Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ЗАО "Нау-сервис" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по развитию СЭД Ространснадзора (номер извещения - 0173100005017000025) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/1 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно признавшей заявку победителя Конкурса ООО "Вектор" на участие в Конкурсе соответствующей Конкурсной документации.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Конкурсная Комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в Конкурсной информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.08.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 003 638,20 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 21.09.2017;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 23.08.2017;
6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующим требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
7) победителем Конкурса признано ООО "Вектор" с минимальным предложением о цене контракта - 5 700 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки победителя Конкурса
ООО "Вектор" на участие в Конкурсе соответствующей Конкурсной документации.
Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 части 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная Комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе, на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная Комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с Приложением N 1 к части II Информационной карты Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников Конкурса (далее - Порядок):
1. Цена контракта - значимость критерия 30 %.
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия 40 %. (далее - Критерий N 2).
3. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 30 % (далее - Критерий N 3).
Согласно Порядку по Критерию N 2 оценивается наличие предложений по общей методологии выполнения работ по развитию ведомственной системы электронного документооборота Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, дополнительных предложений, повышающих качество и объем выполняемых работ по развитию ведомственной системы электронного документооборота Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, и предложений по увеличению срока гарантии на выполненные работы.
Для каждого участника по показателю оценивается наличие в Форме I.4.4. "Описание поставляемых товаров/выполняемых работ/оказываемых услуг" дополнительных предложений участника с их обоснованием (описанием соответствия целям выполнения работ). Все дополнительные предложения участника должны быть представлены явным образом, выделены (оформлены) курсивом и отмечены подзаголовком "дополнительное предложение" с указанием конкретного пункта (подпункта) Технического задания в составе Формы I.4.4. В случае наличия соответствующих дополнительных предложений участник получает баллы в соответствии со шкалой оценки. В случае отсутствия соответствующих предложений участник получает 0 баллов.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что в составе заявки ООО "Вектор" по Критерию N 2 не в полном объеме раскрыты требования технической части Конкурсной документации, отсутствует информация о базовом программном обеспечении, которое предлагается для использования модернизации СЭД Заказчика, а также заявка ООО "Вектор" подготовлена в произвольной форме не в соответствии с формой I.4.4. "Описание выполняемых работ", в с связи с чем, заявка ООО "Вектор" подлежала отклонению Конкурсной комиссией.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил заявку победителя Конкурса ООО "Вектор", согласно которой в заявке ООО "Вектор" по Критерию N 2 содержатся предложения по общей методологии выполнения работ по развитию ведомственной системы электронного документооборота Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с требованиями технической части Конкурсной документации.
Дополнительно представитель Заказчика пояснил, что по 3 заявкам, поданным на участие в Конкурсе, в том числе Заявителю и ООО "Вектор", по Критерию N 2 присвоено максимальное количество баллов.
Согласно технической части Конкурсной документации, в качестве базового программного обеспечения модернизированной СЭД должно быть использовано программное обеспечение, включенное в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что подавая заявку на участие в Конкурсе, участник соглашается с вышеуказанным требованием, при этом указывать в составе заявки конкретные наименования программного обеспечения участнику не требуется, а также форма I.4.4. "Описание выполняемых работ" является рекомендуемой.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что сведения, представленные в заявке ООО "Вектор" на участие в Конкурсе не противоречат требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе, в связи с чем, действия Конкурсной Комиссии, признавшей заявку
ООО "Вектор" соответствующей требованиям Конкурсной документации не противоречат Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих, что Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки ООО "Вектор" соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с Конкурсной документацией оценка заявок по Критерию N 3 осуществляется, в том числе с учетом следующего показателя: "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (далее - Показатель N 1)".
Вместе с тем, в рамках Показателя N 1 оценивается объем выполненных участником конкурса работ по завершенным контрактам/договорам стоимостью не менее 4 000 000 (Четырех миллионов) рублей без штрафных санкций за период с 2015 по 2017 годы сопоставимого характера и объема конкурса по содержанию, сложности, условиям выполнения подтвержденное документально (копиями контрактов/договоров с приложением Технических заданий и копиями актов выполненных работ соответственно и/или заключений, и/или решений заказчиков по приемке выполненных работ). Оценка по Показателю N 1 осуществляется следующим образом: количество успешно выполненных работ сопоставимого характера и объема: не представлены - 0 баллов; от 1 до 5 успешно выполненных работ сопоставимого характера и объема - 50 баллов, от 6 успешно выполненных работ сопоставимого характера и объема - 100 баллов.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по показателю по Показателю N 1 Критерия N 3, учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию возможна количественная оценка.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по Показателю N 1 участникам закупки присвоено одинаковое количество баллов.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Нау-сервис" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 10.10.2017 N К-1313/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 октября 2017 г. N К-1313/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был