Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Стройтех" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Заказчик), ФГБУ "Кемеровская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Строительство здания ФГБУ "Кемеровская МВЛ" в целях размещения лабораторного блока (корпуса) соответствующего уровня биологической защиты для работы с возбудителями АЧС и иными особо опасными болезнями животных по адресу: г. Кемерово, ул. Муромцева, 2-А" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0339100013917000013) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В извещении о проведении Аукциона (далее - Извещение) неправомерно отсутствует перечень документов, которые должны быть представлены участниками Аукциона.
2. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 12.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 540 474 880 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 28.09.2017;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 05.10.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Извещении неправомерно отсутствует перечень документов, которые должны быть представлены участниками Аукциона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Изучив Извещение, Комиссия приходит к выводу, что в Извещении отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Аукциона, что не соответствует пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе и является нарушением части 1 статьи 64 закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в случае, если участник закупки планирует работы по монтажу систем пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, оповещения и эвакуации выполнять самостоятельно.
Согласно пункту 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе отсутствует требование о наличии у участника действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки являются работы по строительству объекта.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии соответствующей лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем явка представителей не обеспечена, в составе жалобы документов и сведений, подтверждающих, что в документации об Аукционе неправомерно отсутствует требование о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в случае, если участник закупки планирует работы по монтажу систем пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, оповещения и эвакуации выполнять самостоятельно, не представлено, в связи с чем, указанный довод Заявителя подтверждения не нашел.
Вместе с тем, в результате проведения внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения.
3. В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ установленным заказчиком требованиям.
Согласно извещению о проведении Аукциона, а также документации об Аукционе, объектом закупки является выполнение работ по объекту: "Строительство здания ФГБУ "Кемеровская МВЛ" в целях размещения лабораторного блока (корпуса) соответствующего уровня биологической защиты для работы с возбудителями АЧС и иными особо опасными болезнями животных по адресу: г. Кемерово, ул. Муромцева, 2-А".
Вместе с тем, Комиссия установила, что Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС не размещена проектная документация в полном объеме, что подтвердил представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии.
В связи с изложенным, действия Заказчика, Уполномоченного органа, разместившего в ЕИС проектную документацию не в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 26 информационной карты документации об Аукционе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, и инструкция по ее заполнению" установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать: согласие участника Аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным.
Приложением N 2 к информационной карте документации об Аукционе "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" (далее - Инструкция), в том числе установлено, что при подаче заявки участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в техническое задание части IV "Техническая часть" документации об Аукционе.
Таким образом, руководствуясь Инструкцией, участник должен предоставить в составе первой части заявки сведения в отношении всех товаров с указанием единиц измерения, наименований показателей, технических, функциональных параметров, содержащихся в техническом задание части IV "Техническая часть" документации об Аукционе.
Вместе с тем, изучив документацию об аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Техническое задание части IV "Техническая часть" документации об Аукционе не содержит конкретного перечня товаров с указанием единиц измерения, наименований показателей, технических, функциональных параметров, необходимых для представления в составе заявки, кроме того техническое задание состоит из описательной части, что, по мнению Комиссии, препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, так как Инструкция не позволяет определить какие именно товары, указанные в техническом задании части IV "Техническая часть" документации об Аукционе, подлежат описанию и представлению участниками закупки в составе первой части заявки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, описание объекта закупки, а также документация об Аукционе не содержит указания на то, показатели каких именно товаров, содержащихся в техническом задании документации об Аукционе, участнику необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
5. Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что техническое задание документации об Аукционе содержит ряд применяемого оборудования и материалов с указанием фирменного наименования и наименования производителя без указания технических показателей, позволяющих установить параметры эквивалентности товара, такие как: "Стальные радиаторы "Vogel & Noot HUGIENE", "Счетчики Меркурий 230 ART-03", "Холодильная машина типа Systemair Syscroll 60 Air СО, "Сухая градирня типа Thermokey WQ2180.B5/10 VQ3EAF (ЕС).
При этом, техническое задание документации об Аукционе содержит следующие положения: "Если заказчиком в тексте документации и приложениях к ней упоминаются товарные знаки, то заказчик допускает использование товаров с такими товарными знаками и их эквиваленты вне зависимости от наличия или отсутствия по тексту документации и приложений к ней слов "или эквивалент".
Здесь и в иных случаях по тексту документации и приложениях к ней при использовании в описании товара указания на товарный знак со словами эквивалент, так и без слов "или эквивалент" критериями определения соответствия являются характеристики товара, с помощью которых описывает данный товар производитель".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе не содержит условий эквивалентности в случае указания на товарный знак в документации об Аукционе, а также ненадлежащим образом установлены параметры эквивалентности, позволяющие определить соответствие закупаемого товара потребностям заказчика, Уполномоченного органа.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
6. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 3.2. проекта контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "В течение 20 (двадцати) календарных дней с даты заключения Контракта Государственный заказчик на основании предоставленного Подрядчиком счета на оплату осуществляет выплату Подрядчику аванса в размере 100% цены этапа N 1 Контракта".
Комиссия приходит к выводу, что в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлен конкретный размер аванса.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройтех" обоснованной в части отсутствия в извещении о проведении Аукциона перечня документов, которые должны быть представлены участниками Аукциона.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, в связи с тем, что предписание об устранении указанных нарушений выдано на основании решения от 29.09.2017 по делу N К-1267/17
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 29.09.2017 по делу N К-1267/17 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 октября 2017 г. N К-1283/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был