Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 октября 2017 г. N К-1270/17
"По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Бизнес-Премиум" (далее - Заявитель) на действия Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком запроса предложений на право заключения государственного контракта на поставку оборудования для организации питания работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100014117000102) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно установлены требования к техническим характеристикам товара, которые не позволяют определить объект закупки, а именно пункты 1, 2, 6, 12, 13, 14, 15, 17, 27 части 9 "Описание объекта закупки" документации о Запросе предложений.
2. Заказчиком неправомерно объединены в один лот поставка оборудования и "работы по разработке схем расположения оборудования и согласования этих схем с Заказчиком".
3. Заказчиком неправомерно установлены излишние требования к товарам, а именно требования о предоставлении конкретных показателей и товарного знака предлагаемого к поставке товара.
4. Пункт 111 "Упаковщик вакуумный камерный" части 9 "Описание объекта закупки" документации о Запросе предложений содержит противоречивые требования к указанному товару.
5. Пункт 114 "Хлеборезка" части 9 "Описание объекта закупки" документации о Запросе предложений содержит ненадлежащие требования к указанному товару.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 02.10.2017 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы заседание Комиссии перенесено на 03.10.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о Запросе предложений размещено в ЕИС - 22.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 16 879 203,21 рубля;
4) на участие в Запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Запросе предложений допущено 2 участника закупки;
6) победителем Запроса предложений признано ООО "Унитех Трейд" с минимальным предложением о цене контракта 16 551 636,13 рублей.
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к техническим характеристикам товара, которые не позволяют определить объект закупки, а именно пункты 1, 2, 6, 12, 13, 14, 15, 17, 27 части 9 "Описание объекта закупки" документации о Запросе предложений. Так, по мнению Заявителя, Заказчиком в части 9 "Описание объекта закупки" документации о Запросе предложений не указаны следующие существенные технические требования к товарам:
- в пункте 1 "Ванна моечная", пункте 2 "Ванная моечная с душирующим устройством и смесителем" не указаны существенные технические характеристики, определенные значения оборудования;
- в пункте 6 "Витрина холодильная тип 3" не указаны существенные технические характеристики, например, мощность, энергопотребление, режим управления;
- в пункте 12 "Зонт вытяжной пристенный тип 12", пункте 13 "Зонт вытяжной пристенный тип 2", пункте 14 "Зонт вытяжной центральный тип 1", пункте 15 "Зонт вытяжной центральный тип 2" не указаны существенные характеристики, например, количество фильтров, сопротивление фильтров при расходе воздуха, наличие и количество патрубков, мощность, энергопотребление, режим управления, наличие подсветки;
- в пункте 17 "Камера холодильная тип 1" не указаны существенные технические характеристики, например, полезный объем, внутренний объем, охлаждаемая площадь полок, температура полезного объема, потребление электроэнергии за сутки, размеры проема витрины в плоскости линии загрузки;
- в пункте 27 "Котел электрический" не указаны существенные технические характеристики, например, тип перемешивающего устройства, мощность мотор-редуктора, количество оборотов вала на выходе, рабочее давление в паровой рубашке, объем заливной рубашки, диаметр сливного фланца, максимальная рабочая температура на воде и на масле, продолжительность разогрева на воде и на масле.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно положениям части 9 "Описание объекта закупки" документации о Запросе предложений Заказчиком установлены, в том числе, например, следующие требования к товарам:
- пункт 1 "Ванна моечная": "Ванна четырехсекционная предназначена для использования на предприятиях общественного питания для мытья кухонного инвентаря. Ванна должна состоять из 4-х цельных ёмкости мойки и каркаса. Ванна и каркас должны быть выполнены из высококачественной нержавеющей стали, сертифицированной для использования в пищевой промышленности толщиной 0,8-2мм по ГОСТ 5632-2014 или по другим техническим документам с показателями качества не ниже указанных или AISI 304 или AISI 430 и должна иметь подогнутую кромку, что должно предотвращать травмирование рабочего персонала. Сварные швы (при наличии) и кромки должны быть подвергнуты тщательной зачистке. Поверхность должна быть чистой, блестящей или матовой. На поверхности не допускаются вмятины, трещины, царапины, заусенцы, забоины, плены, пузыри, гофры, острые кромки, расслоения, посторонние включения, волнистость, раковины. Габариты 1 моечного гнезда не должны быть менее 240х300х150 мм, Общие габариты изделия не менее 1450х600х850 мм, но не более 1500х630х850 мм";
- пункт 6 "Витрина холодильная тип 2": "С LED подсветкой, 3 стеклянные полки, охлаждаемая площадь не менее 1,32 , температурный режим +2/+4°С, фронтальная панель под дерево. Внешние габариты не менее 880х750х1300 и не более 900х800х1300 мм";
- пункт 12 "Зонт вытяжной пристенный тип 1": "Зонт вентиляционный должен быть предназначен для организации очистки воздуха на кухне от жира, масла, дыма и водяного пара. Конструкция должна быть разборная. должна быть выполнена из нержавеющей стали, по ГОСТ 5632-2014 или по другим техническим документам с показателями качества не ниже указанных или AISI 304 или AISI 430. На поверхности зонта не допускаются вмятины, трещины, царапины, заусенцы, забоины, плены, пузыри, гофры, острые кромки, расслоения, посторонние включения, волнистость, раковины. Сварные и паяные соединения - при наличии должны, быть прочными, без наплывов, прожогов, зазоров, трещин, пузырей. Поверхность должна быть чистой, блестящей или матовой. Зонт вентиляционный с креплением к стене. Габаритные размеры не менее 1100х1200х350 мм и не более 1200х1200х400 мм. Зонт должен состоять не менее, чем из двух основных частей: короба и лабиринтных фильтров. Лабиринтные фильтры в жиросборник могут устанавливаться без использования инструмента, что облегчает санитарную обработку данных элементов зонта. При попадании разогретого воздуха в зонт вентиляционный, насыщенные парами масла должны всасывается в зонт, при прохождении сквозь фильтр они ударяются о стенки фильтра, имеющего лабиринтную систему, вследствие температурного перепада масло конденсируется и отделяется от воздуха - в дальнейшем масло должно стекать в жиросборник";
- пункт 17 "Камера холодильная тип 1": "Холодильная камера должна быть предназначена для охлаждения и хранения большого объема продукции. Холодильная камера для хранения должна соответствовать ГОСТ 23833-95 или другим техническим документам с показателями качества не ниже указанных. Камера должна состоять из панелей, которые соединены между собой. Тип соединения должен быть "шип в паз". Толщина панелей должна быть в пределах 80-100 мм. Оборудование должно выполняться сборным из отдельных элементов, обеспечивающих возможность сборки и разборки оборудования и его холодильной машины на месте монтажа. Конструкция теплоизолированного корпуса (при наличии) оборудования должна обеспечивать стабильность теплоизолирующих свойств в процессе его эксплуатации. Дверь камеры должна быть снабжена уплотнителем с запором-защелкой или уплотнителем с магнитной вставкой, а также замком. Запор с защелкой и замок могут быть конструктивно объединены. Двери оборудования не должны открываться самопроизвольно. Уплотнитель дверей оборудования в закрытом состоянии должен плотно прилегать к проему по всему периметру и быть изготовлен из материала, характеристики которого соответствуют условиям эксплуатации. Если двери оборудования оснащены механическим запорным устройством, то они должны иметь ограничитель или какие-либо другие средства, предотвращающие чрезмерную деформацию уплотнителя. При наличии термоуказателя оборудования, показывающего температуру полезного объема, он должен размещаться в месте, удобном для наблюдения обслуживающим персоналом без открытия дверей. Применение ртутных термометров не допускается. Запах во внутреннем объеме оборудования не должен превышать двух баллов в соответствии с инструкцией Минздрава. Все соединения и швы внутри полезного объема должны быть выполнены таким образом, чтобы исключалась возможность скапливания портящихся веществ и обеспечивалось легкое удаление остатков этих веществ. Объем камеры должны быть не менее 9 м3. Габаритные размеры не менее 2260х2260х2200 мм и не более 2560х2560х2200 мм";
- пункт 27 "Котел электрический": "Котел пищеварочный должен быть с пароводяной рубашкой на электрическом обогреве с герметичной крышкой. Котел пищеварочный должен подходить для приготовления супов, бульонов, крема, соусов, мусса, каши и других продуктов питания. Объем котла не менее 150 л. Габаритные размеры не менее 1350х830х850 мм и не более 1360х850х1000 мм. Потребляемая мощность не менее 18 кВт. Котел должен быть изготовлен для работы от сети переменного тока частотой не менее 50 Гц: трехфазного или однофазного на номинальное напряжение не более 400 В. Котел должен иметь круглый пищеварочный сосуд. Изделия должны иметь опорные устройства. Конструкция изделий должна обеспечивать возможность транспортирования в заданных условиях без нарушения работоспособности. Изделия должны быть прочными и устойчивыми при воздействии на них механических нагрузок: вибрации, одиночных ударов, линейных нагрузок. Покрытия (при наличии) должны обеспечивать коррозионную стойкость и декоративный вид изделия при хранении и эксплуатации. Сварные швы (при наличии) не должны иметь дефектов в виде трещин, прожогов, непроваров и свищей. Сварные швы в конструктивных элементах изделий, имеющих контакт с пищевыми средами, должны располагаться в удобных местах для обработки их поверхностей до шероховатости, соответствующей классу чистоты основного металла, без нарушения прочности и герметичности шва. Все вращающиеся детали и сборочные единицы должны проворачиваться в своих опорах без заеданий. Обработанные рабочие поверхности деталей и сборочных единиц не должны иметь заусенцев, задиров, забоин, вмятин и других механических повреждений. В конструкции вертикальных сосудов и аппаратов, установка которых в проектное положение предполагается методом поворота без отрыва от земли, должно быть предусмотрено опорно-поворотное устройство. Теплоизоляция должна быть огнестойкой, устойчивой к влаге и механическим воздействиям".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к товарам, указанным в части 9 "Описание объекта закупки" документации о Запросе предложений, установлены в соответствии с потребностью Заказчика и включают в себя все технические характеристики, имеющие существенное значение для Заказчика. Кроме того, описание объекта закупки осуществлялось, в том числе, через функциональные и эксплуатационные характеристики товаров, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к техническим характеристикам товара, которые не позволяют определить объект закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот поставка оборудования и "работы по разработке схем расположения оборудования и согласования этих схем с Заказчиком", поскольку разработка схемы расположения оборудования и дальнейшее согласование требует дополнительных кадровых, финансовых ресурсов, а также дополнительное время на разработку и согласование такой схемы.
В соответствии с пунктом 6 "Требования к поставке товара" части 9 "Описание объекта закупки" документации о Запросе предложений поставка включает в себя комплекс работ, в том числе, "разработку схем расположения оборудования и согласование этих схем с заказчиком".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что объект закупки описан в соответствии с потребностью Заказчика и требованиями Закона о контрактной системе, при этом, при поставке товара, необходимо установить закупаемое оборудование согласно имеющимся схемам расположения.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот поставка оборудования и "работы по разработке схем расположения оборудования и согласования этих схем с Заказчиком".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены излишние требования к товарам, а именно требования о предоставлении конкретных показателей и товарного знака предлагаемого к поставке товара.
Согласно части 9 "Описание объекта закупки" документации о Запросе предложений "Оборудование для столовой (далее - Товар) должны соответствовать всем требованиям, указанным в настоящем описании объекта закупки. Заявка Участника в обязательном порядке должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным настоящим описанием объекта закупки, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования об указании участниками закупки конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным в части 9 "Описание объекта закупки" документации о Запросе предложений, и товарного знака (при его наличии) предлагаемого для поставки товара не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком неправомерно установлены излишние требования к товарам, а именно требования о предоставлении конкретных показателей и товарного знака предлагаемого к поставке товара.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, пункт 111 "Упаковщик вакуумный камерный" части 9 "Описание объекта закупки" документации о Запросе предложений содержит противоречивые требования к указанному товару, а именно, габариты по ширине "Упаковщик вакуумный камерный" превышают максимальную ширину пакетов, требуемых Заказчиком.
Согласно пункту 111 части 9 "Описание объекта закупки" документации о Запросе предложений Заказчиком установлены следующие требования к товару "Упаковщик вакуумный камерный": "Камерный, макс. ширина пакетов 400 мм, помпа 20 m3/h, Габариты не более 540x600x440".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к товару "Упаковщик вакуумный камерный", указанные в пункте 111 части 9 "Описание объекта закупки" документации о Запросе предложений, установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком установлены противоречивые требования в пункте 111 части 9 "Описание объекта закупки" документации о Запросе предложений.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, в пункте 114 "Хлеборезка" части 9 "Описание объекта закупки" документации о Запросе предложений содержит ненадлежащие требования к указанному товару, а именно, Заказчиком требуется соответствие товара показателю "для белого хлеба и хлеба с 30% содержанием ржи".
Согласно пункту 114 части 9 "Описание объекта закупки" документации о Запросе предложений Заказчиком установлены следующие требования к товару "Хлеборезка": "для белого хлеба и хлеба с 30% содержанием ржи, с фронтальной загрузкой, полуавтоматическая, maх длина батона 420 мм, mах высота батона 165 мм, расстояние между лезвиями 12 мм. Габаритные размеры не менее 800х650х800 мм и не более 900х700х850 мм".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к товару "Хлеборезка", указанные в пункте 114 части 9 "Описание объекта закупки" документации о Запросе предложений, установлены в соответствии с потребностью Заказчика и включают в себя все технические характеристики, имеющие существенное значение для Заказчика. Кроме того, описание объекта закупки осуществлялось, в том числе, через функциональные и эксплуатационные характеристики товаров, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком в пункте 114 "Хлеборезка" части 9 "Описание объекта закупки" документации о Запросе предложений содержит ненадлежащие требования к указанному товару.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. При проведении внеплановой проверки, Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать информацию, предусмотренную пунктами 1 - 5, 7 (в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе) и 8 (если установление требований обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе) статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимся в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению, размещенному в ЕИС от 17.08.2017, Заказчиком проведен электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку оборудования для организации питания работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации (номер извещения в единой ЕИС 01731000141170001027), который признан несостоявшимся по основаниям части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6.1 Проекта государственного контракта документации о Запросе предложений "если при проведении запроса предложений начальная (максимальная) цена контракта снижена на двадцать пять и более процентов, Контракт заключается только после предоставления участником запроса предложений обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения Контракта, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника".
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 879 203,21 рубля, то есть более 15 миллионов рублей, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком установлены ненадлежащим образом антидемпинговые меры, а именно, возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов, что не соответствует положениям, установленным в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащим образом в Проекте государственного контракта документации о Запросе предложений антидемпинговые меры, нарушают пункт 1 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результат проведения закупки, поскольку снижение цены контракта, предложенное победителем закупки, менее двадцати пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.
7. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчики устанавливают единые требования к участником закупки, в том числе, требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
При этом в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать декларацию о соответствии участника такой закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать требования к содержанию, в том числе, составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений.
Подпунктом "и" пункта 34 Части 1 "Общие сведения" документации о Запросе предложений установлено следующее требование: "заявка на участие в запросе предложений должна содержать следующую информацию и документы: и) декларацию о соответствии участника запроса предложений требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении декларации участником Запроса предложений о том, что такой участник не является офшорной компанией, поскольку законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено декларирование соответствия участника закупки пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к составу заявок на участие в Запросе предложений, нарушают пункт 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результат проведения закупки, поскольку ни один участник не был отклонен по указанному основанию.
8. Согласно пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 11 статьи 83 Закона о контрактной системе все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую единственную заявку.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе Для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 32 Закона о контрактной системе при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 статьи 32 Закона о контрактной системе величины значимости критериев.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, указанные Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 64 Части 1 "Общие сведения" документации о Запросе предложений Заказчиком установлен следующий порядок оценки:
- "Критерий, характеризующийся как стоимостное критерии оценки" (далее - Критерий N 1): показатель "Цена контракта"
(далее - Показатель N 1.1), значимость критерия 70%, коэффициент значимости 0,7;
- "Критерий, характеризующийся как нестоимостные критерии оценки" (далее - Критерий N 2): "Квалификация и опыт участников закупки", значимость критерия 30%, коэффициент значимости 0,3.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены критерии оценки в соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
В рамках Критерия N 2 в пункте 66 Части 1 "Общие сведения" документации о Запросе предложений Заказчиком установлены следующие показатели, подлежащие оценке:
- "Наличие у представителей ИТС (инженерно-техническая служба) удостоверений о допуске к работам в электроустановках до 1000 В. Оценка осуществляется на основании предоставления копий удостоверений и журналов, заверенных руководителем организации" (далее - Показатель N 2.1).
- "Наличие у представителей ИТС (инженерно-техническая служба) удостоверения о допуске к работам в теплоэнерго установках. Оценка осуществляется на основании предоставления копий удостоверений и журналов, заверенных руководителем организации" (далее - Показатель N 2.2).
- "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера с государственными и муниципальными заказчиками (копии соответствующих государственных контрактов (договоров), заключенных и надлежаще исполненных участником закупки в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в настоящем запросе предложений, со всеми приложениями и дополнениями к ним, копии актов выполненных работ по данным контрактам (договорам)). Данные копии должны быть отражены в реестре по форме указанной в данном разделе" (далее - Показатель N 2.3).
В рамках Показателя N 2.1 "участнику, предоставившему комплект документов для сотрудников в количестве 1 до 5 человек (включительно) присваивается - 1 балл; в количестве от 6 до 10 человек (включительно) - 2 балла; в количестве от 11 до 20 человек (включительно) - 3 балла; в количестве свыше 20 человек - 10 баллов".
В рамках Показателя N 2.2 "участнику, предоставившему комплект документов для сотрудников в количестве 1-го человека присваивается - 1 балл; в количестве 2-х человек - 2 балла; в количестве 3-х человек - 3 балла; в количестве свыше 3 человек - 10 баллов".
В рамках Показателя N 2.3 "Участнику, предоставившему комплект документов на сумму: от 0 до 1 млн. (включительно) присваивается 1 балл; на сумму: от 1 до 5 млн. (включительно) - 2 балла; на сумму: от 6 до 15 млн. (включительно) - 3 балла; на сумму: свыше 20 млн. - 10 баллов".
Кроме того, Заказчиком установлено, что "предельно необходимое максимальное количественное значение по критерию "квалификация и опыт участника закупки" составляет 30 баллов".
"Итоговый рейтинг заявки по критерию оценки "Квалификация и опыт участника закупки" (ЦБx) определяется по формуле:
ЦБx = ЦБx1+ ЦБx2 + ЦБx3,
где:
ЦБx - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
ЦБx1 - количество баллов, полученное участником закупки, по Показателю N 2.1 "Наличие у представителей ИТС (инженерно-техническая служба) удостоверения о допуске к работам в электроустановках до 1000 В"
ЦБx2 - количество баллов, полученное участником закупки, по Показателю N 2.2 "Наличие у представителей ИТС (инженерно-техническая служба) удостоверения о допуске к работам в теплоэнерго установках"
ЦБx3 - количество баллов, полученное участником закупки, по Показателю N 2.3 "Общая сумма государственных контрактов на выполнение аналогичных работ за последние три года"
Максимальный суммарный бал оценки "Квалификация и опыт участника закупки" (ЦБx) составляет: 30 баллов, где
0,30 - коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок по Показателям N 2.1, 2.2 установлен в документации о Запросе предложений ненадлежащим образом, в частности, отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями, поскольку по указанным показателям различному количеству специалистов присваивается одинаковое количество баллов, учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию возможна количественная оценка.
Кроме того, Заказчиком в рамках Показателя N 2.3 не установлен порядок оценки в случае предоставления в составе заявки копий государственных контрактов на сумму от 15 до 20 миллионов рублей. Также, Комиссии не представляется возможным определить, какие именно услуги сопоставимого характера подлежат оценке в рамках Показателя N 2.3.
Кроме того, по порядку оценки в отношении Показателей N 2.1, 2.2, 2.3 Критерия N 2 документации о Запросе предложений участникам закупки, представившим сведения, подлежащие оценке, присваивается не 100 баллов, а 30 баллов по каждому показателю.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Запросе предложений, нарушают пункт 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты проведения закупки, поскольку итоговый рейтинг, ранжированный по степени выгодности предложений, не изменится.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Бизнес-Премиум" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 3, 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат проведения закупки, предписание не выдавать
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будут представлены в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 октября 2017 г. N К-1270/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был