Определение Верховного Суда РФ от 25 октября 2017 г. N 304-ЭС17-15622
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н.,
изучив по материалам, приложенным к жалобам, кассационные жалобы ответчика - Департамента финансов Тюменской области и третьего лица - Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.11.2016 по делу N А70-52/2015, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.07.2017 по тому же делу, установил:
открытое акционерное общество "Свердловская пригородная компания" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Тюменской области в лице Главного управления строительства Тюменской области, Департамента финансов Тюменской области о взыскании 22 153 566 рублей 33 копеек в возмещение потерь в доходах (убытков) в период с 01.01.2011 по 31.12.2011, связанных с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области и общество с ограниченной ответственностью "Эконс-аудит".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.12.2015, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016, в удовлетворении иска отказано.
Дополнительным решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.01.2016 с ОАО "СПК" в пользу Тюменской области в лице ГУС и Департамента финансов взыскано 473 000 рублей расходов на оплату судебной экспертизы.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.07.2016 указанные судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.11.2016 (с учетом определений об исправлении опечаток и арифметических ошибок от 15.11.2016 и от 28.11.2016) иск удовлетворен в части взыскания с Тюменской области за счет казны Тюменской области в пользу ОАО "СПК" 8 375 950 рублей убытков.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 03.07.2017 названные судебные акты оставил без изменения.
Департамент финансов Тюменской области и Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области обратились в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационными жалобами на принятые по делу судебные акты в части удовлетворения иска, ссылаясь на существенные нарушения судами норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалоб, изученным по материалам, приложенным к ним, не установлено.
Как установлено судами, ОАО "СПК" является субъектом естественных монополий, осуществляющим деятельность в сфере услуг железнодорожных перевозок на территории Свердловской области, Тюменской области, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в Челябинской, Курганской, Оренбургской областях, в отношении него введено государственное регулирование и контроль.
В период с 01.01.2011 по 31.12.2011 ОАО "СПК" (перевозчик) осуществляло перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Тюменской области на условиях заключенного с Главным управлением строительства Тюменской области договора от 29.12.2010 N 1499 "О субсидировании общества "СПК", осуществляющего перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2011 год".
Предметом договора является возмещение перевозчику недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа в пригородном сообщении, а также перевозки граждан, в отношении которых осуществляется социальная поддержка путем возмещения расходов на оплату проезда на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении в соответствии с законодательством Тюменской области.
Постановлениями Правительства Тюменской области от 02.03.2010 N 55-п, от 31.03.2011 N 95-п "Об утверждении предельных максимальных тарифов и правил применения тарифов на услуги перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, оказываемые обществом "СПК" в Тюменской области" истцу утверждены регулируемые тарифы на перевозки пассажиров и багажа в пригородном железнодорожном сообщении, соответственно, на период с 01.01.2011 по 15.04.2011 и с 16.04.2011 по 31.12.2011.
Для компенсации перевозчику сложившихся затрат, связанных с перевозкой пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, сторонами заключено дополнительное соглашение N 2 к договору (зарегистрировано 30.12.2011), согласно которому сумма субсидии составила 98 288 560 рублей, которая перевозчиком получена.
Ссылаясь на недостаточность предусмотренного договором с учетом подписанных к нему дополнительных соглашений финансирования деятельности, осуществляемой с применением регулируемых цен, а также при перевозке льготных категорий населения, и возникновение в связи с этим у ОАО "СПК" недополученных доходов, последнее обратилось в суд за возмещением убытков в размере 22 153 566 рублей 33 копеек.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт неполучения перевозчиком доходов в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении и доказанность истцом экономической обоснованности и целесообразности произведенных расходов, непосредственно связанных с осуществлением регулируемой деятельности, суды признали требование подлежащим удовлетворению в сумме 8 375 950 рублей.
При вынесении судебных актов суды руководствовались положениями статей 15, 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", пунктами 1, 3, 4, 6 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950, пунктами 13, 15 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 28.09.2010 N 235-т/1, Законом Тюменской области от 10.11.2010 N 64 "Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов", Правилами предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта в целях возмещения недополученных доходов, возникших в результате оказания услуг по перевозкам пассажиров и багажа в пригородном сообщении, утвержденными постановлением Правительства Тюменской области от 07.07.2008 N 191-п.
Доводы, изложенные в жалобах, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалоб направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать Департаменту финансов Тюменской области и Департаменту тарифной и ценовой политики Тюменской области в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 25 октября 2017 г. N 304-ЭС17-15622 по делу N А70-52/2015
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3006/16
27.02.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-16536/16
15.11.2016 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-52/15
25.07.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3006/16
05.04.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1667/16
17.12.2015 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-52/15