Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 октября 2017 г. N 03-04-06/68909
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о порядке обложения налогом на доходы физических лиц процентного дохода (купона) по облигациям иностранных эмитентов и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Из письма следует, что коммерческий банк заключает с физическими лицами договоры на брокерское обслуживание и депозитарные договоры. В рамках договоров на брокерское обслуживание коммерческий банк совершает сделки с облигациями, выпущенными иностранными государствами.
Доходы по облигациям в виде купона, полученного oт эмитента в период нахождения облигаций в собственности клиента и при погашении номинальной стоимости облигаций по указанию клиента выплачиваются на текущий счёт клиента, открытый в коммерческом банке (депозитарии), без зачисления на брокерский счёт клиента в указанном банке.
Исходя из положений подпунктов 5-7 пункт 2 статьи 226.1 Кодекса депозитарий не признается налоговым агентом в отношении выплат налогоплательщику дохода по ценным бумагам, выпущенным иностранными государствами и иностранными организациями.
Вместе с тем, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами, при осуществлении выплат по ценным бумагам в целях данной статьи, а также статьей 214.1, 214.3 и 214.4 Кодекса признается, в частности, брокер, осуществляющий в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами на основании договора на брокерское обслуживание с налогоплательщиком.
Абзацем пятым пункта 7 статьи 226.1 Кодекса предусмотрено, что исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица в порядке, установленном данной главой Кодекса.
При этом пунктом 10 статьи 226.1 Кодекса предусмотрено, что налоговый агент обязан удерживать исчисленную сумму налога из рублёвых денежных средств налогоплательщика, находящихся в распоряжении налогового агента, в частности, на брокерских счетах, специальных брокерских счетах, исходя из остатка рублёвых денежных средств клиента на соответствующих счетах, сформировавшегося на дату удержания налога.
Под выплатой денежных средств в целях указанной статьи понимается выплата налоговым агентом наличных денежных средств налогоплательщику или третьему лицу по требованию налогоплательщика, а также перечисление денежных средств на банковский счёт налогоплательщика или на счёт третьего лица по требованию налогоплательщика.
В случае, если коммерческий банк, действуя в качестве депозитария и брокера, перечисляет полученный клиентом от эмитента доход на вышеуказанные брокерские счета, находящиеся в распоряжении брокера, обязанности налогового агента возникают у коммерческого банка в качестве брокера.
Если же коммерческий банк, действуя в качестве депозитария, перечисляет по указанию клиента полученный доход минуя брокерские счета непосредственно на текущий cчёт клиента в банке обязанности удержания сумм налога на доходы физических лиц у коммерческого банка не возникает.
В этом случае в соответствии со статьёй 228 Кодекса обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц возлагается на налогоплательщика.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.