Ассамблея,
1. Принимая во внимание слова Преамбулы к Уставу Совета Европы "_ в интересах экономического и социального прогресса необходимо более тесное единство между всеми европейскими странами, разделяющими эти взгляды";
2. Принимая во внимание приверженность Совета Европы к защите физических лиц и защите прав определенных особо незащищенных слоев населения;
3. Полагая, что каждое Государство в соответствии со своими традициями должно осуществлять общую и действительную политику в области защиты прав потребителей;
4. Подчеркивая, однако, необходимость международной стандартизации в области политики защиты прав потребителей в целях недопущения наносящей вред торговли;
5. Официально заявляет о своей поддержке принципов, установленных в прилагаемой "Хартии защиты прав потребителей".
ДОПОЛНЕНИЕ
Хартия о защите прав потребителей
A. Право потребителей на защиту и помощь
(i) Потребителем является физическое или юридическое лицо, которому для частного использования поставляются товары и предоставляются услуги.
(ii) Государство обязано обеспечивать потребителей всесторонней правовой защитой и должно оказывать им активную поддержку.
(iii) Государство должно принимать особые меры в целях гарантии того, что эффективная защита и помощь предоставляются всем слоям населения, особенно самым малообеспеченным и не имеющим привилегий группам.
(a) Защита от физического повреждения вследствие приобретения опасных товаров
(i) Национальное законодательство должно включать в себя общие требования к безопасности пищевых продуктов, иных товаров и услуг. Для определенных товаров или услуг при необходимости следует предусмотреть особые требования.
(ii) Как правило, товары не должны вступать в процесс дистрибуции, а услуги не должны предоставляться, если при их надлежащем и обычном использовании существует вероятность причинения вреда здоровью потребителей.
(iii) Необходимо установить и соблюдать минимальные стандарты для сокращения или устранения, насколько это возможно, риска опасности в содержании товаров, их упаковке, обращении с ними и их использовании.
(b) Защита от ущерба экономическим интересам потребителей
(i) Индивидуальный потребитель должен быть защищен от злоупотреблений со стороны поставщиков товаров и услуг, в частности, это относится к односторонним стандартным соглашениям, исключению из соглашений существенных законных прав, требованиям об оплате незаказанного товара, а также к агрессивным методам ведения торговли, которые не дают потребителю возможность должным образом оценить условия продажи.
(ii) Индивидуальный потребитель должен обладать правом на приемлемое обслуживание товаров длительного пользования после их продажи.
(iii) Ограничительные практики, согласованные между компаниями или применяемые монопольными поставщиками, должны контролироваться на законодательном уровне в интересах потребителей.
(iv) Продвижение товаров и услуг, в том числе финансовых, не должно прямо или косвенно вводить в заблуждение лиц, которым они предлагаются или которые запрашивают их предоставления.
(v) Национальное законодательство должно включать в себя обязательное требование о том, что все формы рекламы - визуальной или звуковой - не должны вводить в заблуждение потенциального покупателя товара или услуг. Рекламодатель в любых средствах массовой информации должен по запросу представить доказательство обоснованности заявлений, сделанных в рекламе. Рекламодатель, не способный представить такое доказательство, по запросу должен за свой счет внести в рекламу эквивалентную достоверную информацию.
(vi) Подробная информация, представленная на этикетке, в месте продажи или в рекламе, должна быть достоверной. Это касается информации о природе, составе, количестве, эксплуатационных параметрах, доступности, качестве, цене и изначальных характеристиках товаров и услуг.
(vii) Необходимо эффективно применять и держать под постоянным контролем законодательные акты, запрещающие дискриминационную торговую политику, для того чтобы гарантировать надлежащее рассмотрение жалоб потребителей.
(viii) Необходимо вносить законодательные изменения в отношении ненадлежащей, необъективной и нежелательной торговой практики, которая не является неправомерной, но которую следует признать незаконной; в случае ущерба, причиненного указанной практикой, не должно ущемляться право потребителя на получение компенсации.
B. Право на возмещение ущерба
(i) Лицо, подающее жалобу, имеет право на получение компенсации от поставщика товаров или услуг за любой ущерб или потери, причиненные неправильным описанием, фальсифицированным продуктом или сбоями в работе, и в этой связи указанное лицо должно иметь простой и недорогой доступ к правовой системе государства или к приемлемой форме арбитража в случае незначительных исковых требований.
(ii) В случае если неправильное описание товара или услуги нанесло ущерб интересам потребителя, бремя доказывания возлагается на поставщика, однако на законодательном уровне необходимо предусмотреть возможность для поставщика защищать свои интересы, если он сам основывался в своих действиях на неправильной информации, за которую он не несет ответственность.
(iii) Правовые действия в отношении поставщиков товаров и услуг согласно правовому управлению каждой страны должны поручаться одному или нескольким специальным органам, но не должны ограничивать возможности организаций потребителей и физических лиц на осуществление своих собственных действий.
C. Право потребителей на информацию
(i) Приобретатель товаров и услуг имеет право на получение достаточной информации, включая идентификацию поставщиков, для того чтобы сделать рациональный выбор между конкурирующими товарами и услугами.
(ii) Приобретатель должен иметь право на любую информацию или предупреждение, необходимые ему для безопасного использования товара или услуги к его полному удовлетворению.
(iii) Необходимо предусмотреть специальные и обязательные регламенты в отношении мер и весов, качества, ингредиентов, даты выпуска и срока годности (пищевых продуктов, лекарственных средств и фотографической пленки), в отношении руководств по эксплуатации и уходу, условий договора, реальных тарифов или процентных ставок по кредитованию и (при необходимости или в соответствующих случаях) в отношении цены, в том числе цены на единицу измерения.
D. Право на обучение потребителей
1. (i) Школьники должны проходить соответствующую подготовку, чтобы в течение жизни они могли действовать как информированные потребители.
2. (ii) Технические средства обучения в области потребления также должны быть доступны взрослым.
E. Право на представительство и консультацию
(i) Правительства должны содействовать и признавать добровольные организации потребителей, а также консультировать их по вопросам, связанным с законодательными, регламентарными, административными положениями и консультативными услугами для потребителей; указанное признание должно подразумевать обязанность указанных организаций публиковать достоверную информацию и рекомендации.
(ii) Каждая страна в соответствии со своими собственными традициями должна учредить обладающий влиянием, независимый и эффективный орган, который будет представлять потребителей и торговые интересы, а также выдавать законодательным органам и правительствам рекомендации относительно всех аспектов, связанных с защитой потребителей, а также гарантировать, что на национальном и местном уровнях строго соблюдаются законодательные акты и регламенты о защите прав потребителей и что предоставляются соответствующая информация и консультативные услуги.
(iii) Государственные службы и службы общего пользования должны учитывать интересы и права потребителей, а также обеспечивать назначение представителей потребителей в свои органы правления в соответствующем количестве или создание комитетов потребителей для представления интересов перед органами правления.
(iv) Каждое правительство, непосредственно или через национальный орган по защите потребителей, должно проводить исследования, публиковать информацию о составе и эксплуатационных параметрах товара, о маркировке и использовании товаров, эффективности услуг, а также информацию по всем интересующим потребителей вопросам и при необходимости обеспечивать создание местных потребительских консультативных центров, в которых будет предоставляться информация, касающаяся услуг, предлагаемых местными продавцами.
(v) Обеспечение исполнения протекционистских законодательных актов и управление консультативными услугами должны быть возможны на местном уровне.
(vi) Ответственные объединения производителей и продавцов коллективно и на местном уровне должны иметь возможность разрабатывать свои собственные своды правил торговой практики, которые в соответствии с национальным законодательством должны содействовать установлению более высоких стандартов, они должны передаваться на одобрение национальным органам по защите потребителей, совместно с предложениями об объективном исполнении указанных сводов правил в сотрудничестве с потребителями. Органы должны обеспечить общественную поддержку одобренным сводам правил.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Хартия защиты прав потребителей (принята Резолюцией Парламентской Ассамблеи Совета Европы N 543 (1973) от 17 мая 1973 г.)
Переводчик - Новикова Е.В.
Текст хартии официально опубликован не был
Автор(ы): Парламентская Ассамблея Совета Европы
Источник - дебаты Ассамблеи от 17 мая 1973 г. (7-ое заседание) (см. Док 3280, отчет Комитета по экономическим вопросам и развитию). Текст принят Ассамблеей 17 мая 1973 г. (7-ое заседание).