Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу о мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) и сообщает.
Положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление) предусмотрена обязанность для заказчиков осуществлять закупки у субъектов МСП в размере не менее чем 18 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами МСП по результатам закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП, должен составлять не менее чем 10 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.
Кроме того, Постановлением предусмотрены следующие преференции для субъектов МСП:
установлен предельный срок заключения заказчиком договора с субъектом МСП - не более 20 рабочих дней со дня принятия заказчиком решения о заключении такого договора;
максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному с субъектом МСП, должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору (отдельному этапу договора);
предоставление удобного для субъекта МСП способа обеспечения заявки и исполнения договора (путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, путем предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным документацией о закупке);
установлен предельный размер обеспечения заявки - 2 процента начальной (максимальной) цены договора (цены лота);
установлен предельный размер обеспечения исполнения договора - 5 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота).
Также Постановлением предусмотрено создание заказчиком "программ партнерства" с субъектами МСП. В рамках указанных "программ партнерства" субъектам МСП может предоставляться авансирование в размере не менее 30 процентов суммы договора.
Дополнительно сообщаем, что в целях расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам заказчиков, увеличения доли закупок инновационных товаров, работ, услуг в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 287 создано акционерное общество (далее - АО).
АО осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере МСП в целях координации оказания субъектам МСП поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Дополнительно отмечаем, что Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) позволяет заказчику самостоятельно сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления сферы деятельности и при необходимости устанавливать дополнительные требования к участникам закупки.
Вместе с тем положения Закона N 223-ФЗ не содержат ограничений и запретов на обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг любым юридическим или физическим лицом.
Частью 9 статьи 3 Закона N 223-ФЗ предусмотрено право обжалования в судебном порядке действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Частью 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлены случаи обжалования в антимонопольный орган (ФАС России) действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
С учетом изложенного в случае усмотрения нарушений указанного законодательства Российской Федерации со стороны заказчиков полагаем целесообразным обратиться в компетентные контролирующие и надзорные органы.
Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 января 2017 г. N ОГ-Д28-783 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был