Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Технострой" (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Океан" (далее - Уполномоченный орган) при проведении АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Океан" (далее - Аукционная комиссия) Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному строительству объекта "Жилой дом на 160 квартир для обслуживающего персонала дружины "Галактика" и специалистов по обслуживанию детей с ограниченными возможностями" (номер извещения 0320100011217000174) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены ненадлежащие требования к товарам, в том числе требования к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлению товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к конкретным показателям товаров, а также характеристикам товаров, не позволяющим указать в заявке на участие в Аукционе одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значения, предусмотренные ГОСТ.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 11.09.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 424 151 420 рублей;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 27.09.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 04.10.2017;
5) дата проведения Аукциона - 09.10.2017.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товаров, к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний, например: "Битумы нефтяные строительные изоляционные", "Рулонный гидроизоляционный материал", "Горячекатаная арматурная сталь".
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов таблицы "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" технической части документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, такие, например, как по позиции N 2 "Битумы нефтяные строительные изоляционные": "Марка требуется БНИ-IV-3\БНИ-IV\БНИ-V. Температура размягчения 65 - 100* °С. Глубина проникания иглы 0,1 мм при 25 °С от 20 до 40 мм. Температура вспышки не ниже 240 °С. Растяжимость при 25 °С не менее 2 см. Изменение массы после прогрева не более 0,5 %"; по позиции N 12 "Рулонный гидроизоляционный материал": "Водонепроницаемость при давлении не менее 0,2 МПа в течение 24 ч должна быть абсолютная. Разрывная сила при растяжении в продольном направлении не менее 600 Н. Разрывная сила при растяжении в поперечном направлении не менее 400 Н. Толщина не менее 4 мм. Водопоглощение в течение 24 ч не более 1 % по массе. Масса вяжущего с наплавляемой стороны не менее 2 кг/м2. Теплостойкость требуется не менее 100 °С"; по позиции N 199 "Горячекатаная арматурная сталь": "Гладкого\периодического профиля класса А-I или А-II или А-III. Должна быть изготовлена в мотках или стержнях. Номинальный диаметр стержня должен быть 8 мм. Площадь поперечного сечения стержня 0,283\0,503 . Марка стали должна быть Ст3кп; Ст3пс; Ст3сп; Ст5сп; Ст5пс; 18Г2С; 35ГС; 25Г2С; 32 Г2Рпс. Предел текучести 390\235\295 Н/мм2 Временное сопротивление разрыву не менее 373 Н/мм2. Относительное удлинение должно быть не менее 14-25* %" (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, положениями технического задания документации об Аукционе к ряду товаров установлены, в том числе, следующие требования: по позиции N 158 "Маты" - "Марка не хуже М-100", по позиции N 339 "Бокс распределительный модульный" - "Класс защиты не хуже IP40", по позиции N 514 "Кабель" - "Класс пожарной опасности должен быть не хуже П1б.8.2.2.2.".
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция): "При указании слов и словосочетаний "максимальный", "минимальный", "средний", "требуется", "необходимо", "может", "или", "не более", "не менее", "более", "менее", "ниже", "выше", "не ниже", "не выше", "должен", "от", "до", "включительно", "превышает", "не хуже", "примерно", "около", "рекомендуется", "будет", "допускается", "включительно" во всех формах участник должен сделать конкретное предложение."
Изучив документацию об Аукционе, требования технического задания документации об Аукционе, Инструкцию Комиссия приходит к выводу, что Инструкция не позволяет однозначно установить порядок заполнения заявки на участие в Аукционе, порядок предоставления сведений в отношении показателей товаров, предусмотренных техническим заданием документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, а также надлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены ненадлежащие к конкретным показателям товаров, а также требования к характеристикам товаров, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значения, предусмотренные ГОСТ.
По позиции N 114 технического задания документации об Аукционе к товару "Гранит" установлены следующие требования: "Габаритные размеры не менее 400*400*9 мм".
По мнению Заявителя, по указанной позиции технического задания документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом не установлены надлежащим образом требования к характеристикам длины, ширины и высоты указанного товара.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что требования к характеристикам товара "Гранит" технического задания документации об Аукционе установлены в соответствии с ГОСТ и являются стандартными для данного вида товаров.
Пунктом 68 технического задания документации об Аукционе к товару "Плитка" установлены следующие требования: "Керамическая плитка. Высота не более 50 мм".
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлен исчерпывающий перечень характеристик по вышеуказанном товару, что не позволяет участнику закупки надлежащим образом указать характеристики вышеуказанных товаров в составе заявки на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что участнику закупки не требуется указывать иные параметры товара "Плитка" технического задания документации об Аукционе, при этом участнику закупки достаточно в заявке указать характеристики, указанные в техническом задании документации об Аукционе.
На основании изложенного, Комиссия считает, что вышеуказанные положения технического задания документации об Аукционе по товарам "Гранит" и "Плитка" не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно пункту N 11 технического задания документации об Аукционе к товару "Гвозди" установлены, в том числе, следующие требования: "Длина стержня должна быть не менее 3,0 мм. Длина гвоздя не менее 40 мм".
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что требование "Длина гвоздя не менее 40 мм" к вышеуказанному товару является технической ошибкой.
Пунктом N 132 технического задания документации об Аукционе к товару "Доски обрезные хвойных пород" установлены, в том числе, следующие требования: "Длиной 4-6,5* м, шириной 75-150* мм, толщиной 44 мм и более, III сорта. Стандартом не нормируется. Требования заданы в соответствии с технической документацией".
Согласно доводу жалобы Заявителя, показатели ширины и толщины товара "Доски обрезные хвойных пород" установлены в техническом задании документации об Аукционе ненадлежащим образом, поскольку положения технического задания документации об Аукционе по вышеуказанным показателям позволяют указать значения показателей, соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе, но не соответствующие ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения".
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что при заполнении заявки на участие в Аукционе по товару "Доски обрезные хвойных пород" участникам закупки следует применять положения ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры", при этом указание на соответствующий ГОСТ в документации об Аукционе отсутствует.
Комиссия приходит к выводу, что требования технического задания документации об Аукционе к характеристикам товара "Доски обрезные хвойных пород" позволяют участнику характеристику толщины указанного товара, равную 175 мм, при этом значение ширины составит более 350 мм, что противоречит требованиям технического задания документации об Аукционе и ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения".
По мнению Комиссии, отсутствие указание на ГОСТ, подлежащий применению участниками закупки при заполнении заявок на участие в Аукционе по товару "Доски обрезные хвойных пород" позволяет участникам закупки по своему усмотрению выбирать ГОСТ для указания показателей в отношении товара "Доски обрезные хвойных пород", что, по мнению Комиссии, вводит в заблуждение участников закупки и позволяет указать в составе заявки на участие в Аукционе характеристики товара соответствующие требованиям, установленным в документации об Аукционе, но не соответствующие ГОСТ.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что по вышеуказанным пунктам технического задания об Аукционе участнику закупки не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе ввиду ненадлежащего описания объекта закупки, а также ненадлежащих требований к показателям товаров, которые необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Технострой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 02.10.2017 N К-1273/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 октября 2017 г. N К-1273/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был