Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Скорость" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Аукционная комиссия), ОАО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по созданию системы видеоконференции (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100007417000027) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в пункте 2 Приложения N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе неправомерно установлено требование об указании в составе заявки конкретного показателя в отношении гарантийного срока.
2. Заказчиком в Техническом задании Приложения N 1 к государственному контракту документации об Аукционе неправомерно установлены следующие требования: "в качестве первого покупателя должен быть указан Заказчик", "поставщик должен быть авторизованным партнером компании производителя/разработчика и предоставить подтверждающее письмо".
3. Заказчиком в подпункте 11 пункта 5 инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе неправомерно установлено ограничение в соответствии с постановлением Правительства от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457).
4. Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе вводит в заблуждение участников Аукциона.
5. Заказчиком установлены ненадлежащие требования к товару "Кабель тип 2" в пункте 2 Приложения N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе.
6. Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлено ненадлежащее описание объекта закупки в отношении характеристик товаров "Сервер", "Клавиатура", "Моноблок", "Спикерфон".
Представители Заказчика частично согласились с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 13.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 06.10.2017;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона.
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в пункте 2 Приложения N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе неправомерно установлено требование об указании в составе заявки конкретного показателя в отношении гарантийного срока.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничения доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе "если в Техническом задании установлено требование к сроку гарантии, сопровождаясь при этом словами "не менее" или "более", Участником закупки должен быть указан срок гарантии, но без сопровождения словами "не менее" или "более".
В пункте 2 "Кабель тип 2" Приложения N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования: "гарантия системы не менее 25 лет. Гарантия компонентов не менее 15 лет".
Вместе с тем, статьей 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень информации, необходимой к предоставлению в составе первой части заявки на участие в Аукционе. При этом предоставление в составе заявки конкретного показателя в отношении гарантийного срока в первой части заявки на участие в Аукционе Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Приложения N 1 к государственному контракту документации об Аукционе неправомерно установлены следующие требования: "в качестве первого покупателя должен быть указан Заказчик", "поставщик должен быть авторизованным партнером компании производителя/разработчика и предоставить подтверждающее письмо".
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Техническим заданием Приложения N 1 к государственному контракту документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования:
- "В качестве первого покупателя должен быть указан Заказчик";
- "Поставщик должен быть авторизированным партнером компании производителя/разработчика и предоставить подтверждающее письмо".
Вместе с тем, из положений Технического задания документации об Аукционе не следует, что принадлежность поставщика к авторизованным партнерам компании производителя, разработчика является обязательным для участников закупок, исполнителей в силу законодательства Российской Федерации. При этом, получение статуса авторизованного партнера всецело зависит от волеизъявления третьего лица.
Кроме того, наличие указанного статуса у производителя, разработчика не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по государственному контракту, заключаемому по результатам закупки.
Следовательно, действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено ограничение в соответствии с Постановлением N 1457.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушении требований Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту 11 пункта 5 инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе "участники закупки не могут быть организации, находящиеся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организации, контролируемые гражданами Турецкой Республики и (или) организации, находящиеся под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением Правительства от 29.12.2015 г. N 1457".
Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 13.09.2017.
Вместе с тем, Постановление N 1457 утратило силу с 31.05.2017.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что требование, указанное в подпункте 11 пункта 5 инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе является технической ошибкой.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно установившего ограничение в соответствии с Постановлением N 1457, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе вводит в заблуждение участников Аукциона.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Согласно пункту 6 "Сведения об Участниках закупки" инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе Заказчиком установлено следующее: "В сведениях об Участнике закупке желательно представлять следующие данные: Фирменное наименование (наименование) с указанием сведений об организационно-правовой форме (для юридического лица), Фамилия, имя, отчество (для физического лица); Сведения о месте нахождения (для юридического лица), Почтовый адрес (для юридического лица), Сведения о месте жительства (для физического лица); Паспортные данные (для физического лица); Идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса; Контактные телефоны (с указанием кода страны и города)".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанные положения инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе вводят в заблуждение участников закупки, поскольку предоставление во второй части заявки на участие в Аукционе вышеуказанной информации является обязательным для участника закупки в силу положений пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В пункте 2 "Кабель тип 2" Приложения N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование: "Рабочая температура (диапазон): от -20°C до +75°C и более".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе "Если в Техническом задании устанавливается диапазонный показатель, значение которого не может изменяться в ту или иную сторону, Участником закупки должен быть предложен товар именно с таким значением показателя. Если в Техническом задании устанавливается диапазонный показатель, наименование которого сопровождается словами "диапазон должен быть не менее от_- до", или "диапазон должен быть не более от_- до_" Участником закупки должен быть предложен товар с конкретными значениями верхнего и нижнего предела показателя, соответствующим заявленным требованиям, но без сопровождения словами "диапазон должен быть не менее от_- до", "диапазон должен быть не более от_- до_".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не позволяет участникам такого Аукциона надлежащим образом составить заявку на участие в закупке, поскольку не содержит надлежащего описания применения диапазонного показателя в сопровождении слов "менее", "более".
В пункте 4 "Сервер" Приложения N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование:
- "Сетевой адаптер N 1": "Диапазон рабочих температур: 0°C to 70°C";
- "Сетевой адаптер N 2": "Диапазон рабочих температур: 0°C to 70°C";
- "Сетевой адаптер BCM": "Диапазон рабочих температур: 0°C to 70°C".
Изучив инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что указанная инструкция не содержит правил применения при составлении заявки на участие в закупке значения "to", что не позволяет участникам закупки надлежащим образом составить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, установившего ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком установлены ненадлежащие требования к товару "Кабель тип 2" в пункте 2 Приложения N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе, а именно к показателю "Материал проводника", поскольку установленные требования не соответствуют ГОСТ Р 54429-2011 "Кабели связи симметричные для цифровых систем передачи. Общие технические условия".
В пункте 2 "Кабель тип 2" Приложения N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требования к показателю "Материал проводника": "Омедненный алюминий (ССА)".
На заседании Комиссии, представители заказчика сообщили, что указанные требования к товару "Кабель тип 2" установлены в соответствии с потребностью заказчика и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Кроме того, Техническое задание документации об Аукционе не устанавливает требований о соответствии товара "Кабель тип 2" ГОСТ Р 54429-2011.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил и не представил в составе жалобы доказательств, свидетельствующих о том, что Заказчиком неправомерно не установлены требования к товару "кабель тип 2" в соответствии с ГОСТ Р 54429-2011.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлено ненадлежащее описание объекта закупки в отношении характеристик товаров "Сервер", "Клавиатура", "Моноблок", "Спикерфон".
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 4 Приложения N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе к товару "Сервер" установлены, в том числе, следующие требования:
- "Форм-фактор: 1U Rockmount";
- "Высота: не менее 40 и не более 50 мм".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе "если в Техническом задании значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно словами "не менее", "не более", "менее", "более", "до", Участником закупки в предложении устанавливается конкретное значение".
Вместе с тем, согласно ГОСТ 28601.1-90 "Система несущих конструкций серии 482,6 мм. Панели и стойки. Основные размеры", ГОСТ 28601.2-90 "Система несущих конструкций серии 482,6 мм. Шкафы и стоечные конструкции. Основные размеры" величина "U" означает вертикальное приращение, равное 44,45 мм.
Следовательно, в соответствии с ГОСТ 28601.1-90, ГОСТ 28601.2-90 величина "U" не может изменяться и указывается как конкретное значение, равное 44,45 мм.
На основании изложенного, Комиссия установила, что Заказчиком в пункте 4 Приложения N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе к товару "Сервер" установлены значения показателей, противоречащие ГОСТ, в связи с чем, участник закупки может предложить в составе первой части заявки показатели, соответствующие требованиям документации об Аукционе, но противоречащие требованиям ГОСТ.
Комиссия приходит к выводу, что требования, содержащиеся в документации об Аукционе к значению показателя "высота" товара "сервер" вводят участников закупки в заблуждение, поскольку позволяют указать значение показателя несоответствующие требованиям ГОСТ 28601.1-90, ГОСТ 28601.2-90.
Кроме того, в пункте 4 Приложения N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе к товару "Клавиатура" установлены, в том числе, следующие требования:
- "Среда передачи данных: проводная или беспроводная";
- "Питание: должно быть по кабелю";
- "Радиус действия клавиатуры: ограничен проводом".
Комиссия приходит к выводу, что требования, содержащиеся в документации об Аукционе к значению показателей "среда передачи данных", "питание", "радиус действия клавиатуры" не позволяют определить объект закупки, а именно потребность заказчика в проводной или беспроводной клавиатуре, поскольку указанные требования противоречат друг другу.
В Приложении N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования (данные примеры не являются исчерпывающими):
- пункт 5 "Моноблок": "Разрешение не менее 1920х1080 пикс дюйм", "Базовая частота процессора не менее 2800 МБ";
- пункт 5 "Моноблок" товар "Клавиатура": "Ширина должна быть больше 430 и меньше 440";
- пункт 7 "Спикерфон": "Вес с USB-кабелем: больше 0,5 и меньше 0,7 дюйм", "Питание (светодиод будет гореть): должен быть USB для ПК и ноутбука фунт" и другое.
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе "при подаче сведений Участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Техническом задании".
В соответствии с пунктом 3.17 ГОСТ 54830-2011 "Системы охранные телевизионные. Компрессия оцифрованных видеоданных. Общие технические требования и методы оценки алгоритмов" "разрешение (resolution): свойство оцифрованных видеоданных, выражающее возможность различать на отдельных кадрах детали исходного изображения, которое определяется как количество пикселей (элементов изображения) по горизонтали и по вертикали, содержащихся в кадре".
Согласно Приложению N 1, 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 31.10.2009 N 879 "Об утверждении положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации" (далее - Постановление N 879) "частота" измеряется в "герц (Hz, Гц)", "масса" измеряется в "килограммы (kg, кг)", "длина" измеряется в "метр (m, м)".
Кроме того, в пункте 5 "Моноблок" товар "Клавиатура" Приложения N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком не установлены единицы измерения показателя "ширина".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащие описание объекта закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту 2 пункту 6.3 извещения об осуществлении закупки документации об Аукционе "вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.14 настоящего извещения, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона настоящим требованиям". При этом пунктом 14 извещения об осуществлении закупки документации об Аукционе установлено требование о том, что "участник закупки не является офшорной компанией".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к составу документов, предоставляемых участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе, а именно декларацию о том, что участник закупки не является офшорной компанией, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к аукционной документации должен быть приложен проект государственного контракта, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены постановлением Правительства N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
Пункты 3, 4, 6 Правил устанавливают следующий порядок начисления штрафа:
3. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
4. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
6. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Изучив проект государственного контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу что Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размер штрафа, начисляемого в соответствии с пунктами 3, 4, 6 Правил, а также размер пени, начисляемой в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 1236 обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
Согласно пункту 4 "Сервер" Приложения N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком установлено требование о наличии операционной системы "MS Windows Server 2012 R2 Standard 64bit Russian 1-2 CPU, Hyper-V (Max: 64 CPU, 4TB RAM, 2VM)".
Согласно пункту 5 "Моноблок" Приложения N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком установлено требование "Предустановленная ОС: Windows 10 / Pro /".
Согласно пункту 8 "Портативный набор для конференцсвязи" Приложения N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком установлено требование "Предустановленная ОС должна быть Windows 10".
На заседании Комиссии установлено, что в извещении о проведении Аукциона, документации об Аукционе не установлен запрет согласно Постановлению N 1236. При этом, в ЕИС отсутствует обоснование о невозможности соблюдения запрета на поставку программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 1236.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968), установлен перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
На заседании Комиссии установлено, что товары, в том числе сервер, моноблок, клавиатура, содержащиеся в Техническом задании документации об Аукционе, входят в Перечень.
Вместе с тем, извещение об Аукционе, документация об Аукционе не содержат информацию об ограничениях допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 968.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе в соответствии с Постановлением N 968 ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" обоснованной в части установления Заказчиком ненадлежащих требований к участнику закупки, ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в закупке, ненадлежащего описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, части 6 статьи 31, частей 5, 7, 8 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 06.10.2017 по делу N К-1304/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.