Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение с предложениями по совершенствованию законодательства для расширения возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) по участию в государственных и муниципальных закупках.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
При этом согласно статье 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги представляют собой особый способ заключения договора, при котором договор заключается с лицом, предложившим наиболее высокую цену или лучшие условия исполнения договора. Процедура проведения торгов основана на состязательности участников.
То есть непроведение конкурентных процедур в общем случае лишает потенциальных желающих возможности принять участие в конкурентной борьбе за право доступа к ограниченному ресурсу (например, к получению бюджетных средств), что приводит к ограничению конкуренции.
Аргументы о том, что квотирование государственных закупок для субъектов малого и среднего предпринимательства без проведения конкурентных процедур сэкономит бюджетные средства, исключит монополизацию и сговор, представляются спорными.
Во-первых, реализация предложения потребует создания системы мониторинга цен на товары из перечня квотируемых, а также перечня субъектов МСП, поставляющих указанные товары в каждом субъекте Российской Федерации и муниципалитете, с соответствующими бюджетными затратами.
Во-вторых, не ясен порядок отбора конкретного поставщика для закупки без проведения конкурентных процедур квотируемого товара (выбор на усмотрение заказчика либо сбор заявок от субъектов, готовых поставить товар из перечня квотируемых по указанной цене, в сроки, установленные заказчиком).
В-третьих, субъекты МСП теряют возможность планировать свою работу и операционную деятельность, попадая в прямую зависимость от волеизъявления заказчика.
В-четвертых, осуществление закупок товаров массового производства (не уникальных) без проведения конкурентных процедур не соотносится с принципами осуществления закупок, закрепленными в статье 8 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
С учетом изложенного предложенное квотирование закупок без проведения конкурентных процедур у субъектов МСП не может быть поддержано.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 30 декабря 2016 г. N ОГ-Д28-15327 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был