1. Комиссия ФАС России признала необоснованным довод заявителя о том, что комиссия заказчика неправомерно присвоила низкую оценку в баллах заявке заявителя, а также высокую оценку заявке победителя конкурса по нестоимостному критерию "Качественные и функциональные характеристики объекта закупки".
Признавая указанный довод заявителя необоснованный комиссия ФАС России руководствовалось следующим.
Пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе устанавливает требования к содержанию конкурсной документации в части оценки, которая должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Критерии оценки определены в части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, которыми являются: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
Таким образом, законодатель определил тот необходимый объем информации, подлежащей включению в конкурсную документацию для целей оценки заявок на участие в конкурсе.
Между тем, в соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
Указанные нормы Закона о контрактной системе обязывают конкурсную комиссию осуществить оценку поступивших на конкурс заявок в строгом порядке и на основании критериев, установленных заказчиком в конкурсной документации. Отступление от данных правил влечет недействительность присвоение каждой заявке на участие в конкурсе порядковых номеров, и, как следствие, отмену результатов конкурса контрольным органом в сфере закупок.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что приведенные нормы права предусматривают не только последовательность действий конкурсной комиссии заказчика, но и требования к заказчику, которым устанавливается критерии, порядок оценки, позволяющие отобрать лучшее предложение.
Приведем следующие примеры:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, неправомерно присвоившей низкую оценку в баллах заявке Заявителя, а также высокую оценку заявке победителя Конкурса - ООО "***" по нестоимостному критерию "Качественные и функциональные характеристики объекта закупки".
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 31.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 14 732 411,50 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 4 участника закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 21.09.2017;
7) наименьшая цена, предложенная участниками закупок - ООО "***" 6 924 233, 41 рубля;
8) победителем Конкурса признано ООО "***" с предложением о цене контракта 8 357 599 рублей.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
Пунктом 50 информационной карты Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6, максимальное количество баллов 100;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики выполняемых работ (далее - Критерий N 1) - значимость критерия 40%, коэффициент значимости 0,4, максимальное количество баллов 100;
Критерий N 1 содержит, в том числе показатели "Предложение участника по оказанию услуг в части обследования существующих процедур в сфере безвизовых групповых поездок" (далее - Показатель N 1), значимость - 30 %, в рамках которого установлен следующий порядок оценки заявок:
"100 баллов за предоставление предложений по всем двум сведениям, представленным ниже:
1. Описание методологии оказания услуг по анализу существующих процедур на предмет наличия факторов, ограничивающих развитие процесса обеспечения безвизовых групповых туристических поездок;
2. Описание методологии оказания услуг по анализу уровня автоматизации процессов и механизмов обеспечения безвизовых групповых туристических поездок между Россией и Китайской Народной Республикой с предоставлением схематического отображения данных процессов.
50 баллов за предоставление предложения по одному любому сведению из двух, указанных выше;
0 баллов за отсутствие предложений в целом по всем сведениям показателя или их копирование из технического задания.
В случае, если участником конкурса в составе заявки будет представлено описание данного показателя, копирующее положения технического задания, то такое предложение будет считаться не представленным и оцениваться в 0 баллов.
Под описанием методологии оказания услуг понимается описание применяемых участником методов, технологий и подходов при оказании конкретного вида услуг. Информация по данному показателю предоставляется в соответствии с разделом 4.1.2.1, 4.1.2.2 Технического задания".
Также, Критерий N 1 содержит, в том числе показатель "Организационно-технические предложения в части разработки модели процессов и решений развития безвизовых групповых туристических поездок" (далее - Показатель N 1), значимость - 70 %, в рамках которого установлен следующий порядок оценки заявок:
"100 баллов за предоставление предложений по всем пяти сведениям, представленным ниже:
1. Описание методологии оказания услуг в части разработки модели процессов AS-IS ("как есть") с предоставлением схематического отображения данных процессов;
2. Описание методологии оказания услуг в части разработки модели процессов TO-BE ("как должно быть") с предоставлением схематического отображения данных процессов;
3. Описание методологии оказания услуг в части разработки предложений о переходе на электронный документооборот с предоставлением схематического отображения данных процессов;
4. Описание методологии оказания услуг по проработке процедур межведомственного взаимодействия участников обеспечения процессов безвизовых групповых туристических поездок;
5. Описание методологии оказания услуг по разработке основных технических требований, предъявляемых к функциональности информационной системы, которая позволит реализовать основные положения Концепции.
80 баллов за предоставление предложений по любым четырем сведениям из пяти, указанных выше; 60 баллов за предоставление предложений по любым трем сведениям из пяти, указанных выше; 40 баллов за предоставление предложений по любым двум сведениям из пяти, указанных выше; 20 баллов за предоставление предложения по одному любому сведению из пяти, указанных выше; 0 баллов за отсутствие предложений в целом по всем сведениям показателя или их копирование из технического задания.
В случае если участником конкурса в составе заявки будет представлено описание данного показателя, копирующее положения технического задания, то такое предложение будет считаться не представленным и оцениваться в 0 баллов.
Под описанием методологии оказания услуг понимается описание применяемых участником методов, технологий и подходов при оказании конкретного вида услуг. Информация по данному показателю предоставляется в соответствии с разделом 4.2.1, 4.3.2.1, 4.3.2.2, 4.3.2.3 Технического задания".
Согласно представленному представителем Заказчика протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 21.09.2017 N ПРО 1 (далее - Протокол рассмотрения заявок) заявке Заявителя по указанным показателям Критерия N 1 присвоен 71 балл (28.4 балла с учетом коэффициента значимости):
По Показателю N 1 - 50 баллов (15 баллов с учетом коэффициента значимости);
По Показателю N 2 - 80 баллов (56 баллов с учетом коэффициента значимости).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в составе заявки Заявителя в рамках порядка оценки по Показателю N 1 представлены сведения в отношении одного описания методологии оказания услуг из двух возможных, по Показателю N 2 отсутствуют сведения, в том числе в отношении описания методологии оказания услуг по проработке процедур межведомственного взаимодействия участников обеспечения процессов безвизовых групповых туристических поездок, а также отсутствует последовательность предложений, в связи с чем присвоено соответствующее количество баллов.
В отношении оценки сведений, представленных ООО "***", представитель Заказчика сообщил, что по Критерию N 1 указанным участником Конкурса представлены сведения в полном объеме для присвоения максимального количества 40 баллов, в частности, По показателю N 1 указаны сведения по всем пяти описаниям методологии оказания услуг, По показателю N 2 указаны два описания из возможных двух, а также описана последовательность предложений.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Единой комиссии не противоречат требованиям Конкурсной документации.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе прилагается предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара с размещением в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола.
Вместе с тем, согласно сведениям ЕИС к Протоколу рассмотрения заявок не приложены в полном объеме предложения участников Конкурса в отношении объекта закупки и не размещены в ЕИС.
Таким образом, действия Единой комиссии нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1.4, 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" необоснованной.
2. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 02.10.2017 по делу N К-1271/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
(см. решение Комиссии ФАС России от 02.10.2017 по делу N К-1271/17)
2. В другом примере Комиссия ФАС России, проверяя обоснованность доводов заявителя, пришла к выводу о том, что в конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации порядок оценки, который не позволяет выявить лучшее предложение участников закупки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Представитель Заказчика согласился с доводом Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 996 666,67 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 31.10.2017;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 03.11.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен порядок оценки, который не позволяет выявить лучшее предложение участников закупки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", а именно, участникам закупки для получения баллов по вышеуказанном критерию необходимо предоставить опыт по успешному выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (код ОКПД 2 - 72.19.12), которой не относится к предмету закупки.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе, на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с Приложением N 1 к Информационной карте Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников Конкурса:
1. Цена контракта - значимость критерия 20 %.
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 80% (далее - Критерий N 1).
В соответствии с Конкурсной документацией оценка заявок по Критерию N 1 осуществляется с учетом следующего показателя: "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
При этом под работами сопоставимого характера и объема понимаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (код ОКПД 2 - 72.19.12), на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, и выполненные в полном объеме.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что установленное определение опыта сопоставимого характера и объема в Критерии N 1, а именно научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (код ОКПД 2 - 72.19.12) является технической ошибкой. На основании чего Заказчиком 13.10.2017 внесены изменения в Конкурсную документацию, согласно которым под работами сопоставимого характера и объема понимаются "работы по разработке типовых отраслевых норм", которые относятся к предмету закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок в Конкурсной документации от 29.09.2017 нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение устранено Заказчиком самостоятельно путем внесения изменений в Конкурсную документацию.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ФГАОУ ВО "****" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчиком устранено выявленное нарушение путем внесения изменений в Конкурсную документацию, предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 17.10.2017 по делу N К-1350/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Комиссии ФАС России от 17.10.2017 по делу N К-1350/17)
3. ФАС России, отказывая заявителю в требованиях о признании аукционной комиссии заказчика нарушившей Закон о контрактной системе, признавала, что последняя приняла решение об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Действия аукционной комиссии заказчика с одной стороны строго урегулированы Законом о контрактной системе, в частности, частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, согласно которой аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлен запрет на отказ в допуске к участию в аукционе по иным основаниям.
С другой стороны, применительно аспектов конкретной закупки, положениями документации об аукционе.
Учитывая изложенное, аукционная комиссия обязана принять решение об отказе в допуске к участию в аукционе в случае признания заявки такого участника аукциона не соответствующей требованиям документации об аукционе.
Так, приведем конкретный пример.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 31.08.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 144 991,43 рубль;
4) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 25.09.2017;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта 3 360 607 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Аукционная комиссия приняла необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 21.09.2017 N ***-1 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером "6" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе по причине непредставления информации в отношении предложенных к поставке конвертов формата С5 крафт, а именно: в заявке участника закупки отсутствуют конкретные показатели соответствующие значениям, установленным пунктом 8 Технического задания по пункту 73 по характеристике "клеевое нанесение на клапане конверта: типа декстрин (смачиваемый или водорастворимый клей)".
Подпунктом 73 пункта 8 Технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование к поставляемым конвертам формата С5 крафт: клеевое нанесение на клапане: типа декстрин (смачиваемый или водорастворимый клей).
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявок, содержащейся в разделе 3 документации об Аукционе, при указании в Техническом задании одного или нескольких показателей, указывается один из вариантов, предложенных Заказчиком.
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что в пункте 73 заявки содержится: клеевое нанесение на клапане типа декстрин (смачиваемый или водорастворимый клей), что не соответствует требованиям подпункта 73 пункта 8 Технического задания документации об Аукционе.
Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
2. При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика было выявлено следующее нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, содержащейся в документации об Аукционе, в отношении технических характеристик следует руководствоваться следующими правилами:
1) если указано конкретное значение показателя, которое не может изменяться, то необходимо указать конкретное значение в том виде, в котором оно установлено заказчиком;
2) если указано конкретное значение показателя, при этом заказчик допускает указание одного из нескольких показателей, то указывается один из вариантов, предлагаемых заказчиком;
3) если указано конкретное значение, которое не должно быть меньше или больше значения, установленного заказчиком в Техническом задании, то необходимо указать одно конкретное значение, которое должно быть больше или равно значению, указанному заказчиком или меньше, либо равно ему;
4) если указано конкретное значение показателя, ограниченное минимальным и максимальным значениями, то необходимо указать одно конкретное значение в рамках установленного диапазона, которое должно быть больше или равно значению, указанному заказчиком при формулировке "не менее" и меньше, либо равно ему при формулировке "не более";
5) если указано диапазонное значение, которое должно полностью соответствовать диапазонному значению, установленному заказчиком, то указываются границы диапазона показателя товара.
В Техническом задании документации об Аукционе указаны в том числе следующие характеристики товаров, например: 1) в подпункте 40 пункта 8 Технического задания - "тип и размер используемых скоб: N 24/6, N 26/6"; 2) в подпункте 69 пункта 8 Технического задания - "тип и размер используемых скоб - N 23/6, 23/8, 23/10, 23/13, 23/15, 23/17, 23/20, 23/23".
Изучив положения документации об Аукционе, не представляется возможным определить правильное указание характеристик в отношении подпунктов 40, 69 пункта 8 Технического задания.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты проведения закупки, так как на указанном основании заявки не отклонялись.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что нарушение не повлияло на результаты проведения закупки, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 02.10.2017 N К-1274/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Комиссии ФАС России от 02.10.2017 по делу N К-1274/17)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по закупкам, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Рассмотрены вопросы об оценке по нестоимостному критерию "Качественные и функциональные характеристики объекта закупки"; об установлении в документации о закупке правил оценки заявок.
Проанализирована законность принятия решений об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе, в т. ч. по причине неверного формирования заявки, непредоставления необходимой информации.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Семеновым Р.В.