Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 октября 2017 г. N 03-07-08/70335
Вопрос: АО (до реорганизации от 07.04.2015 - ФГУП) просит дать разъяснения по следующей проблеме, которая периодически возникает у предприятия при уплате НДС при оформлении товаров в таможенном отношении.
10.02.2014 ФГУП заключило контракт (далее - контракт) с АО СП (Молдова) на выполнение работы.
Согласно контракту стоимость разработки технических требований, конструкторской документации и программного обеспечения товара составляла 3 150 000 рублей, включая НДС (этапы 1-2 и 4-5 ведомости исполнения к контракту). Стоимость непосредственно товара - образцы ячейки спецвычислителя - составляет 400 000 рублей. Общая стоимость контракта составила 3 900 000 рублей, включая НДС.
Работы пo этапам 1-2 и 4-5 ведомости исполнения к контракту окончены в 2014 году, до ввоза на территорию РФ товара и в соответствии с условиями контракта оплачены контрагенту. ФГУП осуществляло деятельность на территории РФ и в соответствии с пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ является налоговым агентом АО СП на территории РФ. В 2014 году, до ввоза и оформления товара, на основании пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, НДС в размере 18% от суммы контракта (этапы 1-2, 4-5) в размере 533 898,31, был перечислен в бюджет РФ по декларации на товар (далее - ДТ).
При этом отдельно конструкторская документация и программное обеспечение на территорию РФ из Молдавии в 2014 году не ввозились, т.к. программное обеспечение устанавливается непосредственно в приборы. Образцы ячейки спецвычислителя, программное обеспечение к ним и конструкторская документация фактически являются одним товаром, и не могут использоваться по отдельности. Отдельно от товара никакие услуги и работы не приобретались, и реализация на территории РФ услуг, работ и программного обеспечения не производилась.
В данном случае целью разбивки предмета договора на этапы (разработка технических требований, программного обеспечения, конструкторской документации и поставок) являлось установление поэтапной оплаты. Разработка технических требований, программного обеспечения и конструкторской документации являлись предварительными этапами, необходимыми для изготовления образцов ячейки спецвычислителя, которые и являлись главной целью поставки. Отдельно взятые технические требования, программное обеспечение и конструкторская документация не имеют для АО материальной ценности и не могут быть использованы отдельно от товара. Обращаем внимание, что акты приемки выполненных работ составлялись в целях перечисления денежных средств, в соответствии с открытым паспортом сделки.
15.12.2014 в адрес ФГУП по указанному выше контракту поступил товар - 2 технологических образца ячейки спецвычислителя из АО СП.
В этот же день в таможню подана ДТ, в которой в гp. 12 указано, что таможенная стоимость приборов составляет 400000 рублей (на основании экспортной декларации и инвойса, и что соответствовало этапу 3 ведомости исполнения к контракту). Соответственно при таможенном оформлении НДС в размере 18% был уплачен с суммы 400000 рублей. При этом декларант ООО вместе с ДТ представил в таможню все необходимые документы, в том числе свидетельствующие, что НДС со стоимости разработки конструкторской документации и программного обеспечения этих приборов уплачен в полном объеме в бюджет государства до ввоза товаров, т.е. в 2014-2015 годах.
Таким образом, НДС с выполненных работ и с ввезенного товара перечислен в бюджет государства в два этапа в полном объеме еще до подачи ДТ (533 898,31 рублей + 72000 рублей).
Все документы, свидетельствующие об уплате НДС со стоимости всего контракта были представлены в таможню. Однако, по результатам таможенного контроля таможней было принято решение о корректировке таможенной стоимости ввезенного товара от 01.11.2016 на стоимость, разработки технических требований, конструкторской документации и программного обеспечения и фактически повторной уплате НДС на сумму 533 898,31 рубль.
На основании данного решения таможни, АО повторно в 2016 году перечислило в бюджет НДС со стоимости разработки технических требований, конструкторской документации и программного обеспечения в размере 533 898,31 рублей.
В связи с изложенным, просим разъяснить, должно ли АО дважды платить НДС со стоимости разработки технических требований, конструкторской документации и программного обеспечения оборудования:
- первый раз при оплате разработки технических требований, конструкторской документации и программного обеспечения оборудования;
- второй раз при непосредственном ввозе товара на Таможенную территорию Таможенного Союза.
Ответ: В связи с письмом Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15 июня 2012 г. N 82н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщается, что на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях применения налога на добавленную стоимость место реализации услуг по разработке технических требований, конструкторской документации и программного обеспечения определяется по месту деятельности покупателя услуг.
Таким образом, если покупателем указанных услуг является российская организация, местом их реализации является территория Российской Федерации и такой покупатель должен уплатить налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента.
Вместе с тем, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается ввоз товаров на территорию Российской Федерации. В связи с этим взимание налога на добавленную стоимость при ввозе товаров, при производстве которых на территории иностранного государства использовались вышеуказанные услуги, является правомерным.
При этом таможенная стоимость ввозимых товаров должна определяться декларантом либо таможенным представителем по правилам, установленным Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза от 25 января 2008 года, исходя из обстоятельств и условий внешнеэкономической сделки, а также наличия у декларанта документов, подтверждающих сведения, относящиеся к ее определению.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.