Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающие повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, к страховой пенсии по инвалидности и к страховой пенсии по случаю потери кормильца на соответствующий районный коэффициент, установленный Правительством Российской Федерации, лицам, проживающим в районах Дальнего Востока, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Вступивший в силу с 01.01.2015 года Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняя принцип преемственности правового регулирования, предусматривает все ранее предоставлявшиеся льготы для лиц, проживающих и длительное время работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе и повышение фиксированной выплаты к страховым пенсиям (ранее - базовая часть трудовой пенсии) на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
При этом следует отметить, что формирование льготного пенсионного обеспечения граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, началось в середине прошлого века и с тех пор является традиционным для российского пенсионного законодательства.
На разных этапах для указанных лиц вводились преференции и льготы по снижению пенсионного возраста, по льготному исчислению трудового стажа, по применению повышенного соотношения заработков, по суммированию льгот, по введению особого порядка назначения социальных пенсий гражданам из числа малочисленных народов Севера и т.д.
Льгота по увеличению на районный коэффициент базовой части трудовой пенсии (в настоящее время - установление повышения к фиксированной выплате) впервые была введена Федеральным законом от 29.11.2003 N 154-ФЗ "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Идеология указанного Федерального закона была основана на том, что предоставляемая льгота является государственной компенсацией, установленной в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат, связанных с проживанием граждан именно в тяжелых природно-климатических условиях Севера.
Автор законопроекта предлагает расширить круг лиц, пользующихся правом на указанную льготу, за счет предоставления аналогичного права гражданам, проживающим в районах Дальнего Востока, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но в которых Правительством Российской Федерации установлены соответствующие районные коэффициенты к заработной плате, без конкретизации районов, проживание в которых будет давать право на повышение фиксированной выплаты, а также без учета того, для каких целей эти коэффициенты вводились.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" определено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, используются районные коэффициенты к заработной плате, введенные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти.
Поскольку Правительством Российской Федерации такой нормативный акт не утвержден, в отношении работающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжают применяться:
- Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029;
- Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 N 380/П-18, которым установлены размеры коэффициентов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для непроизводственных отраслей.
Оплата труда работников в местностях с особыми климатическими условиями Трудовым кодексом не урегулирована, районные коэффициенты в централизованном порядке не установлены.
В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в ряде районов (регионов, территорий), не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, районные коэффициенты устанавливались преимущественно с учетом необходимости решения задачи привлечения дополнительных трудовых ресурсов.
В связи с этим предоставлению дополнительных льгот лицам, проживающим в районах, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, должна предшествовать всесторонняя оценка степени дискомфортности условий труда и проживания в этих районах и местностях с использованием объективных критериев, позволяющих утверждать, что эти условия требуют аналогичного, как и в районах Крайнего Севера, возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан.
Кроме того, принятие новых обязательств в связи с установлением повышения фиксированной выплаты с учетом соответствующего районного коэффициента гражданам, проживающим в районах Дальнего Востока, повлечет за собой необходимость решения аналогичного вопроса в отношении других территорий, в которых также были установлены районные коэффициенты к заработной плате*(1).
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока предлагает автору доработать законопроект с учетом высказанных замечаний.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
_____________________________
*(1) Вологодская область, Архангельская область, Республика Дагестан, Астраханская область, Тюменская область, Челябинская область, Курганская область, Республика Удмуртия, Кировская область и т.д..
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.