качественными нефтепродуктами в России является не вполне благоприятной. Очень часто на автозаправочных станциях можно купить некачественное автомобильное топливо, приводящего к порче автомобиля и как следствие дорогостоящему ремонту.
Автор законопроекта приводит сведения о результатах проведенной в 2015 году проверки 3702 автозаправочных станций. По факту проверки на 1574 АЗС был установлен ряд нарушений, связанных с реализацией моторного топлива, не соответствующего техническому регламенту. При этом количество наложенных административных штрафов за нарушения требований технического регламента за 2015 год увеличилось в 5 раз по сравнению с 2014 годом.
Учитывая важность предупреждения противоправных действий, посягающих на отношения в сфере выпуска и обращения топлива на рынке, Комитет поддерживает позицию разработчиков законопроекта, направленную на усиление ответственности изготовителя, исполнителя (лица, выполняющих функции иностранного изготовителя), продавца за нарушение требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту.
Таким образом, принятие законопроекта позволит повысить эффективность работы по пресечению правонарушений связанных с не соблюдением требований технических регламентов и привлечению виновных лиц к административной ответственности.
Вместе с тем обращаем внимание, что предлагаемые санкции проектируемой статьи 14.43.1 Кодекса предусматривают одинаковый размер штрафа как для юридических лиц, так и для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В этой связи отмечаем, что указанные проектные изменения нуждаются в согласовании с положениями действующей статьи 2.4 Кодекса, согласно которой лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, а также с частью 1 статьи 3.5 Кодекса.
Высказанные замечания могут быть полностью учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 206545-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке" в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.