Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЛЕРАКОМ" (далее - Заявитель) на действия Министерства строительного комплекса Московской области (далее - Заказчик), Комитет по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на завершение строительно-монтажных работ по объекту "Лечебный корпус на 190 коек Дубненской городской больницы по ул. Карла Маркса, д. 30 в г. Дубне Московской области" (номер извещения 0148200005417001008) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку не позволяет указать конкретное, точное и достоверное значение показателей товара, используемых при выполнении работ.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом надлежащим образом не установлены требования к содержанию и составу заявки, а именно: не представляется возможным определить какие показатели товаров необходимо представить в составе заявке, поскольку установленные показатели в рамках одного товара, используемого при выполнении работ, противоречат положениям действующей нормативно-технической документации или инструкции по заполнению первых частей заявок, и, кроме того, установлены показатели товаров, не являющихся характеристикой самого товара, а также не имеющих единицы измерения.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены излишние требования к характеристикам товара, в том числе показатели результатов испытания таких товаров.
4. Заказчиком, Уполномоченным органом при описании объекта закупки не использованы показатели, требования, условные обозначения и терминология, которые предусмотрены нормативными документами, а также установлены показатели товаров, которые не нормируются ГОСТ.
5. Заказчиком, Уполномоченным органом установлены в качестве минимальных и (или) максимальных значений показателей значений, показатели значений, относящихся только к одному виду товара, показателей значений, позволяющих указать в заявке противоречащие положениям ГОСТ значения, а также требования об указании в одном пункте множество различных видов товаров с различными характеристиками.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.09.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 094 959 169,83 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 09.10.2017;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона - 16.10.2017;
6) дата проведения Аукциона - 19.10.2017.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку не позволяет указать конкретное, точное и достоверное значение показателей товара, используемых при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Инструкцией по заполнению заявки документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "При установлении в Приложении к ТЗ минимальных и/или максимальных значений качественных характеристик, выраженных в виде буквенно-числового значения или только буквенного значения, участник должен указать значение показателя, руководствуясь нормативным(-и) документом(-и) в том числе ГОСТ, в сторону улучшения предлагаемых характеристик товара (например, при требовании документацией значения марки бетона по осадке конуса "не ниже П3", установленной в минимальных значениях показателя, участник должен предложить значение или "П1", или "П2", или "П3", при этом значение "П4" или "П5" недопустимо)".
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что подходящая марка по осадке конуса выбирается исключительно из вида выполняемой работы, в связи с чем не означает, что бетонные смеси с более низким цифровым значением марки по осадке конуса обладают улучшенными характеристиками по сравнению с бетонными смесями с более высоким цифровым значением марки по осадке конуса, поскольку не подтверждается положениями нормативно-технической документации, данными производителей, и вводит в заблуждение участников закупки.
Например, пунктом 20 Приложения N 1 к Техническому заданию установлены, в том числе следующие требования к товару "Профили направляющих": "Материал: минимальные значения показателей - Ст1сп; максимальные значения показателей - Ст6сп".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "При установлении в Приложении к ТЗ минимальных значений показателей без наличия слов "не менее", "не ниже", "", означает требование конкретного значения в рамках установленного минимального значения, то есть, означает требование значения превышающего указанное, при этом, указание значения равного указанному не допускается. При установлении в Приложении к ТЗ максимальных значений показателей без наличия слов "не более" "не выше", "не превышает", "
" означает требование конкретного значения в рамках установленного максимального значения, то есть, означает требование значения менее указанного, при этом, указание значения равного указанному не допускается".
На заседании Комиссии представители Заявителя сообщили, что углеродистая сталь обыкновенного качества с указанными марками нормируется положениями ГОСТ 380-2005.
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ 380-2005 углеродистую сталь обыкновенного качества изготовляют следующих марок: Ст0, Ст1кп, Ст1пс, Ст1сп, Ст2кп, Ст2пс, Ст2сп, Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп, Ст3Гпс, Ст3Гсп, Ст4кп, Ст4пс, Ст4сп, Ст5пс, Ст5сп, Ст5Гпс, Ст6пс, Ст6сп.
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что буквенное обозначение "Ст" обозначает "Сталь", цифровые обозначения - условный номер марки в зависимости от химического состава, буквенное обозначение "Г" - марганец при его массовой доле в стали 0,80% и более, буквенные обозначения "кп", "пс", "сп" - степень раскисления стали: "кп" - кипящая, "пс" - полуспокойная, "сп" - спокойная. Таким образом, цифра в обозначении марки стали по мере увеличения не обозначает улучшение характеристик, а указывает на изменение химического состава стали, то есть увеличение массовой доли углерода), в связи с чем требования инструкции по заполнению заявки документации об Аукционе не позволяют указать установленные Заказчиком марки стали, при этом необходимо указать марку стали по качественным характеристикам лучше марки "Ст1сп", но хуже "Ст6сп". При этом не представляется однозначным образом определить, имеет участник закупки возможность представить в составе заявки сталь со степенью раскисления "кипящая" или "полуспокойная", или необходимо предложить сталь со степенью раскисления "спокойная".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет указать конкретное, точное и достоверное значение показателей товаров, используемых при выполнении работ, с учетом требований документации об Аукционе и нормативных документов, в том числе ГОСТ (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом надлежащим образом не установлены требования к содержанию и составу заявки, а именно: не представляется возможным определить какие показатели товаров необходимо представить в составе заявке, поскольку установленные показатели в рамках одного товара, используемого при выполнении работ, противоречат положениям действующей нормативно-технической документации или инструкции по заполнению первых частей заявок, и, кроме того, установлены показатели товаров, не являющихся характеристикой самого товара, а также не все показатели товаров имеют единицы измерения.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Например, пунктом 53 Приложения N 1 к Техническому заданию установлены, в том числе следующие требования к товару "Поковки строительные": "Материал изготовления скоб: минимальные значения показателей - "Скобы из квадратных заготовок (из оцинкованной стали высокого качества)", максимальные значения показателей - "Скобы из круглых заготовок (из оцинкованной стали высокого качества)"; Размер: Минимальные значения показателей - "Диаметр 12,10", максимальные значения показателей - "Толщина 8,16"; Материал изготовления штырей: минимальные значения показателей - "Штыри из круглых стальных заготовок диаметром 12", максимальные значения показателей - "Штыри из круглых заготовок диаметром 25".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "В случае установления предельных значений с использованием кавычек ("_" или "_"), участнику необходимо выбрать одно из значений, указанных в графах "Минимальные значения показателей", либо "Максимальные значения показателей", не изменяя значения вне зависимости от использования в требуемом значении символов, союзов и частиц".
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что скобы из круглых заготовок имеют круглое сечение профиля, следовательно, для них определяется только параметр "Диаметр скоб", а для скоб из квадратных заготовок определяется параметр толщина. Кроме того, показатель "Размер" относится и к штырям, и к скобам. При этом указание, что "Штыри из круглых стальных заготовок диаметром 25" будет противоречить показателю размер. Кроме того, поскольку в соответствии с инструкцией по заполнению заявки документации об Аукционе необходимо выбрать один из показателей, указать квадратное исполнение скоб не представляется возможным.
Пунктом 66 Приложения N 1 к Техническому заданию установлены, в том числе следующие требования к товару "Мастика битумная": "Температура применения: минимальные значения показателей: - 30, максимальные значения показателей - +15, °С".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "участник в своей заявке при описании характеристик и предложений должен применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Единица измерения, указанная в Приложении к ТЗ, является конкретным показателем и подлежит к предоставлению участником закупки в составе первой части заявки. При предоставлении сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Приложении к ТЗ. Заявки, поданные с нарушением данных требований, признаются не соответствующими требованиям, установленным документацией, и будут отклонены".
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что инструкцией по заполнению заявок документации об Аукционе не предусмотрено указание значения показателя в виде диапазонного значения, при этом представители Заявителя пояснили, что вышеуказанные показатель не является функциональной характеристикой товара, в связи с чем участник закупки не имеет возможности на момент подачи заявки представить показатель "Температура применения" в виде конкретного значения.
Пунктом 93 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару "Шурупы ГОСТ 1147-80 Шурупы. Общие технические условия Дата введения в действие: 01.01.1982 ГОСТ 1145-80 Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры Дата введения в действие: 01.01.1982 ГОСТ 1144-80 Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры Дата введения в действие: 01.01.1982 ГОСТ 1146-80 Шурупы с полупотайной головкой. Конструкция и размеры Дата введения в действие: 01.01.1982": "Диаметр резьбы (d): значения показателей, которые не могут изменяться - 4,6 мм, высота сферы R: минимальные значения показателей - 1 мм".
В соответствии с пунктом 2 ГОСТ 1145-80 "R 0,1d".
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что в соответствии с положениями ГОСТ 1145-80 показатель "Высота сферы R" является расчетным. Кроме того, для диаметра резьбы 4 мм значения показателя "Высота сферы R" должно быть не более 0,4 мм, для диаметра резьбы 6 мм значение показателя "Высота сферы R" должно быть не более 0,6 мм. Таким образом, ни для какого диаметра резьбы вышеуказанный показатель не может быть более 0,6 мм, что не соответствует значению показателя "1 мм", установленного в документации об Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленные требования к товару "Шурупы" противоречат положениям действующей нормативно-технической документации и не позволяют указать конкретное, точное и достоверное значение характеристик и функциональных свойств данного товара с учетом требований документации об Аукционе и нормативных документов, в том числе ГОСТ.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в ряде показателей товаров, установленных в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, отсутствуют единицы измерения показателей товаров, таких, например, как по позиции 105 "Трубы полиэтиленовые": "Толщина стенки: максимальные значения показателей- 8.1"; по позиции 130 "Щит распределительный наружной установки с знаком": "длина: максимальные значения показателей -
620; ширина: максимальные значения показателей - 520; глубина: максимальные значения показателей - 120" и другие.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом при описании объекта закупки установлены ненадлежащие требования к содержанию и составу заявки, а именно: не представляется возможным определить какие показатели товаров необходимо представить в составе заявке, поскольку установленные показатели в рамках одного товара, используемого при выполнении работ, противоречат положениям действующей нормативно-технической документации или инструкции по заполнению первых частей заявок, и, кроме того, установлены показатели товаров, не являющихся характеристикой самого товара, а также не все показатели товаров имеют единицы измерения, в связи с чем не представляется возможным определить порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию заявки, надлежащее описание объекта закупки, нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены излишние требования к характеристикам товара, в том числе показатели результатов испытания таких товаров.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, такие, например, как по позиции 2 "Материал теплоизоляционный": "содержание органических веществ: максимальные значения показателей: 2.0 % по массе", по позиции 3 "Трубы стальные": "выдерживаемое гидравлическое давление: минимальные значения показателей -
2.4 МПа", по позиции 112 "Трубы стальные": "Гидравлическое давление, которое выдерживают трубы: минимальное значение показателей - "3.1 (32)", максимальные значения показателей "2.4 (25)" Мпа (кгс/см2)", по позиции 42 "Смеси сухие": "Содержание цемента: максимальные значения показателей - не более 100, % массы вяжущего", по позиции 111 "Блок оконный": "Заполнение влагопоглотителем дистанционных рамок: минимальные значения показателей -
50, % массы вяжущего" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, пунктом 5 Приложения N 1 к Техническому заданию установлены, в том числе следующие требования к товару "Болты высокопрочные с шестигранной головкой с увеличенным размером под ключ для металлических конструкций": "Размер (da), Размер (lg), Шаг резьбы (P), Размер (Kw), Размер (r), Размер (S), Размер (ls), Размер (e), Размер (dw), Размер (ds), Размер (h), Размер (K)" (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
При этом в соответствии с разделом 6 ГОСТ Р 52644-2006, установлено, что за наименованием изделия указывают варианты конструктивного исполнения тела и головки болта, типоразмер, класс прочности, климатическое исполнение, вид и толщину покрытия.
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что перечисленные в ГОСТ Р 52644-2006 характеристики являются исчерпывающими для определения соответствия товара потребностям Заказчика. Описание всех размерных характеристик болтов не уточняет функциональные характеристики товара и, по мнению Заявителя, являются избыточными.
Пунктом 21 Приложения N 1 к Техническому заданию установлены, в том числе следующие требования к товару "Известь": "Электротермофосфорные шлаки в составе: "наличие"/"отсутствие"; Минеральные добавки: "наличие"/ "отсутствие"; Гранулированные доменные шлаки в составе "наличие"/ "отсутствие" (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
В соответствии с пунктом 2.2 ГОСТ 9179-77 установлено, что материалы, применяемые при производстве извести: карбонатные породы, минеральные добавки (гранулированные доменные или электротермофосфорные шлаки, активные минеральные добавки, кварцевые пески), должны удовлетворять требованиям соответствующих действующих нормативных документов.
На заседании Комиссии представителями Заявителя даны объяснения, согласно которым в соответствии с ГОСТ 9179-77 показатель "Минеральные добавки" включают в себя показатели "Электротермофосфорные шлаки в составе", "Гранулированные доменные шлаки в составе" и не несет в себе уточнение функциональных характеристик товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом при описании объекта закупки не использованы показатели, требования, условные обозначения и терминология, которые предусмотрены нормативными документами, а также установлены показатели товаров, которые не нормируются ГОСТ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки необходимо использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Пунктом 8 Приложения N 1 к Техническому заданию установлены, в том числе следующие требования к товару "Кабель силовой": "Максимальный диаметр жил": минимальные значения показателей - 1.4, максимальные значения показателей - 2.4, мм".
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что в соответствии с требованиями ГОСТ 31996-2012 и ГОСТ 22483-2012, нормируется показатель "максимальный диаметр токопроводящей жилы", при этом показатель "максимальный диаметр жил" не нормируется.
Кроме того, пунктом 24 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к товару "Фланцы стальные": "Условный проход (Dy) 32;25;40 мм; Давление 10;16;25 кгс/см2; Внутренний диаметр (dв) 46;33;39 мм; Номинальный диаметр (dн) 45;38;32 мм; Толщина фланца (b) 16;18;12;17;14;19;15 мм".
Представители Заявителя пояснили, что требования к товару "Фланцы стальные" установлены ГОСТ 33259-2015. При этом в документации об Аукционе отсутствует ссылка на указанный ГОСТ. Кроме того, представители Заявителя сообщили, что указанные фланцы делятся на несколько типов, которые, в свою очередь, делятся на различные исполнения. Вместе с тем, документация об Аукционе не содержит указание на тип и исполнение фланцев.
Пунктом 49 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару "Болты с гайками и шайбами строительные": "Резьба болта полная: "Да"/ "Нет"; Размер (l2): минимальные значения показателей - 2.8, максимальные значения показателей -
4.0, мм".
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что в соответствии с ГОСТ Р ИСО 898-1-2014, ГОСТ 7798-70, ГОСТ 7796-70, ГОСТ 15589-70, требования о соответствии которым установлено Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе, отсутствует показатель "Резьба болта полная", при этом нормируется показатель "Болты с длиной резьбы до головки", который Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлен.
Кроме того, представители Заявителя пояснили, что в связи с тем, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к трем различным материалам, нормируемыми различными ГОСТ, не представляется возможным однозначным образом определить, к какому товару относится показатель Размер (l2).
Пунктом 62 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару "Шайбы стопорные уменьшенные": "Количество пар лапок: минимальные значения показателей - "2", максимальные значения показателей - "1": исполнение: минимальные значения показателей - "1", максимальные значения показателей - "2".
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что в положениях ГОСТ 13466-77 отсутствует показатель "Количество пар лапок", установленный Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе, в связи с чем не представляется возможным определить, какое значение по указанному показателю необходимо представить в составе заявки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показатели товаров (материалов), не позволяющих сопоставить какими именно требованиями технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара, и кроме того, устанавливает требования к показателям товаров (материалов), которые не нормируются требованиями ГОСТ (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию заявки, надлежащее описание объекта закупки, нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом установлены в качестве минимальных и (или) максимальных значений показателей значений, показатели значений, относящихся только к одному виду товара, показателей значений, позволяющих указать в заявке противоречащие положениям ГОСТ значения, а также требования об указании в одном пункте множество различных видов товаров с различными характеристиками.
Пунктом 5 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару "Болты высокопрочные с шестигранной головкой с увеличенным размером под ключ для металлических конструкций ГОСТ Р 52644-2006 (ИСО 7411:1984) Болты высокопрочные с шестигранной головкой с увеличенным размером под ключ для металлических конструкций. Технические условия (с Изменением N 1) Дата введения 2008-01-01": "Размер (Kw): минимальные значения показателей - 8.87, максимальные значения показателей -
15.22, мм; Размер (dw): минимальные значения показателей -
31.35, максимальные значения показателей -
57.00, мм; Размер (K): минимальные значения показателей -
13.65, максимальные значения показателей
23.42, мм".
В соответствии с ГОСТ Р 52644-2006 показатели "Размер (Kw)", "Размер (dw)" являются расчетными, а именно: Kw = 0,65K, dw = 0,95S.
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52644-2006 минимальное значение показателя "Размер (Kw)" при значении показателя "Размер (K)" равного "13.65 мм" будет рассчитываться следующим образом: Kw = 0,65K, Kw = 0,65 * 13.65 = 8,8725 мм. Таким образом, минимальное возможное значение показателя "Размер (Kw)" больше установленного Заказчиком. Установленное Заказчиком требование к значению показателя "Размер (Kw)" вводит участника в заблуждение и позволяет указать в заявке противоречащие положениям ГОСТ Р 52644-2006 значения.
Пунктом 94 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару "Труба ГОСТ 32415-2013Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия Дата введения 2015-01-01": "Класс трубы: минимальные значения показателей - 1;2;5; максимальная рабочая температура: минимальные значения показателей - не ниже + 60, °С".
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что в соответствии с ГОСТ 32415-2013, минимальное значение по показателю "Максимальная рабочая температура "плюс 80 °С" , в связи с чем установленные требования в документации об Аукционе вводят участника закупки в заблуждение и позволяют указать участнику закупки в составе заявки противоречащие требованиям ГОСТ значения.
Пунктом 97 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару "Арматурная сталь ГОСТ 5781-82 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия. Дата введения 1983-07-01": "Номер профиля: минимальные значения показателей - 6, максимальные значения показателей - 24, мм; Диаметр стержня "d": максимальные значения показателей - 22, мм".
Представители Заявителя пояснили, что в соответствии с ГОСТ 5781-82 номер профиля выбирается из ряда 6,8,10,12,14,16,18,20,22,25. Показатель "Номер профиля" со значением 24 не установлено. Кроме того, диаметр стержня установлен только для стали периодического профиля, а также отсутствует в ГОСТ 5781-82 стержень с диаметром 22 мм, что также в соответствии с установленными требованиями в документации об Аукционе позволяют указать участнику закупки в составе заявки противоречащие требованиям ГОСТ значения.
Кроме того, пунктом 3 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару "Трубы стальные ГОСТ 3262-75 Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия Дата введения 1977-01-01": "Диаметр условного прохода: значения показателей, которые не могут изменяться: 20, 25, 32, мм; Длина труб: максимальные значения показателей - 12, м; Диаметр условного прохода легких труб под накатку резьбы: минимальные значения показателей: "25", максимальные значения показателей: "32", мм; Наружный диаметр: минимальные значения показателей - 26.8, максимальные значения показателей -
42.3, мм; Трубы по типу: значение показателей, которые не могут изменяться - легкие, усиленные; Толщина стенок труб, минимальные значения показателей -
2.5, максимальные значения показателей -
4.0, мм; Выдерживаемое гидравлическое давление: минимальные значения показателей -
2.4 МПа".
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что Заказчиком, Уполномоченным органом одновременно в одном пункте Приложения N 1 к Техническому заданию установлены требования о предоставлении конкретных значений показателей 7 видов товара "Трубы стальные", а именно: усиленные трубы диаметром условного прохода 20 мм; усиленные трубы диаметром условного прохода 25 мм; усиленные трубы диаметром условного прохода 32 мм; легкие трубы диаметром условного прохода 20 мм; легкие трубы диаметром условного прохода 25 мм; легкие трубы диаметром условного прохода 32 мм; легкие трубы под накатку резьбы диаметром условного прохода 25 или 32 мм. При этом такие показатели товара как "Наружный диаметр" и "Толщина стенок труб" зависит как от типа серии трубы, так и от показателя "Диаметр условного прохода", в связи с чем невозможно предоставить единственное конкретное и достоверное значение по данным показателям для всех разновидностей труб одновременно, необходимо указание отдельного значения каждого показателя для каждой разновидности трубы.
Пунктом 11 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару "Плоские шайбы": "Размер (e) 0.75 мм; Размер (c)
3.0 мм; Свойства - с фаской, без фаски".
В соответствии с разделом 3 ГОСТ 32484.5-2013, требование о соответствии которому установлено Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе, у товара "Плоские шайбы" без фаски отсутствуют размеры "e" и "c", поскольку данные размеры относятся к фаске шайбы, которая у данного вида отсутствует, в связи с чем не представляется возможным предоставить единственное конкретное и достоверное значение по данным показателям для товара "Шайба без фаски".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом, надлежащим образом не установлены в документации об Аукционе требования об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным нормативными документами, так и значениям, указанным в документации об Аукционе, поскольку последние противоречат требованиям нормативных документов, а также вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке значения показателей, противоречащие положениям нормативных документов, в том числе ГОСТ.
Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию заявки, надлежащее описание объекта закупки, нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является завершение строительно-монтажных работ по объекту "Лечебный корпус на 190 коек Дубненской городской больницы по ул. Карла Маркса, д.30 в г. Дубне Московской области".
В соответствии с пунктом 5.2.25. проекта контракта документации об Аукционе "в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению Контракта не менее 15 (пятнадцати) процентов Цены Контракта следующие виды и объемы работ: ____________ (выбрать из числа видов и объемов работ, указанных в п. 33 Информационной карты документации о закупке).
Заполняется на этапе заключения контракта по предложению Подрядчика".
В части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Таким образом, указанными положениями Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающей перечень сведений и документов, размещаемых (направляемых) Заказчиком и победителем Аукциона в ЕИС при заключении контракта.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что положения документации об Аукционе, предусматривающие, что виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта заполняются на этапе заключения контракта по предложению подрядчика, не соответствуют требованиям частей 2,3,10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют требованиям частей 2, 3, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, требованиям Постановления Правительства N 570 и нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЛЕРАКОМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 05.10.2017 по делу N К-1301/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 октября 2017 г. N К-1301/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
Текст решения официально опубликован не был