Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.А. Антипова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения вышестоящими судами, гражданину А.А. Антипову было отказано в удовлетворении исковых требований, связанных с признанием права на получение государственного жилищного сертификата в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы и на жилищные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения). Как указали суды, необходимым условием для получения указанных жилищных гарантий является постановка граждан до 1 января 2005 года на учет нуждающихся в жилье в специальной (льготной) очереди, которая ведется в органе местного самоуправления для определенной категории военнослужащих и приравненных к ним лиц, в то время как А.А. Антипов был признан нуждающимся в жилье в органе местного самоуправления в 2004 году на общих основаниях и был поставлен в общую очередь. Также суды отметили, что А.А. Антипов в 2004 году не имел необходимых правовых оснований для постановки на жилищный учет в специальной очереди для военнослужащих и приравненных к ним лиц (у него не было необходимого стажа военной службы) и не обращался в период службы в уполномоченные органы в целях постановки на такой учет.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.А. Антипов оспаривает конституционность статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 2014 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", которая изменила первоначальную редакцию абзаца первого статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", устанавливавшую условия для предоставления жилищных гарантий определенному кругу лиц, в том числе предусматривавшую такое условие, как постановка на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года. Согласно измененной (действующей) редакции этой нормы для получения жилищных гарантий требуется принятие граждан на указанный учет в органе местного самоуправления до 1 января 2005 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 40 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку - в силу неопределенности своего содержания - препятствует признанию за гражданами, уволенными с военной службы, со службы из органов внутренних дел или Государственной противопожарной службы и поставленными на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года на общих основаниях, права на получение жилищных гарантий на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые были поставлены в органе местного самоуправления до 1 января 2005 года на специальный жилищный учет в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Как первоначальная, так и действующая редакции Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривают предоставление военнослужащим, имеющим необходимый стаж военной службы и соответствующие основания для увольнения, жилищных гарантий за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
К числу таких нормативных правовых актов относятся Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054), которые направлены на совершенствование порядка учета военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства. Указанные Правила, как следует из их содержания (пункты 1, 6 и 8), предусматривают единый порядок постановки на жилищный учет в органах местного самоуправления военнослужащих и приравненных к ним лиц, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более и соответствующие основания для увольнения, в целях последующего предоставления жилья за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" был расширен перечень жилищных гарантий, предоставляемых гражданам, уволенным с военной службы по определенным основаниям и имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при условии принятия их до 1 января 2005 года органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Следовательно, оспариваемая норма, уточняющая указанное основание для получения жилищных гарантий исходя из их предназначения, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя, который по состоянию на 1 января 2005 года такого основания не имел и, как указали суды, не обращался в уполномоченные органы в период службы (в том числе достигнув 10-летнего срока службы) за постановкой на специальный жилищный учет для военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Антипова Андрея Алексеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 1948-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Антипова Андрея Алексеевича на нарушение его конституционных прав статьей 2 Федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)