Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 октября 2017 г. N 03-04-06/68181
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о выполнении организацией, действующей в качестве депозитария и брокера, обязанностей налогового агента по налогу на доходы физических лиц в отношении купонного дохода по облигациям российского эмитента и в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Абзацем пятым пункта 7 статьи 226.1 Кодекса предусмотрено, что исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица в порядке, установленном главой 23 Кодекса.
Под выплатой денежных средств в целях статьи 226.1 Кодекса понимается выплата налоговым агентом наличных денежных средств налогоплательщику или третьему лицу по требованию налогоплательщика, а также перечисление денежных средств на банковский счёт налогоплательщика или на счёт третьего лица по требованию налогоплательщика,
В случае если организация, действуя в качестве депозитария, перечисляет полученный клиентом от эмитента доход в виде купона по облигациям на текущий счёт налогоплательщика без зачисления на брокерские счета, у налогового агента - депозитария возникает обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить исчисленную сумму налога в соответствующий бюджет.
В случае, если организация, действуя в качестве депозитария и брокера, перечисляет полученный клиентом от эмитента доход на вышеуказанные брокерские счета, находящиеся в распоряжении брокера, обязанности налогового агента возникают у организации в качестве брокера.
В соответствии с пунктом 10 статьи 226.1 Кодекса налоговый агент обязан удерживать исчисленную сумму налога из рублёвых денежных средств налогоплательщика, находящихся в распоряжении налогового агента на брокерских счетах, специальных брокерских счетах, специальных клиентских счетах, специальных депозитарных счетах, номинальных счетах форекс-дилера или на банковских счетах налогового агента - доверительного управляющего, используемых указанным управляющим для обособленного хранения денежных средств учредителей управления, исходя из остатка рублёвых денежных средств клиента на соответствующих счетах, сформировавшегося на дату удержания налога.
Удержание сумм налога из денежных средств налогоплательщика в иностранной валюте, равно как и принудительная конвертация денежных средств в иностранной валюте в рубли, статьёй 226.1 Кодекса не предусмотрены.
Таким образом при выплате налогоплательщику денежных средств в иностранной валюте на банковский счёт налогоплательщика удержание исчисленной суммы налога производится так же как и при выплате в рублях за счёт остатков рублёвых денежных средств налогоплательщика, находящихся в распоряжении налогового агента.
При невозможности удержать исчисленную сумму налога вследствие отсутствия рублёвых денежных средств на соответствующих счетах налогоплательщика, находящихся в распоряжении налогового агента, налоговый агент в соответствии с пунктом 14 статьи 226.1 Кодекса определяет возможность удержания суммы налога до наступления наиболее ранней даты из следующих дат:
одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором налоговый агент не смог полностью удержать исчисленную сумму налога;
даты прекращения действия последнего договора, заключённого между налогоплательщиком и налоговым агентом, при наличии которого налоговый агент осуществлял исчисление налога.
Уплата налога в этом случае производится налогоплательщиком самостоятельно в соответствии со статьёй 228 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.