Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Телеформ ИС" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по туризму (далее - Заказчик), единой комиссии Заказчика (далее - Единая комиссия) при проведении Заказчиком, Единой комиссией конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по разработке концепции по развитию на взаимной основе безвизовых групповых туристических поездок (далее - ЕИС) 0173100006517000066) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, неправомерно присвоившей низкую оценку в баллах заявке Заявителя, а также высокую оценку заявке победителя Конкурса - ООО "Центр стратегических разработок на транспорте" по нестоимостному критерию "Качественные и функциональные характеристики объекта закупки".
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 31.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 14 732 411,50 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 4 участника закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 21.09.2017;
7) наименьшая цена предложенная участниками закупок - ООО "Телеформ ИС" 6 924 233, 41 рубля;
8) победителем Конкурса признано ООО "Центр стратегических разработок на транспорте" с предложением о цене контракта 8 357 599 рублей.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
Пунктом 50 информационной карты Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6, максимальное количество баллов 100;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики выполняемых работ (далее - Критерий N 1) - значимость критерия 40%, коэффициент значимости 0,4, максимальное количество баллов 100;
Критерий N 1 содержит, в том числе показатели "Предложение участника по оказанию услуг в части обследования существующих процедур в сфере безвизовых групповых поездок" (далее - Показатель N 1), значимость - 30 %, в рамках которого установлен следующий порядок оценки заявок:
"100 баллов за предоставление предложений по всем двум сведениям, представленным ниже:
1. Описание методологии оказания услуг по анализу существующих процедур на предмет наличия факторов, ограничивающих развитие процесса обеспечения безвизовых групповых туристических поездок;
2. Описание методологии оказания услуг по анализу уровня автоматизации процессов и механизмов обеспечения безвизовых групповых туристических поездок между Россией и Китайской Народной Республикой с предоставлением схематического отображения данных процессов.
50 баллов за предоставление предложения по одному любому сведению из двух, указанных выше;
0 баллов за отсутствие предложений в целом по всем сведениям показателя или их копирование из технического задания.
В случае, если участником конкурса в составе заявки будет представлено описание данного показателя, копирующее положения технического задания, то такое предложение будет считаться не представленным и оцениваться в 0 баллов.
Под описанием методологии оказания услуг понимается описание применяемых участником методов, технологий и подходов при оказании конкретного вида услуг. Информация по данному показателю предоставляется в соответствии с разделом 4.1.2.1, 4.1.2.2 Технического задания".
Также, Критерий N 1 содержит, в том числе показатель "Организационно-технические предложения в части разработки модели процессов и решений развития безвизовых групповых туристических поездок" (далее - Показатель N 1), значимость - 70 %, в рамках которого установлен следующий порядок оценки заявок:
"100 баллов за предоставление предложений по всем пяти сведениям, представленным ниже:
1. Описание методологии оказания услуг в части разработки модели процессов AS-IS ("как есть") с предоставлением схематического отображения данных процессов;
2. Описание методологии оказания услуг в части разработки модели процессов TO-BE ("как должно быть") с предоставлением схематического отображения данных процессов;
3. Описание методологии оказания услуг в части разработки предложений о переходе на электронный документооборот с предоставлением схематического отображения данных процессов;
4. Описание методологии оказания услуг по проработке процедур межведомственного взаимодействия участников обеспечения процессов безвизовых групповых туристических поездок;
5. Описание методологии оказания услуг по разработке основных технических требований, предъявляемых к функциональности информационной системы, которая позволит реализовать основные положения Концепции.
80 баллов за предоставление предложений по любым четырем сведениям из пяти, указанных выше; 60 баллов за предоставление предложений по любым трем сведениям из пяти, указанных выше; 40 баллов за предоставление предложений по любым двум сведениям из пяти, указанных выше; 20 баллов за предоставление предложения по одному любому сведению из пяти, указанных выше; 0 баллов за отсутствие предложений в целом по всем сведениям показателя или их копирование из технического задания.
В случае если участником конкурса в составе заявки будет представлено описание данного показателя, копирующее положения технического задания, то такое предложение будет считаться не представленным и оцениваться в 0 баллов.
Под описанием методологии оказания услуг понимается описание применяемых участником методов, технологий и подходов при оказании конкретного вида услуг. Информация по данному показателю предоставляется в соответствии с разделом 4.2.1, 4.3.2.1, 4.3.2.2, 4.3.2.3 Технического задания".
Согласно представленному представителем Заказчика протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 21.09.2017 N ПРО 1 (далее - Протокол рассмотрения заявок) заявке Заявителя по указанным показателям Критерия N 1 присвоен 71 балл (28.4 балла с учетом коэффициента значимости):
По Показателю N 1 - 50 баллов (15 баллов с учетом коэффициента значимости);
По Показателю N 2 - 80 баллов (56 баллов с учетом коэффициента значимости).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в составе заявки Заявителя в рамках порядка оценки по Показателю N 1 представлены сведения в отношении одного описания методологии оказания услуг из двух возможных, по Показателю N 2 отсутствуют сведения, в том числе в отношении описания методологии оказания услуг по проработке процедур межведомственного взаимодействия участников обеспечения процессов безвизовых групповых туристических поездок, а также отсутствует последовательность предложений, в связи с чем присвоено соответствующее количество баллов.
В отношении оценки сведений, представленных ООО "Центр стратегических разработок на транспорте", представитель Заказчика сообщил, что по Критерию N 1 указанным участником Конкурса представлены сведения в полном объеме для присвоения максимального количества 40 баллов, в частности, По показателю N 1 указаны сведения по всем пяти описаниям методологии оказания услуг, По показателю N 2 указаны два описания из возможных двух, а также описана последовательность предложений.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Единой комиссии не противоречат требованиям Конкурсной документации.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе прилагается предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара с размещением в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола.
Вместе с тем, согласно сведениям ЕИС к Протоколу рассмотрения заявок не приложены в полном объеме предложения участников Конкурса в отношении объекта закупки и не размещены в ЕИС.
Таким образом, действия Единой комиссии нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1.4, 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Телеформ ИС" необоснованной.
2. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 02.10.2017 по делу N К-1271/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 октября 2017 г. N К-1271/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был